Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

Было показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят  от того, как их переживают другие, рядом  находящиеся люди. Это значит, что  эмоциональные состояния могут  передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых  переживаний зависит от его личного  отношения к тому, кому он сопереживает. 

Информационная  теория П.В.Симонова

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э=F (П, (Инс, …) ),

где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности;

н - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда Ин больше чем Ис), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда Ис больше чем Ин.

Симонов утверждает, что существует относительная независимость  нейтронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности достижения цели) и что эта относительная  независимость механизмов предполагает разнообразие взаимодействий между  ними. Активация нейтронного аппарата эмоции интенсирует потребность, а дефицит или излишек информации склонны влиять на потребность по формуле:

.

С другой стороны, изменение  интенсивности эмоции и потребности  влияют на прогноз вероятности достижения цели:

Заключение

Как правило, теории эмоций мало что могут сказать  о роли эмоций в развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство исследователей эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. 

Литература 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
  2. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
  3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.-М.: Просвящение: Владос, 1994.-576 с.
 

Динамика  чувств человека

Проблему временного развития эмоциональных процессов  впервые поставил и рассмотрел В. Вундт. Он считал, что это развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении  эмоционального переживания. В учении Вундта отчетливо обозначено еще  одно положение, касающееся динамики эмоциональных  процессов- положение о слиянии, соединении, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. Так, сострадание объединяет соединением печали и любви, ревность - сложный аффект, состоящий одновременно из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит. Вопрос об актуальной динамике эмоциональных явлений, о том, как они возникают, протекают, сменяют друг друга, угасая и вновь возникая, целесообразно рассматривать на конкретных примерах.

В выявлении и  описании конкретных закономерностей  порождения одних эмоций другими  больше всего было сделано Б. Спинозой. Приводимый им материал показывает, что  эмоциональные отношения, развивающиеся  при различных обстоятельствах  из некоторой исходной эмоции, в  отдельных случаях могут быть весьма сложны и разнообразны. Так, субъект, охваченный любовью, сопереживает чувствам того, кого он любит. Вследствие такого сопереживания любовь может  распространиться на другое лицо: того, кто причиняет предмете нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть. Одно из последствий любви заключается в том, что она порождает желание взаимности, которое, будучи неудовлетворенным, вызывает неудовольствие. Если человек при этом считает, что его не любят не по его вине, то он будет охвачен чувством приниженности, если же он так не думает, он будет испытывать ненависть к тому, кого он полагает причиной получаемого от неразделенной любви неудовольствия.

Такой причиной может  быть сам объект любви или, например, тот, кого он любит. В последнем случае возникает особый вид ненависти - ревность.

Эмоциональный процесс  включает три основных компонента:

Первый - это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме, нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться.

Второй компонент - эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное - когда оно оценивается как негативное. Положительное чувство побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательное- побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент - степень контроля чувств (от полной ориентации и контроля за чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности).

Особенности динамики чувств обусловлены объективно и  субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения  и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия.

К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова  относится все, что касается внутреннего  мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и  направленность, предшествующие впечатления.  

Основные  качества эмоций и  чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением  наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение  или полная обессиленность.

Настроение -- это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Условным является выделение чувств как особого  подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о  некотором объекте - конкретном или  обобщенном

Любые качественно  разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть  и др.) могут рассматриваться как  положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Эмоциональная система  обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

Прежде всего, это  свобода во времени: не существует основного  ритма или цикла, как у побуждений.

Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как  побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они  не будут удовлетворены.

Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой  она действует (плотность эмоции -- продукт ее интенсивности и продолжительности).

Свобода эмоциональной  системы такова, что эмоция может  возникать из-за “вероятности события”. Благодаря этому эмоция гарантирует  предвосхищение, являющееся центральным  процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать  благоприятные события.

Эмоциональная система  обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые  могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через  знание чрезвычайно расширяет набор  объектов положительных и отрицательных  эмоций.

Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта-- мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления.

Существует большая  свобода. В способе возбуждения  и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными -- отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции.

Эмоции относительно свободны в возможности замещения  объектов привязанности. (Именно трансформация  эмоций, а не влечений, связывается  с фрейдовским понятием сублимации.)

Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации или возможных  альтернатив реакций.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает  в новой, незнакомой ситуации, при  отсутствии опыта в отношениях с  новым окружающим миром или при  знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при  изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную  или отрицательную эмоцию или  чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств -- их полярность. Полярность -- это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость--грусть, любовь--ненависть, обаяние -- отвращение).

 

Формы переживание чувств

Общепринятым является выделение следующих форм переживания  чувств: чувственный тон, эмоциональное  состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон  – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В  некоторых случаях эмоциональная  окраска восприятия оказывается  врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве  своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и  т.п.).

Эмоциональное состояние  – непосредственное переживание  какого-либо чувства, например наслаждение  от хорошей музыки. Эти состояния  могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими  на человека.

Настроение –  общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного  промежутка времени психические  процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое  и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной  или отрицательной. Положительной  можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные  страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях