Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

Понятие о чувствах и эмоциях 

 Эмоции и чувства  — личностные образования. Могут  быть, например, эмоция радости и  чувство радости. Если собственно  эмоции актуализируются при наличии  потребности и заканчиваются  после ее удовлетворения, то чувства  носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

 Чувства, в  отличие от эмоций, развиваются,  воспитываются, совершенствуются. Они  образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению  может отличаться у разных народов  и в разные исторические эпохи. К  одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные  культурно обусловленные, порой, противоположные  чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами во время еды. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

 В практической  деятельности сформировались практические  чувства человека (чувства, связанные  с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала  интеллектуальные чувства (чувства,  связанные с познавательной деятельностью  — чувство заинтересованности, чувство  любопытства и т. п.) В результате  образно-избирательной деятельности  появились эстетические чувства  (чувство красоты при восприятии  искусства, явлений природы и  другие).

 Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т.п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т.п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

 В результате  духовных поисков появились духовные  чувства (чувство священности  происходящего, благоговение, чувство  просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

 В мозаике чувств  конкретного индивида отражается  структура его потребностей, строение  его личности, система его ценностей.

 В отношении  окружающего мира человек стремится  действовать так, чтобы подкрепить  и усилить свои положительные  чувства. Чувства, в отличие  от собственно эмоций, всегда  связаны с работой сознания  и могут произвольно регулироваться.

 Проявление сильного  и устойчивого положительного  чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно  удовлетворяемой той или иной  органической потребности называется  страстью. Страсть – это встречающееся  только у человека эмоциональное  состояние. Оно плохо поддается  волевому контролю. Не все могут  справиться со своей страстью  при необходимости.

Все эмоциональные  состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности  влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Основные  эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:   

  • Интерес
  • Удовлетворение
  • Надежда
  • Радость
  • Пренебрежение
  • Гнев
  • Страх
  • Горе
 

 

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:   

  • Радость
  • Удивление
  • Печаль
  • Гнев
  • Отвращение
  • Презрение
  • Страх
  • Стыд
  • Интерес
 

 

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть  считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют "хроническим" эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны  с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками. 
 

1.2 Волевая сфера  личности

1.2.1 Понятие воли

Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся  в его способности сознательно  управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно  поставленной цели.

Воля является действенной  стороной сознания человека, то есть таким  его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может  приложить усилия к тому, чтобы  активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить  или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное  свойство личности.

1.2.2 Волевое действие

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых  действий, в которых содержатся все  признаки и качества воли.

Первоначальным моментом всякого волевого действия - его  первой фазой - является возникновение  побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед  собой, так и перед другими  людьми, принимать или отвергать  ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия - вторая фаза волевого процесса - стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия - третья фаза волевого процесса - принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

Далее следует заключительная - четвертая фаза волевого процесса - исполнение принятого решения. Исполнить  решение - значит практически достигнуть цели.

1.2.3 разные направления  в понятии воли

Современные психологи  по-разному рассматривают волю. Это  зависит от того, с каких философских  позиций они выступают и как  объясняют категории свободы  и необходимости. Но как бы разнообразны эти взгляды ни были, в общей  сложности они сводятся к двум основным направлениям.

Сторонники индетерминизма считают, что человек абсолютно  свободен, а его действия и поступки никем и ничем не ограничены. По их мнению, человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые  препятствия. Придерживающихся этой позиции, по существу, объединяет признание воли, не зависящей от материальных условий жизни человека. Такое истолкование воли не помогает, да и не может помочь человеку решать практические задачи, например, в области формирования личности, воспитания воли и т.д. Сторонники другого направления - детерминизма, в отличие от индетерминизма, подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен.

Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том, что она  возникает и развивается по законам  общественным, а не биологическим. Именно в силу этого обстоятельства существование  организма человека, и в частности  функционирование его нервной системы, в том числе и физиологические  механизмы волевых действий, в  принципе зависят от образа жизни  человека и характера его деятельности.

1.2.4 волевые качества  человека

К основным волевым  качествам человека можно отнести  силу воли, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Сила воли - максимальное значение волевого воздействия, которое  может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершенствованию неприятных для него действий - внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Целеустремленность - это способность человека подчинять  свои действия целям, которые необходимо достигнуть; это мобилизация сил  на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая  направленность принимаемых решений  и их исполнения.

Самостоятельность - это волевое качество, заключающееся  в возможности человека не поддаваться  влияниям различных сил, которые  могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

Решительность - это  волевое качество человека, благодаря  которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения  в различных условиях своей жизни  и деятельности.

Настойчивость - волевое  качество, благодаря которому человек  может мобилизовать свои силы для  относительно длительной и сложной  борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Энергичность - это  волевое качество, представляющее собой  возможность человека действовать  быстро и с большим напряжением  своих физических и духовных сил.

Инициативность - это  волевое качество, благодаря которому человек действует творчески; это  отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков  человека.

Исполнительность - это волевое качество человека, которое  заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых  решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью  завершить начатое им или порученное ему дело.

Творческая жизнь  и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства  требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет  определенные цели в своей жизни  и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и  воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

Воля как один из психических процессов создает  у человека определенные психические  состояния (активность, собранность) и  является очень важным более или  менее устойчивым психическим свойством  личности, от которого зависит действенность  мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.  

Психологические теории эмоций

( На вопрос. Что такое эмоции, пытались отвечать уже древние философы. Их волновали вопросы о двойственной природе эмоций: психические переживания и различные телесные изменения. Что первично? – переживания или телесные изменения?

Два направления:

1. Интеллектуалистический подход – эмоции, как самостоятельное, а телесные изменения – как их следствие.

2. Сенсуалистский подход – эмоции есть следствие телесных изменений.

Существует множество  психологических теорий эмоций.

Первая теория получила название – Периферическая теория.

Периферическая  теория эмоций.

(У.  Джемс – Ланге).

Психологическая теория эмоций начинается с работы Джемса «Что такое эмоция?»

(1884 г.) здесь он изложил свои взгляды на эмоцию.

До этой работы существовало утверждение: все телесные изменения, есть следствие эмоций.

Пример: человек покраснел  от стыда - телесное проявление зависит  от эмоций.

Джемс перевернул эту формулу: он считает первичными телесные изменения: телесные изменения – причина эмоций, а эмоции – следствие телесных изменений.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях