Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Н0: корреляция между переменными А и Б не отличается от 0.
Н1: корреляция между переменными А и Б достоверно отличается от 0.
Корреляционная связь может быть представлена графически в виде облака точек.
Психологическое исследование проблемы одиночества в подростковом возрасте проводилось в несколько этапов:
Для
количественной и качественной
обработки результатов
На основании проведенного эмпирического исследования в целом по выборке (31 учащийся) можно представить следующие результаты.
Анализ данных, полученных в результате проведения «Методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела, М. Фергюсона показал, что в целом по выборке преобладает низкий уровень субъективного ощущения одиночества, при этом у мальчиков-подростков низкий показатель выше, чем у девочек-подростков – 93,3% и 68,75% соответственно. Данные о выраженности низкого уровня субъективного ощущения одиночества у подростков представлены на рис.1.:
Рис.1.
Выраженность низкого уровня субъективного
ощущения одиночества у школьников подросткового
возраста
И среди юношей, и среди девушек
есть те, для кого характерен
средний уровень субъективного
ощущения одиночества, но
Рис.2.
Выраженность среднего уровня субъективного
ощущения одиночества у школьников
подросткового возраста
Высокий уровень субъективного ощущения одиночества не был установлен ни среди девочек-подростков, ни среди мальчиков-подростков, что противоречит мнению исследователей [4,5,7,10,22,31] о том, что в подростковом возрасте одиночество ощущается острее всего. Возможно, такой результат связан с тем, что в гимназии, где проводилось эмпирическое исследование, хорошо налажена система психологической диагностики и психологической помощи ученикам. Но следует обратить внимание на тот факт, что среди девушек уровень субъективного ощущения одиночества в целом выше, чем у юношей. Общие результаты исследования субъективного ощущения одиночества представлены в таблице 2 и Приложении 4.
Таблица 2
Результаты по «Методике диагностики уровня субъективного ощущения
одиночества»
Д.Рассела и М. Фергюсона
Пол | Уровень субъективного ощущения одиночества | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
юноши | - | - | 1 | 6,7 | 14 | 93,3 |
девушки | - | - | 5 | 31,25 | 11 | 68,75 |
Для диагностики общей самооценки была выбрана методика Казанцевой Г.Н. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (Приложение 2). По результатам данной методики, представленным в таблице 3 и Приложении 5 установлено, что в целом по выборке у подростков преобладает высокий уровень самооценки.
Таблица 3
Результаты
по методике Казанцевой Г.Н. «Изучение
общей самооценки с помощью процедуры
тестирования»
Пол | Уровень общей самооценки | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
юноши | 15 | 100 | - | - | - | - |
девушки | 10 | 62,5 | 5 | 31,25 | 1 | 6,25 |
У юношей высокий уровень самооценки абсолютен и составляет 100%, тогда как у девушек дифференциация самооценки более выражена, но также преобладает высокий уровень – 62,5%. Для 31,25% девочек-подростков установлен средний уровень самооценки и лишь у 6,25% девушек выявлен низкий уровень самооценки. Возможно, преобладание высокой самооценки в целом по выборке, а особенно у мальчиков, связано с проявившейся демонстративностью и бравированием перед исследователем. Преобладание высокого уровня самооценки у школьников подросткового возраста может быть связано и с тем, что педагогический коллектив гимназии старается создавать ситуации успеха при обучении, благоприятный психологический климат в классах.
Опросник Айзенка, адаптированный для подросткового возраста, был призван оценить уровень экстраверсии у школьников подросткового возраста. Результаты, полученные в ходе проведения опросника, представленные в таблице 4 и Приложении 6 показали, что в целом по выборке преобладает высокий уровень экстраверсии: у юношей этот показатель составляет 93,3%, а у девушек 68,75%.
Таблица 4
Результаты
по методике «Опросник Айзенка, адаптированный
для подросткового возраста»
Пол | Уровень экстраверсии | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
юноши | 14 | 93,3 | 1 | 6,7 | - | - |
девушки | 11 | 68,75 | 4 | 25 | 1 | 6,25 |
И среди девочек-подростков, и среди мальчиков-подростков есть те, для кого выявлен средний уровень экстравертированности, но у девушек этот показатель выше и составляет 25%, чем у юношей, для которых этот показатель равен 6,7%. Низкий уровень экстраверсии выделен только для девушек и составляет 6,25%, у юношей этот уровень отсутствует. Такие результаты позволяют говорить о том, что в целом по выборке преобладают общительные, коммуникативные школьники, которые легко устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми и ориентированы на познание окружающего мира.
Перейдем
к рассмотрению гипотезы. В ходе
выдвижения гипотезы было сделано два
предположения. Во-первых, предполагалось,
что уровень субъективного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Результаты
по «Методике диагностики
уровня субъективного
ощущения одиночества»
Д. Рассела и М. Фергюсона
№ п/п | Возраст | Пол | Балл | Уровень |
1 | 15 | м | 14 | низкий |
2 | 13 | ж | 5 | низкий |
3 | 16 | м | 12 | низкий |
4 | 14 | м | 11 | низкий |
5 | 15 | ж | 6 | низкий |
6 | 15 | м | 6 | низкий |
7 | 15 | ж | 2 | низкий |
8 | 15 | м | 16 | низкий |
9 | 15 | м | 10 | низкий |
10 | 16 | ж | 13 | низкий |
11 | 16 | м | 4 | низкий |
12 | 15 | м | 8 | низкий |
13 | 14 | ж | 23 | средний |
14 | 16 | ж | 8 | низкий |
15 | 15 | ж | 23 | средний |
16 | 15 | м | 5 | низкий |
17 | 15 | ж | 12 | низкий |
18 | 15 | м | 6 | низкий |
19 | 14 | м | 10 | низкий |
20 | 15 | ж | 0 | низкий |
21 | 15 | м | 4 | низкий |
22 | 15 | ж | 23 | средний |
23 | 16 | м | 3 | низкий |
24 | 14 | ж | 9 | низкий |
25 | 15 | ж | 37 | средний |
26 | 16 | ж | 5 | низкий |
27 | 16 | ж | 14 | низкий |
28 | 16 | м | 5 | низкий |
29 | 15 | ж | 24 | средний |
30 | 16 | ж | 0 | низкий |
31 | 14 | м | 21 | средний |
Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте