Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      Н0: корреляция между переменными А и Б не отличается от 0.

      Н1: корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от 0.

      Корреляционная  связь может быть представлена графически в виде облака точек.

      Психологическое исследование проблемы одиночества  в подростковом возрасте проводилось  в несколько этапов:

  1. Изучение состояния проблемы одиночества в подростковом возрасте в литературе. Всего проанализировано 32 источника, среди которых 17 статей, 14 монографий и 1 автореферат. Определение методологического аппарата курсовой работы (цель, объект, предмет, задачи);
  2. Выдвижение гипотезы – выдвинута гипотеза типа В о взаимосвязи одиночества с самооценкой и экстраверсией в подростковом возрасте;
  3. Для исследования выбраны три группы методов: 1) методы теоретического анализа литературы; 2) эмпирические методы (тестирование); 3) математические методы (критерий ранговой корреляции Спирмена). Эмпирические методы включают в себя три методики: «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсона [19]; опросник Казанцевой Г.Н. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» [21]; опросник Айзенка, адаптированный для подросткового возраста [21]. Для эмпирического исследования была подобрана выборка в количестве 31 подростка (16 девушек и 15 юношей) 8-9 класса в  возрасте 13 – 16 лет;
  4. Сбор эмпирических данных. Исследование проводилось в групповой форме с использованием бланков. Время для ответов на вопросы и утверждения тестов не ограничивалось. Полученные результаты сообщены испытуемым;
  5. Результаты обработаны вручную, занесены в сводную таблицу и представлены в виде диаграмм;
  6. Качественный анализ результатов проведен в § 2.2. Предположения в составе гипотезы подтвердились:
  • между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте существует умеренная обратная связь (-0,422 по уровню статистической значимости 0,05), то есть, чем выше самооценка подростка, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества, и наоборот, чем ниже самооценка у школьника подросткового возраста, тем выше уровень субъективного ощущения одиночества; 
  • между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте существует умеренная обратная связь (-0,438 по уровню статистической значимости 0,05). Это значит, что, чем выше выраженность экстравертных черт у подростка, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества, и наоборот, чем ниже выраженность экстраверсии у школьника подросткового возраста, тем выше уровень субъективного ощущения одиночества.
  1. Формулирование общих выводов.
 
    1. Результаты  эмпирического исследования и их анализ
 

      Для количественной  и качественной обработки результатов применялся критерий ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками. Таким образом, методический аппарат эмпирического исследования делает возможным определение связи между уровнем субъективного ощущения одиночества и самооценкой в подростковом возрасте и между уровнем субъективного ощущения одиночества и экстраверсией в подростковом возрасте.

      На  основании проведенного эмпирического  исследования в целом по выборке (31 учащийся) можно представить следующие  результаты.

      Анализ  данных, полученных в результате проведения «Методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсона показал, что в целом по выборке преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, при этом у мальчиков-подростков низкий показатель выше, чем у девочек-подростков – 93,3% и 68,75% соответственно. Данные о выраженности низкого уровня субъективного ощущения одиночества у подростков представлены на рис.1.:

      

      Рис.1. Выраженность низкого уровня субъективного ощущения одиночества у школьников подросткового возраста 

        И среди юношей, и среди девушек  есть те, для кого характерен  средний уровень субъективного  ощущения одиночества, но среди  девушек процент этого уровня значительно выше, чем среди юношей – 31,25% и 6,7% соответственно. Данные о выраженности среднего уровня субъективного ощущения одиночества у подростков представлены на рис.2.:

      

      Рис.2. Выраженность среднего уровня субъективного  ощущения одиночества у школьников подросткового возраста 

        Высокий уровень субъективного  ощущения одиночества не был установлен ни среди девочек-подростков, ни среди мальчиков-подростков, что противоречит мнению исследователей [4,5,7,10,22,31] о том, что в подростковом возрасте одиночество ощущается острее всего. Возможно, такой результат связан с тем, что в гимназии, где проводилось эмпирическое исследование, хорошо налажена система психологической диагностики и психологической помощи ученикам. Но следует обратить внимание на тот факт, что среди девушек уровень субъективного ощущения одиночества в целом выше, чем у юношей. Общие результаты исследования субъективного ощущения одиночества представлены в таблице 2 и Приложении 4.

      Таблица 2

Результаты  по «Методике диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества»  Д.Рассела и М. Фергюсона 

Пол Уровень субъективного ощущения одиночества
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
юноши - - 1 6,7 14 93,3
девушки - - 5 31,25 11 68,75
 

      Для диагностики общей самооценки была выбрана методика Казанцевой Г.Н. «Изучение  общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (Приложение 2). По результатам данной методики, представленным в таблице 3 и Приложении 5 установлено, что в целом по выборке у подростков преобладает высокий уровень самооценки.

      Таблица 3

      Результаты  по методике Казанцевой Г.Н. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» 

Пол Уровень общей самооценки
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
юноши 15 100 - - - -
девушки 10 62,5 5 31,25 1 6,25

       

        У юношей высокий уровень самооценки абсолютен и составляет 100%, тогда как у девушек дифференциация самооценки более выражена, но также преобладает высокий уровень – 62,5%. Для 31,25% девочек-подростков установлен средний уровень самооценки и лишь у 6,25% девушек выявлен низкий уровень самооценки. Возможно, преобладание высокой самооценки в целом по выборке, а особенно у мальчиков, связано с проявившейся демонстративностью и бравированием перед исследователем. Преобладание высокого уровня самооценки у школьников подросткового возраста может быть связано и с тем, что педагогический коллектив гимназии старается создавать ситуации успеха при обучении, благоприятный психологический климат в классах.

      Опросник  Айзенка, адаптированный для подросткового  возраста, был призван оценить  уровень экстраверсии у школьников подросткового возраста. Результаты, полученные в ходе проведения опросника, представленные в таблице 4 и Приложении 6 показали, что в целом по выборке преобладает высокий уровень экстраверсии: у юношей этот показатель составляет 93,3%, а у девушек 68,75%.

      Таблица 4

      Результаты  по методике «Опросник Айзенка, адаптированный для подросткового возраста» 

Пол Уровень экстраверсии
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
юноши 14 93,3 1 6,7 - -
девушки 11 68,75 4 25 1 6,25
 

      И среди девочек-подростков, и среди мальчиков-подростков есть те, для кого выявлен средний уровень экстравертированности, но у девушек этот показатель выше и составляет 25%, чем у юношей, для которых этот показатель равен 6,7%. Низкий уровень экстраверсии выделен только для девушек и составляет 6,25%, у юношей этот уровень отсутствует. Такие результаты позволяют говорить о том, что в целом по выборке преобладают общительные, коммуникативные школьники, которые легко устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми и ориентированы на познание окружающего мира.

      Перейдем  к рассмотрению гипотезы. В ходе выдвижения гипотезы было сделано два  предположения. Во-первых, предполагалось, что уровень субъективного ощущения одиночества связан с самооценкой  подростка: чем выше самооценка, тем  ниже уровень субъективного ощущения одиночества, и наоборот. Произведенные расчеты подтвердили данное предположение: действительно существует обратная умеренная связь (-0,422 по уровню статистической значимости 0,05) между субъективным ощущением одиночества и самооценкой в подростковом возрасте, а это значит, что высокий уровень самооценки обусловливает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, а низкий уровень самооценки способствует появлению высокого уровня субъективного ощущения одиночества. Во-вторых, было сделано предположение, что уровень субъективного ощущения одиночества связан с экстраверсией: чем выше экстравертированность подростка, тем ниже выраженность чувства одиночества, и наоборот. В ходе вычисления корреляции с помощью рангового критерия корреляции Спирмена было подтверждено и это предположение – между уровнем субъективного ощущения одиночества и экстраверсией существует обратная умеренная связь (-0,438 по уровню статистической значимости 0,05). Таким образом, чем выше уровень экстраверсии школьника подросткового возраста, тем ниже уровень субъективного ощущения одиночества, и наоборот, чем ниже уровень экстраверсии, тем выше субъективное ощущение одиночества. В целом можно сделать вывод о том, что гипотеза эмпирического исследования подтвердилась.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Приложение 1

 

       Приложение 2

 

       Приложение 3

 

       Приложение 4 

Результаты  по «Методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона 

№ п/п Возраст Пол Балл Уровень
1 15 м 14 низкий
2 13 ж 5 низкий
3 16 м 12 низкий
4 14 м 11 низкий
5 15 ж 6 низкий
6 15 м 6 низкий
7 15 ж 2 низкий
8 15 м 16 низкий
9 15 м 10 низкий
10 16 ж 13 низкий
11 16 м 4 низкий
12 15 м 8 низкий
13 14 ж 23 средний
14 16 ж 8 низкий
15 15 ж 23 средний
16 15 м 5 низкий
17 15 ж 12 низкий
18 15 м 6 низкий
19 14 м 10 низкий
20 15 ж 0 низкий
21 15 м 4 низкий
22 15 ж 23 средний
23 16 м 3 низкий
24 14 ж 9 низкий
25 15 ж 37 средний
26 16 ж 5 низкий
27 16 ж 14 низкий
28 16 м 5 низкий
29 15 ж 24 средний
30 16 ж 0 низкий
31 14 м 21 средний

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте