Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат
Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.
Схемы эмоциональных изменений по Джемсу:
Эмоция есть осознание телесных изменений.
Пример: человек боится потому, что дрожит, радуется потому, что смеется.
Вначале идет восприятие какого-то объекта ? оно вызывает телесные изменения, осознание человеком этих изменений ? приводит к возникновению эмоций (мы огорчены, потому что плачем).
Осознание телесных изменений. Если телесные изменения не осознаются, то эмоция не возникает:
Положительное в теории Джемса:
Джемс указал на связь эмоций с телесными, органическими изменениями.
Пример: на это указывают и актеры, играющие на сцене. Изображение каких-то эмоции при помощи каких-то жестов. Характерной мимики.
Отрицательное в теории Джемса: признание первичности телесных изменений.
Серьезные аргументы против теории Джемса высказал У.Кеннон:
? Физиологические изменения сопровождающие эмоции, носят однотипный характер. Эмоция гораздо разнообразнее физиологических изменений.
? Если искусственным
путем вызвать те же
? Если прервать поступление импульсов в ЦНС (человек не осознает телесных изменений), то эмоция все равно возникает.
Периферическая теория
послужила толчком для
Наиболее популярной из них является – Активационная теория (Эмоция – это высокий уровень активации ЦНС).
Мотивационные теории эмоций
Авторы: Изард, Томкинс и др. По мнению Изарда, фундаментальные эмоции являются и мотивирующим и смыслообразующим переживанием.
Они отождествляю эмоции с мотивом ==> название теорий. Наиболее ярко это проявляется в теории Изарда «Теория дифференциальных эмоций».
Пример: ревность Отелло
послужила мотивом к его
У Изарда: интерес – это одно из проявлений эмоций. Если эмоция не отождествляется с мотивом, то признается ее тесная связь.
Эмоции сопровождает мотив ==> Эмоция есть выражение мотивационно–потребностной сферы человека ==> Эмоции – причины, детерминанты поведения.
«Причина без эмоций бессильна», - так считали сторонники мотивационной теории эмоций. «Эмоция без причины – слепа» (Томкинс).
Когнитивные теории эмоций
(Арнольд)
Эмоция здесь связывается с познавательными (когнитивными) процессами ==> название теорий.
Причины возникновения эмоций сводятся к оценке ситуации человеком ==> познавательный акт. Таким образом, эмоция рассматривается как функция разума, она сопровождает познавательный акт.
Восприятие ситуации ? оценка ее ? Эмоции как ответ на оценку ситуации
Эмоция рассматривается как функция разума, а познавательные процессы или включаются в Эмоцию, или связываются с ней.
Личностные (персонологические) теории
Рассматривают Личность в целом.
Характер эмоциональных переживаний зависит от структуры личности, личностных особенностей.
При этом наиболее эмоциогенными ситуациями являются те, которые затрагивают ядро Личности – «Я – концепцию» ==> реакция.
Но не только личность
влияет на эмоции, но и наоборот ==>
связь между личностью и
Пример: тревожность – свойство личности, но она возникает из-за частого переживания чувства тревоги, беспокойства.
Вывод: в разных теориях эмоций на первый план выдвигаются разные проявления личности.
На стыке этих теорий возникают когнитивно – мотивационные теории, наиболее известна из них информационная теория Симонова (см. ниже).
Современные взгляды на эмоции и чувства.
Чувства – это отражение отношений Человека, как субъекта потребностей, к значимым для него объектам.
Таким образом, эмоциональные
отношения возникают к тем
объектам, которые интересуют нас, т.
е. соответствуют нашим
Эмоция – это форма проявлений чувств (переживания).
Некоторые авторы отождествляют эмоции и чувства, другие – разделяют их ==> Кто прав? Эмоции имеют биологическое значение, и чувства связывают с удовлетворением социальных потребностей.
Но чаще всего эмоции рассматриваются как форма проявления чувств!
Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к значимым для него объектам (Пример: чувство любви).
Эмоция связана
с ситуативным значением
Основные функции эмоций
Существуют разные классификации. Нет единства понимания.
1. Сигнальная функция.
2. Регулятивная функция.
1. Сигнальная функция – эмоция является сигналами того, что в данный момент является значимым для человека.
2. Регулятивная функция – эмоции энергизируют деятельность, усиливают или ослабляют нашу активность ==> регулируют выполнение деятельности (улучшают или ухудшают ее выполнение).
Эмоциональная сфера
человека сложна и многогранна. В
нее входят не только многочисленные
эмоции и чувства, но и целая группа
эмоциональных состояний –
Специфика эмоциональных явлений (чем отличаются эмоции от других психических явлений?)
1. Причины возникновения.
У эмоций они свои.
I. Чтобы возникла эмоция нужна потребность.
Причины возникновения эмоций рассматриваются в рамках теории Симонова (Информационная теория).
Э=fП (эмоция есть функция потребностей человека).
Но эта формула дополняется Э= fП (Ии-Ин).
Ии – имеющаяся у человека информация о возможных способах удовлетворения потребностей. Это средство достижения потребностей;
Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребностей;
Э – эмоция, ее степень качества и знак;
П – сила и качество актуальной потребности;
Р – оценка вероятности удовлетворения потребности;
+Э – положительная эмоция;
-Э – отрицательная эмоция.
Анализ этой формулы позволяет сделать выводы:
1) Э не равно 0, если П не равно 0;
2) + Э, если Ии больше или равно Ин (если человек знает много способов удовлетворения потребностей);
3) – Э, если Ин > Ии (человек не знает как удовлетворить данную потребность).
Качество эмоции
(положительное или
Но связь неоднозначная.
Если вероятность удовлетворения очень высокая или очень низкая, то это приводит к ослаблению эмоциональных переживаний.
Эмоции влияют на потребности. Динамика потребностей определяется силой Э и Р (вероятностью удовлетворения потребностей). При низкой Р и – Э потребность становится слабее, усиление потребностей происходит при повышении Р и + Э.
Пример: успех (+ Э) → усиление потребности в достижении.
Ситуации разрыва между Ии и Ин = эмоциональные ситуации:
* Любая новая ситуация является эмоциогеннее привычной ситуации.
* Необычность ситуации – высокая эмоциогенность.
* Внезапные ситуации приводят к той же реакции.
Самой главной причиной возникновения эмоции является потребность.
Но есть и другие причины.
II. Психическое заражение является 2-ой причиной возникновения эмоции.
Легче заразиться чужими эмоциями в неорганизованной группе, толпе.
Механизм психологического заражения усиливается во время массовых сборищ, во время каких-то (например, религиозных) обрядов. “З” = передача эмоционального состояния от одного человека другому.
Условия:
1) количество окружающих человека людей;
2) насколько легко
человек может
Поэтому вероятность психологического заражения зависит от количества людей, которые нас окружают и от идентификации себя с другими.
III.
Образование условно-
Пример: детям предъявляли
различные нейтральные
IV. Эмоция возникает на основе врожденного и онтогенетического опята как ответ на биологически значимый раздражитель.
2. Полярность – это особое свойство эмоциональных явлений, отличающее эмоцию от других психологических явлений. Это знак эмоции, т.к. в зависимости от потребностей, мы можем испытывать:
а) + Э (положительные эмоции). Если объекты способствуют удовлетворению потребностей.
б) – Э (отрицательные эмоции). Если препятствуют им.
в) амбивалентные эмоции: к одному и тому же объекту мы относимся и положительно и отрицательно (люблю и ненавижу?). Смешанная полярность.
г) неопределенные эмоции: иногда знак эмоций четко не определен (полярность не выявлена в данный момент).
3. Экспрессивность эмоций (выразительность).
Экспрессивность – это выразительность. Она обусловлена деятельностью различных
физиологических систем человека, связью эмоций с деятельностью различных систем организма.
Пример:
* Под влиянием
эмоциональных проявлений
* изменения в дыхательной системе (частота дыхательных сокращений);
* изменения в пищеварительной системе (запоры или поносы, спазмы желудка);
* сексуальные изменения;
* общий обмен веществ.
(На этих изменениях основаны детекторы лжи)
Изменяется голос, жесты, мимика, позы.
4. Эмоции имеют особую динамику (развертывание во времени).
Любая эмоция проходит 3 стадии во времени:
1. Эмоциональное
напряжение (здесь эмоция не проявляется
в поведении) не имеет
2. Эмоциональная
разрядка (когда эмоция ярко
3. Угасание эмоции (успокоение человека, возвращение его в нормальное состояние) (после взрыва, всплеска).
Итак: Основные специфические характеристики эмоциональных явлений: 1) причины;
2) полярность; 3) экспрессивность; 4) особая динамика.
Классификация эмоциональных явлений.
Основные виды эмоциональных переживаний
Эмоциональные явления (разные классификации):
1. Основное их
отличие в степени
а) эмоционального процесса;
б) эмоционального состояния;
в) эмоционального свойства личности.
2. Эмоциональные явления разделяются на:
а) высшие чувства
* нравственные чувства
* интеллектуальные чувства
* эстетические чувства;
б) формы переживания чувств
* чувственный тон
* настроение