Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Но существуют и неблагоприятные стратегии борьбы с одиночеством [28,32]. Первая из таких стратегий – это мазохистские и садистские тенденции, когда человек ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность. Как правило, для таких одиноких людей характерен страх одиночества и чувство собственной ничтожности. Все формы мазохистских стремлений направлены к одному – избавиться от своей личности, «раствориться» в другом человеке, чтобы преодолеть чувство свободы. В более спокойных формах это выражается в стремлении иметь наставника и защитника.
Садистские стремления
Вторая
неблагоприятная стратегия
Человек способен самостоятельно помочь себе в одиночестве [11,13]. Обычно используется поведение, которое может улучшить социальную жизнь – быть более дружелюбным, заботиться о своей внешности. Человек может противодействовать негативному влиянию одиночества на его самоуважение, занимаясь такой деятельностью, которую он умеет выполнять лучше. Решить проблему одиночества помогают учеба, творческая деятельность, физическая культура – все то, что сопровождается личностным ростом. В результате человек становится самодостаточным и уже не тяготится одиночеством.
Для
преодоления чувства
Т.Л. Мышко [18] рекомендует придерживаться ряда правил, чтобы предотвратить возникновение чувства одиночества:
1. Не настраивать себя заранее на неприятности или неудачи. Свои ошибки воспринимать как приобретение необходимого жизненного опыта;
2.
Каждый свой успех, даже
3.
Не следует бояться менять
свои привычки, принципы, решения
в зависимости от условий
4. Не нужно стесняться прислушиваться к советам компетентных людей;
5. Не избегать трудных ситуаций, так как в них закаляется характер, и проверяются друзья;
6. Не следует задерживаться на неприятностях. Важно сделать из них выводы и уметь говорить «нет» при необходимости, чтобы потом не винить ни себя, ни других;
7. Постараться не принимать все слишком близко к сердцу, так как любая ситуация может измениться к лучшему;
8. Обращать внимание на людей, которые доброжелательны и не избегать любви к себе;
9. Относиться к себе и ситуациям со здравой долей юмора и иронии;
10. Чрезмерно не критиковать себя и чаще думать о возможных перспективах.
Детальные рекомендации для преодоления одиночества были разработаны С.А. Костаревой [6] для подростков:
Таким образом, прежде чем бороться с одиночеством, необходимо установить причины, вызвавшие его, и воздействовать именно на эти причины.
Поскольку
всем одиноким людям присущ дефицит
социальных связей, то часто преодоление
одиночества заключается в
Помимо конструктивных стратегий преодоления одиночества есть и неблагоприятные, нежелательные, которые выражаются в садистских и мазохистских тенденциях, в утрате своей личности и уникальности.
Любое
вмешательство консультанта должно
быть деликатным и осторожным, а зачастую
человек сам может помочь себе в преодолении
чувства одиночества – важно быть активным,
улучшать свои поведенческие и когнитивные
навыки.
Одиночество не всегда рассматривалось в качестве самостоятельной проблемы. Однако, несмотря на то, что сейчас это уникальный феномен, единой точки зрения на его сущность нет. В широком смысле под одиночеством чаще всего понимают имманентное переживание, которое сопровождает человека всю жизнь; в узком – дефицит социальных связей.
Наиболее закономерен многомерный подход к рассмотрению одиночества, который выделяет в нем как позитивную сторону, так и негативную. Неоднозначность феномена одиночества проявляется в выделении его уровней, измерений и классификаций. Классификации одиночества предложены в социологии, философии, психологии, но ни одна из них не получила широкого распространения.
Изучая одиночество, важно знать каковы его причины. Условно их можно поделить на две группы: объективные, связанные с внешними условиями среды, и субъективные, связанные с личностными особенностями человека.
Исследователи сходятся во мнении о том, что существуют черты характера, которые провоцируют появление одиночества, и как следствие, приобретение синдрома одинокого человека, включающего как физические, так и психологические аспекты.
Одиночество по-разному выражается и воспринимается в различные периоды жизни человека: на одних возрастных этапах оно отсутствует, в другие проявляется в полной мере и сопровождается тяжелыми переживаниями. Наиболее остро одиночество переживается в подростковом и пожилом возрастах, причем именно в подростковом возрасте впервые происходит его осознание.
Наиболее распространенной стратегией преодоления одиночества является увеличение социальных контактов человека, при этом важную роль играет удовлетворенность общением. Но помимо конструктивных стратегий преодоления одиночества есть и неблагоприятные, которые выражаются в садистских и мазохистских тенденциях, в утрате своей личности.
Любая
помощь консультанта должна быть деликатной
и осторожной, а зачастую человек и сам
может справиться с чувством одиночества.
Глава
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В первой главе был проведен теоретический анализ проблемы одиночества в подростковом возрасте. Эмпирическая глава призвана решить следующие задачи курсовой работы:
1)
подобрать методический
2)
провести корреляционный
Таким
образом, целью эмпирического
Объект эмпирического исследования: одиночество как психологический феномен.
Предмет:
особенности одиночества в
Гипотеза эмпирического исследования состоит из двух предположений:
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования:
1)
определить уровень
2) выявить уровень самооценки у подростков;
3) установить выраженность экстраверсии у детей подросткового возраста.
Эмпирическое исследование проводилось в январе – мае 2007 года на базе гимназии г. Кирова в групповой форме. В исследовании принял участие 31 школьник 8-9 классов в возрасте 13 – 16 лет, из них 16 девушек и 15 юношей. Работа вызвала заинтересованное отношение, отказов не было.
Для изучения одиночества в подростковом возрасте использовались три методики:
1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона (Приложение 1) предназначена для оценки уровня субъективного ощущения одиночества. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых возможны 4 варианта ответа: «часто», «иногда», «редко», «никогда». По результатам методики можно установить один из трех уровней ощущения одиночества – низкий, средний или высокий;
2. Опросник Казанцевой Г.Н. «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования» (Приложение 2) предназначен для диагностики уровня общей самооценки. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых предлагается 3 варианта ответа: «да», «не знаю», «нет». По результатам методики можно судить об уровне самооценки – низкий, средний или высокий;
3. Опросник Айзенка, адаптированный для подросткового возраста (Приложение 3), предназначен для диагностики характерологических особенностей школьников в возрасте 12 – 17 лет. Методика содержит 60 вопросов, на каждый из которых предполагается 2 варианта ответа – «да» или «нет». Результат подсчитывается по 3 шкалам: «экстраверсия», «нейротизм», «ложь». Шкала лжи позволяет судить о достоверности полученных ответов, а сочетание результатов по шкалам «экстраверсия» и «нейротизм» - о личностном типе. Для данного эмпирического исследования во внимание принимается лишь шкала экстраверсии.
Для обработки результатов использовался критерий ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками. Корреляционная связь по направлению может быть прямой и обратной, а по степени (силе) – слабой, умеренной, значительной, сильной и очень сильной. Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы – в качестве таких значений взяты два признака (одиночество и самооценка; одиночество и экстраверсия), измеренные в одной и той же группе испытуемых. При обработке сначала ранжируются индивидуальные значения по первому признаку, полученные разными испытуемыми, а затем индивидуальные значения по второму признаку. Выдвигаются две гипотезы:
Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте