Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

Схемы эмоциональных  изменений по Джемсу:

Эмоция есть осознание  телесных изменений.

Пример: человек боится потому, что дрожит, радуется потому, что смеется.

Вначале идет восприятие какого-то объекта ? оно вызывает телесные изменения, осознание человеком этих изменений ? приводит к возникновению эмоций (мы огорчены, потому что плачем).

Осознание телесных изменений. Если телесные изменения  не осознаются, то эмоция не возникает:

Положительное в теории Джемса:

Джемс указал на связь  эмоций с телесными, органическими  изменениями.

Пример: на это указывают  и актеры, играющие на сцене. Изображение  каких-то эмоции при помощи каких-то жестов. Характерной мимики.

Отрицательное в  теории Джемса: признание первичности  телесных изменений.

Серьезные аргументы  против теории Джемса высказал У.Кеннон:

? Физиологические  изменения сопровождающие эмоции, носят однотипный характер. Эмоция гораздо разнообразнее физиологических изменений.

? Если искусственным  путем вызвать те же физиологические  изменения можно, то эмоцию  этим вызвать нельзя, например, с  помощью фармакологических средств.

? Если прервать  поступление импульсов в ЦНС  (человек не осознает телесных  изменений), то эмоция все равно  возникает.

Периферическая теория послужила толчком для разработки физиологических теорий эмоций (см. о них в Психофизиологии).

Наиболее популярной из них является – Активационная теория (Эмоция – это высокий уровень активации ЦНС).

Мотивационные теории эмоций

Авторы: Изард, Томкинс и др. По мнению Изарда, фундаментальные эмоции являются и мотивирующим и смыслообразующим переживанием.

Они отождествляю эмоции с мотивом ==> название теорий. Наиболее ярко это проявляется в теории Изарда «Теория дифференциальных эмоций».

Пример: ревность Отелло послужила мотивом к его действиям.

У Изарда: интерес – это одно из проявлений эмоций. Если эмоция не отождествляется с мотивом, то признается ее тесная связь.

Эмоции сопровождает мотив ==> Эмоция есть выражение мотивационно–потребностной сферы человека ==> Эмоции – причины, детерминанты поведения.

«Причина без эмоций бессильна», - так считали сторонники мотивационной теории эмоций. «Эмоция  без причины – слепа» (Томкинс).

Когнитивные теории эмоций

(Арнольд)

Эмоция здесь связывается  с познавательными (когнитивными) процессами ==> название теорий.

Причины возникновения  эмоций сводятся к оценке ситуации человеком ==> познавательный акт. Таким  образом, эмоция рассматривается как  функция разума, она сопровождает познавательный акт.

Восприятие  ситуации ? оценка ее ? Эмоции как ответ на оценку ситуации

Эмоция рассматривается  как функция разума, а познавательные процессы или включаются в Эмоцию, или связываются с ней.

Личностные (персонологические) теории

Рассматривают Личность в целом.

Характер эмоциональных  переживаний зависит от структуры  личности, личностных особенностей.

При этом наиболее эмоциогенными ситуациями являются те, которые затрагивают ядро Личности – «Я – концепцию» ==> реакция.

Но не только личность влияет на эмоции, но и наоборот ==> связь между личностью и эмоцией  двусторонняя. Личностные свойства –  это вторичные эмоции.

Пример: тревожность  – свойство личности, но она возникает  из-за частого переживания чувства  тревоги, беспокойства.

Вывод: в разных теориях эмоций на первый план выдвигаются разные проявления личности.

На стыке этих теорий возникают когнитивно – мотивационные теории, наиболее известна из них информационная теория Симонова (см. ниже).

Современные взгляды на эмоции и чувства.

Чувства – это  отражение отношений Человека, как  субъекта потребностей, к значимым для него объектам.

Таким образом, эмоциональные  отношения возникают к тем  объектам, которые интересуют нас, т. е. соответствуют нашим потребностям.

Эмоция – это  форма проявлений чувств (переживания).

Некоторые авторы отождествляют  эмоции и чувства, другие – разделяют  их ==> Кто прав? Эмоции имеют биологическое  значение, и чувства связывают  с удовлетворением социальных потребностей.

Но чаще всего  эмоции рассматриваются как форма  проявления чувств!

Чувство – это  устойчивое эмоциональное отношение  человека к значимым для него объектам (Пример: чувство любви).

Эмоция связана  с ситуативным значением объекта  для человека.

Основные  функции эмоций

Существуют разные классификации. Нет единства понимания.

1. Сигнальная функция.

2. Регулятивная функция.

1. Сигнальная функция  – эмоция является сигналами  того, что в данный момент является  значимым для человека.

2. Регулятивная функция  – эмоции энергизируют деятельность, усиливают или ослабляют нашу активность ==> регулируют выполнение деятельности (улучшают или ухудшают ее выполнение).

Эмоциональная сфера  человека сложна и многогранна. В  нее входят не только многочисленные эмоции и чувства, но и целая группа эмоциональных состояний – специфических  переживаний человека, которые характеризуются  относительной ревностью и значительной устойчивостью. Их продолжительность  может быть от нескольких часов до нескольких дней и более.

Специфика эмоциональных явлений (чем  отличаются эмоции от других психических  явлений?)

1. Причины возникновения.

У эмоций они свои.

I. Чтобы возникла эмоция нужна потребность.

Причины возникновения  эмоций рассматриваются в рамках теории Симонова (Информационная теория).

Э=fП (эмоция есть функция потребностей человека).

Но эта формула  дополняется Э= fП (Ии-Ин).

Ии – имеющаяся у человека информация о возможных способах удовлетворения потребностей. Это средство достижения потребностей;

Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребностей;

Э – эмоция, ее степень качества и знак;

П – сила и качество актуальной потребности;

Р – оценка вероятности удовлетворения потребности;

+Э  – положительная эмоция;

– отрицательная эмоция.

Анализ этой формулы  позволяет сделать выводы:

1) Э не равно  0, если П не равно 0;

2) + Э, если Ии  больше или равно Ин (если человек знает много способов удовлетворения потребностей);

3) – Э, если Ин > Ии (человек не знает как удовлетворить данную потребность).

Качество эмоции (положительное или отрицательное) и сила эмоционального переживания  определяется силой потребностей и  вероятностью (возможностью) удовлетворения данной потребности, которая в свою очередь, определяется соотношением между  Ии и Ин, степенью рассогласования между двумя типами информации.

Но  связь неоднозначная.

Если вероятность  удовлетворения очень высокая или  очень низкая, то это приводит к  ослаблению эмоциональных переживаний.

Эмоции влияют на потребности. Динамика потребностей определяется силой Э и Р (вероятностью удовлетворения потребностей). При низкой Р и – Э потребность становится слабее, усиление потребностей происходит при повышении Р и + Э.

Пример: успех (+ Э) →  усиление потребности в достижении.

Ситуации  разрыва между  Ии и Ин = эмоциональные ситуации:

* Любая новая ситуация  является эмоциогеннее привычной ситуации.

* Необычность ситуации  – высокая эмоциогенность.

* Внезапные ситуации  приводят к той же реакции.

Самой главной причиной возникновения эмоции является потребность.

Но есть и другие причины.

II. Психическое заражение  является 2-ой причиной  возникновения эмоции.

Легче заразиться чужими эмоциями в неорганизованной группе, толпе.

Механизм психологического заражения усиливается во время  массовых сборищ, во время каких-то (например, религиозных) обрядов. “З” = передача эмоционального состояния от одного человека другому.

Условия:

1) количество окружающих  человека людей;

2) насколько легко  человек может идентифицироваться  с другими.

Поэтому вероятность  психологического заражения зависит  от количества людей, которые нас  окружают и от идентификации себя с другими.

III. Образование условно-рефлекторных  связей с эмоциогенными раздражителями является 3-ей причиной.

Пример: детям предъявляли  различные нейтральные предметы, вместе со слабым ударом электрического тока ==> эмоция страха (стали бояться  этих предметов).

IV. Эмоция возникает на основе врожденного и онтогенетического опята как ответ на биологически значимый раздражитель.

2. Полярность – это особое свойство эмоциональных явлений, отличающее эмоцию от других психологических явлений. Это знак эмоции, т.к. в зависимости от потребностей, мы можем испытывать:

а) + Э (положительные  эмоции). Если объекты способствуют удовлетворению потребностей.

б) – Э (отрицательные  эмоции). Если препятствуют им.

в) амбивалентные  эмоции: к одному и тому же объекту  мы относимся и положительно и  отрицательно (люблю и ненавижу?). Смешанная полярность.

г) неопределенные эмоции: иногда знак эмоций четко не определен (полярность не выявлена в данный момент).

3. Экспрессивность эмоций (выразительность).

Экспрессивность –  это выразительность. Она обусловлена  деятельностью различных

физиологических систем человека, связью эмоций с деятельностью  различных систем организма.

Пример:

* Под влиянием  эмоциональных проявлений изменяется  сердечно-сосудистая система (кровяное давление; частота пульса; цвет кожи и др.);

* изменения в дыхательной  системе (частота дыхательных  сокращений);

* изменения в пищеварительной  системе (запоры или поносы, спазмы  желудка);

* сексуальные изменения;

* общий обмен веществ.

(На этих изменениях  основаны детекторы лжи)

Изменяется голос, жесты, мимика, позы.

4. Эмоции имеют  особую динамику (развертывание во времени).

Любая эмоция проходит 3 стадии во времени:

1. Эмоциональное  напряжение (здесь эмоция не проявляется  в поведении) не имеет экспрессивного  характера.

2. Эмоциональная  разрядка (когда эмоция ярко проявляется  в поведении в речи, в жестах, в мимике).

3. Угасание эмоции (успокоение человека, возвращение  его в нормальное состояние) (после  взрыва, всплеска).

Итак: Основные специфические  характеристики эмоциональных явлений: 1) причины;

2) полярность; 3) экспрессивность; 4) особая динамика.

Классификация эмоциональных явлений.

Основные  виды эмоциональных  переживаний

Эмоциональные явления (разные классификации):

1. Основное их  отличие в степени устойчивости:

а) эмоционального процесса;

б) эмоционального состояния;

в) эмоционального свойства личности.

2. Эмоциональные  явления разделяются на:

а) высшие чувства

* нравственные чувства

* интеллектуальные  чувства

* эстетические чувства;

б) формы переживания  чувств

* чувственный тон

* настроение

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях