Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      Но  существуют и неблагоприятные стратегии борьбы с одиночеством [28,32]. Первая из таких стратегий – это мазохистские и садистские тенденции, когда человек ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность. Как правило, для таких одиноких людей характерен страх одиночества и чувство собственной ничтожности. Все формы мазохистских стремлений направлены к одному – избавиться от своей личности, «раствориться» в другом человеке, чтобы преодолеть чувство свободы. В более спокойных формах это выражается в стремлении иметь наставника и защитника.

        Садистские стремления направлены  к установлению господства над  другим человеком, за счет чего  также преодолевается чувство  одиночества и свободы. Если человек не находит «живых» компаньонов, то он сосредоточивает внимание на приобретении неодушевленных их заменителей: становится коллекционером, приобретателем, делается агрессивным и жадным. Это распространяется на вещи, впечатления, еду, информацию, отношения. Обладание становится формой социально-психологической защиты от страха одиночества.

      Вторая  неблагоприятная стратегия борьбы с одиночеством выражается в том, что человек перестает быть собой, полностью усваивает общепринятый тип личности и становится точно таким же, как и все остальные, таким, каким его хотят видеть. Происходит утрата личности, исчезает различие между «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и страх перед одиночеством.

      Человек способен самостоятельно помочь себе в одиночестве [11,13]. Обычно используется поведение, которое может улучшить социальную жизнь – быть более дружелюбным, заботиться о своей внешности. Человек может противодействовать негативному влиянию одиночества на его самоуважение, занимаясь такой деятельностью, которую он умеет выполнять лучше. Решить проблему одиночества помогают учеба, творческая деятельность, физическая культура – все то, что сопровождается личностным ростом. В результате человек становится самодостаточным и уже не тяготится одиночеством.

      Для преодоления чувства одиночества  можно использовать когнитивные  способы: размышление о его причинах; о том, что можно сделать, чтобы его преодолеть; размышление о своих положительных качествах и о положительных аспектах своих социальных связей, чтобы поддержать самоуважение. Менее эффективно размышление о пользе одиночества. 

      Т.Л. Мышко [18] рекомендует придерживаться ряда правил, чтобы предотвратить возникновение чувства одиночества:

      1. Не настраивать себя заранее  на неприятности или неудачи.  Свои ошибки воспринимать как  приобретение необходимого жизненного опыта;

      2. Каждый свой успех, даже небольшой,  необходимо непременно запоминать, а также то, с чем он связан. Успехи вселяют уверенность в себя;

      3. Не следует бояться менять  свои привычки, принципы, решения  в зависимости от условий жизни:  времена меняются, и человек меняется вместе с ними;

      4. Не нужно стесняться прислушиваться к советам компетентных людей;

      5. Не избегать трудных ситуаций, так как в них закаляется  характер, и проверяются друзья;

      6. Не следует задерживаться на неприятностях. Важно сделать из них выводы и уметь говорить «нет» при необходимости, чтобы потом не винить ни себя, ни других;

      7. Постараться не принимать все  слишком близко к сердцу, так  как любая ситуация может измениться к лучшему;

      8. Обращать внимание на людей,  которые доброжелательны и не избегать любви к себе;

       9. Относиться к себе и ситуациям со здравой долей юмора и иронии;

      10. Чрезмерно не критиковать себя и чаще думать о возможных перспективах.

      Детальные рекомендации для преодоления одиночества  были разработаны С.А. Костаревой [6] для подростков:

  1. Изучай самого себя, ищи причины своей неудовлетворенности;
  2. Найди информацию по теме «Одиночество»;
  3. Ищи человека, который сможет тебя понять, и с которым ты будешь откровенен;
  4. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы;
  5. Найди новое увлечение;
  6. Познакомься с новыми людьми;
  7. Необязательно иметь много друзей, достаточно 1 – 2;
  8. Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом;
  9. Помни, что каждый человек уникален и интересен по-своему;
  10. Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком;
  11. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество – активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы;
  12. Человек – большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя;
  13. Помни о том, что у одиночества есть две стороны;
  14. Если ты одинок, не ищи причины одиночества в других, ищи их в себе;
  15. Если ты чувствуешь, что ты одинок, найди в этом положительное и используй с максимальной пользой для себя.

      Таким образом, прежде чем бороться с одиночеством, необходимо установить причины, вызвавшие его, и воздействовать именно на эти причины.

      Поскольку всем одиноким людям присущ дефицит  социальных связей, то часто преодоление  одиночества заключается в увеличении социальных контактов. При этом важную роль играет качество взаимодействий, удовлетворенность общением.

      Помимо  конструктивных стратегий преодоления  одиночества есть и неблагоприятные, нежелательные, которые выражаются в садистских и мазохистских тенденциях, в утрате своей личности и уникальности.

      Любое вмешательство консультанта должно быть деликатным и осторожным, а зачастую человек сам может помочь себе в преодолении чувства одиночества – важно быть активным, улучшать свои поведенческие и когнитивные навыки. 

      Одиночество не всегда рассматривалось в качестве самостоятельной проблемы. Однако, несмотря на то, что сейчас это уникальный феномен, единой точки зрения на его сущность нет. В широком смысле под одиночеством чаще всего понимают имманентное переживание, которое сопровождает человека всю жизнь; в узком – дефицит социальных связей.

      Наиболее закономерен многомерный подход к рассмотрению одиночества, который выделяет в нем как позитивную сторону, так и негативную. Неоднозначность феномена одиночества проявляется в выделении его уровней, измерений и классификаций. Классификации одиночества предложены в социологии, философии, психологии, но ни одна из них не получила широкого распространения.

      Изучая  одиночество, важно знать каковы его причины. Условно их можно поделить на две группы: объективные, связанные с внешними условиями среды, и субъективные, связанные с личностными особенностями человека.

      Исследователи сходятся во мнении о том, что существуют черты характера, которые провоцируют  появление одиночества, и как  следствие, приобретение синдрома одинокого  человека, включающего как физические, так и психологические аспекты.

      Одиночество по-разному выражается и воспринимается в различные периоды жизни человека: на одних возрастных этапах оно отсутствует, в другие проявляется в полной мере и сопровождается тяжелыми переживаниями. Наиболее остро одиночество переживается в подростковом и пожилом возрастах, причем именно в подростковом возрасте впервые происходит его осознание.

      Наиболее  распространенной стратегией преодоления одиночества является увеличение социальных контактов человека, при этом важную роль играет удовлетворенность общением. Но помимо конструктивных стратегий преодоления одиночества есть и неблагоприятные, которые выражаются в садистских и мазохистских тенденциях, в утрате своей личности.

      Любая помощь консультанта должна быть деликатной и осторожной, а зачастую человек и сам может справиться с чувством одиночества.  

        
 
 
 

 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

    1. Организация эмпирического исследования
 

      В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы одиночества в подростковом возрасте. Эмпирическая глава призвана решить следующие задачи курсовой работы:

      1) подобрать методический аппарат  исследования;

      2) провести корреляционный анализ  связей одиночества с  самооценкой  и экстраверсией в подростковом  возрасте.

      Таким образом, целью эмпирического исследования является выявление взаимосвязи  одиночества и самооценки и одиночества и экстраверсии в подростковом возрасте.

      Объект  эмпирического исследования: одиночество  как психологический феномен.

      Предмет: особенности одиночества в подростковом возрасте.

      Гипотеза  эмпирического исследования состоит  из двух предположений:

  1. предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
  2. предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

      В соответствии с целью были выдвинуты  следующие задачи эмпирического  исследования:

      1) определить уровень субъективного  ощущения одиночества у школьников  подросткового возраста;

      2) выявить уровень самооценки у подростков;

      3) установить выраженность экстраверсии у детей подросткового возраста.

      Эмпирическое  исследование проводилось в январе – мае 2007 года на базе гимназии г. Кирова в групповой форме. В исследовании принял участие 31 школьник 8-9 классов в возрасте 13 – 16 лет, из них 16 девушек и 15 юношей. Работа вызвала заинтересованное отношение, отказов не было.

      Для изучения одиночества в  подростковом возрасте использовались три методики:

      1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона (Приложение 1) предназначена для оценки уровня субъективного ощущения одиночества. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых возможны 4 варианта ответа: «часто», «иногда», «редко», «никогда». По результатам методики можно установить один из трех уровней ощущения одиночества – низкий, средний или высокий;

      2. Опросник Казанцевой Г.Н. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (Приложение 2) предназначен для диагностики уровня общей самооценки. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых предлагается 3 варианта ответа: «да», «не знаю», «нет». По результатам методики можно судить об уровне самооценки – низкий, средний или высокий;

      3. Опросник Айзенка, адаптированный для подросткового возраста (Приложение 3), предназначен для диагностики характерологических особенностей школьников в возрасте 12 – 17 лет. Методика содержит 60 вопросов, на каждый из которых предполагается 2 варианта ответа – «да» или «нет». Результат подсчитывается по 3 шкалам: «экстраверсия», «нейротизм», «ложь». Шкала лжи позволяет судить о достоверности полученных ответов, а сочетание результатов по шкалам «экстраверсия» и «нейротизм» - о личностном типе. Для данного эмпирического исследования во внимание принимается лишь шкала экстраверсии.

        Для обработки результатов использовался критерий ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками. Корреляционная связь по направлению может быть прямой и обратной, а по степени (силе) – слабой, умеренной, значительной, сильной и очень сильной. Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы – в качестве таких значений взяты два признака (одиночество и самооценка; одиночество и экстраверсия), измеренные в одной и той же группе испытуемых. При обработке сначала ранжируются индивидуальные значения по первому признаку, полученные разными испытуемыми, а затем индивидуальные значения по второму признаку. Выдвигаются две гипотезы:

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте