Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

Стресс – психическое  состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного  свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние  признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).  
 

Чувства и личность человека

 
 
Наряду с мышлением и волей  чувства являются важнейшими психическими процессами, характеризующими человека. И действительно, о личности часто  можно судить по тому, что и как  человек переживает. Немалое значение имеют качества его чувств. В процессе жизни и деятельности эти особенности  чувств перерастают в свойства личности. Направленность и принципиальность, а также действенность чувств делают человека цельной личностью, у которой слово не расходится с делом. Людей же, которые немало переживают, но остаются пассивными, ничего не предпринимают, чтобы действовать  в соответствии со своими чувствами, называют сентиментальными. 
Судя по обычным (или часто повторяющимся) психическим состояниям, различают людей раздражительных, вспыльчивых, которые нередко испытывают аффективные переживания. По преобладающим настроениям людей делят на веселых, жизнерадостных (у них часто бывает, как говорят, «хорошее расположение духа») и на таких, которыми нередко овладевает грусть. Последние редко радуются, выглядят печальными и даже мрачными. 
Серьезно характеризуют личность нравственные чувства. Если они побуждают человека к определенным положительным действиям, это свидетельствует о высоком моральном уровне личности. Чувство любви к трудящимся, к Родине, к семье, чувство товарищества и дружбы перерастают в такие высокие нравственные качества, как преданность делу коммунизма, коллективизм, патриотизм, гуманизм, доброта, отзывчивость. 
Противоположные чувства: неприязнь и даже ненависть к людям, эмоциональная холодность — делают человека черствым, бездушным, безразличным себялюбцем, индивидуалистом. Таких людей необходимо перевоспитывать, они мешают дружной жизни в коллективе. 
Другое дело, если чувство ненависти человек испытывает к врагам Родины, к эксплуататорам, тунеядцам, ко всем, кто наносит вред нашему обществу. Борьба с ними необходима для счастья народа. Такое чувство ненависти продиктовано заботой о трудящихся и потому является положительным качеством. 
Большое значение в жизни человека имеет умение управлять своими эмоциями. Личность, хорошо владеющая своими чувствами, становится выше мелких, низких, угнетающих переживаний и бывает по-настоящему счастливой.

2.ВИДЫ  ЧУВСТВ

Исходя из объекта  чувств, представленного в сфере  социальных явлений, их подразделяют на виды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Это представления о долге, потребность соответствовать нравственным требованиям общества, чувство долга- ответственность за свое поведение перед другими людьми.

Предметом моральных  чувств является сам человек. К ним  относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, другим, сочувствие (сорадость, согоре), доверие и расположение к людям, товарищество, дружба, любовь. Это также и национальная гордость, любовь к Родине и людям, представляющим другие культуры и традиции.

Моральные чувства  переживаются индивидуально каждым человеком, но при такого рода переживаниях, при совпадениях нравственных ценностей  объединяют людей и дают им «ощущение  локтя», солидарности- единое нравственное «мы».

Эстетические  чувства человек испытывает при восприятии явлений действительности и многообразия национального и художественного творчества. Человечество ввело в свой обиход понятие прекрасного и оно, как ценность, создает соответствующие ориентации людей.

Предметом эстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, произведения искусства (картины, литература, музыка и др.) и  сам человек.

Люди в своей  культуре вырабатывают эстетические эталоны  поведения, общения друг с другом, его внешнего облика и выражения  чувств.

 Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникшей проблеме, сомнением или уверенностью и радостью по достижении ожидаемого результата.

Предметом интеллектуальных чувств является процесс мышления человека, а точнее, продукт мышления (вывод, идея, новая проблема и т.д.), удовлетворение от процесса мышления и его результата, разделенное с другими людьми.

Испытывая тягу к  познанию, человек ищет того, с кем  может пережить интеллектуальные чувства  вместе и как бы заново. Такое  совместное переживание придает  интеллектуальным чувствам особую значимость.

Практические чувства  испытывает человек, включенный в ту или иную работу, деятельность. Успех  веселит, приносит радость от проявленных сноровки и упорства. Неуспех огорчает, но в то же время рождает желание повторить попытку реализовать себя в деятельности. Объектом практических чувств являются труд, учение, спорт, игра и общение.

Эмоции порождают  чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций. Сильное, абсолютно  доминирующее чувство называют страстью.

Эмоции также принято  делить на положительные и отрицательные. Однако и те и другие способствуют психологической реакции, вызывают изменения в поведении. Положительные эмоции, как правило, вызывают радость, душевный покой и творческую приподнятость. Напротив, отрицательные эмоции могут надолго вывести человека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность. 

Чувства. 

 Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно - обусловленную природу, чувства, так или иначе, субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.   

 Чувства отражают  отношение человека к объекту  его устойчивых потребностей, которое  закреплено в направлении его  личности. 
    Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т.е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.)  
    Одно и то же чувство может реализоваться в различных условиях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали и т.д.  
    В отечественной психологии подчеркиваются два аспекта: аспект отражения - эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объектов для субъекта; аспект отношения - эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к миру. 

   "Простейшая форма эмоций - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Основные характеристики  и функции чувств.   

   Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.  

  Любовь. Существует множество устойчивых чувств, захватывающих все помыслы и стремления личности и характеризующих ее эмоциональную сферу. Любовь – одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. В широком значении любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других. В узком смысле  любовь – это относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями.  

   Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности, т.е. выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги часто неизвестны, интенсивность эмоциональных реакций может быт непропорционально высокой по сравнению с реальной опасностью. Если тревожность - эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность - проявление избыточной уверенности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным. Отчаяние - эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить. Надежда на этой шкале занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх - между беспечностью и отчаянием.   

8. Виды чувств     

 Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.    Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.   

 Эстетические  чувства возникают у людей  в результате переживания красоты  или безобразия воспринимаемых  объектов, будь то явление природы,  произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств  лежит врожденная потребность  человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.   

 Интеллектуальные  чувства связаны с познавательной  деятельностью человека. Они возникают  в процессе осуществления гностической  и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных  чувств основными считаются чувство  ясности или нечеткости мысли,  удивления, недоумения, догадки,  уверенности в знании, сомнения.   

 Интеллектуальные  чувства, обладая движущей силой  человеческого познания, усиливают  породившие их потребности к  познанию, стимулируют эмоции человека. 
 

9. Воля.   

       Человек – это бездушный механизм, до тех пор, пока в его действиях не появится воля, нечто  наиболее тесным образом связанное с человеческой самостью, его духовным началом. Человек ничем не отличается от умного и хорошо выдрессированного животного, пока не использует свою волю.    

  «Воля, способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора)».    

        «Под волей понимают способность  индивида к сознательной организации  своей деятельности и поведения,  направленной на преодоление  трудностей при достижении поставленных  целей. Другими словами, это  способность властвовать над  собой, своими чувствами, желаниями,  действиями»   

        «Воля как способность складывается  из способности принимать решение  и способности его реализовывать.  Возможность и необходимость  принятия решений сопровождает  человека всю жизнь. «Человек  – это существо, которое всегда  может сказать «нет» своим  влечениям и которое не должно  всегда говорить им «да» и  «аминь»»    

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях