Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В
целом в меньшей степени
Одиночество – тяжелое
Но американский психолог Дж. Лилли [31, с.21] считает, что эмоциональную сторону одиночества нельзя оценивать однозначно негативно. Одиночество оказывает обновляющее действие на настроение, способствует развитию собранности и внутренней сосредоточенности.
Для феномена одиночества есть противоположное состояние – общность, социальная солидарность, что выражается в единстве интересов, целей, удовольствии от близости других людей.
Таким образом, одиночество не всегда рассматривалось в качестве самостоятельной проблемы. Однако, несмотря на то, что сейчас это уникальный феномен, единой точки зрения на его сущность нет. В широком смысле под одиночеством чаще всего понимают имманентное переживание, которое сопровождает человека всю жизнь; в узком – дефицит социальных связей.
Одиночество многогранно, поэтому наиболее закономерен многомерный подход к его рассмотрению, который выделяет как позитивную сторону в одиночестве, так и негативную; и положительные, и отрицательные эмоции, с ним связанные. Неоднозначность феномена одиночества проявляется в выделении его уровней и измерений.
Исследователи
сходятся во мнении о том, что существуют
черты характера, которые провоцируют
появление одиночества, и как следствие,
приобретение синдрома одинокого человека,
включающего как физические, так и психологические
черты.
И.С. Кон [5] называет одиночество многоликим. На данный момент существует множество классификаций одиночества, ни одна из которых пока не получила широкого признания.
С точки зрения современной социологии можно выделить два вида одиночества [1]:
1) aloneness – одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая события своей жизни. В данном случае одиночество носит позитивный характер;
2) loneliness – одиночество как острое мучительное чувство, возникающее в том случае, когда человек находится один в результате отсутствия значимых для него связей и отношений.
Социологи различают наказующее и оберегающее одиночество. «На всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством» [31, с.23]. Наказующее одиночество проявляется в изоляции и изгнании, когда ситуация одиночества навязывается извне и разыгрывается в реальном пространстве. Так действует любое государство, вводя за нарушение законов наказание лишением свободы. Причем помимо прямого лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества, как высылка или лишение права проживать в определенной местности (как правило, в крупных городах). Психологически они являются наказанием тем же одиночеством, поскольку означают полный отрыв человека от привычного для него круга общения, уровня культуры. В межличностных отношениях существуют свои способы наказания за нарушение индивидом норм и правил морали данного социума. Это, прежде всего неформальные способы изоляции личности. Причем такие способы существуют на всех уровнях общества. Так, например, в семейном воспитании есть наказание изоляцией – «встань в угол!». Особенно мощными средствами наказания отчуждением обладают социальные группы. Для индивида создается ситуация невозможности вступить в общение со значимыми для него людьми. Психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность, нравственные основания его поступка. Это ситуация полного личностного одиночества.
Но
функция наказания тесно
С точки зрения философии [11] можно выделить четыре типа одиночества:
1)
позитивный внутренний тип,
2)
негативный внутренний тип,
3)
позитивный внешний тип
4)
негативный внешний тип
Позитивный
опыт одиночества – более
Фон Вицлебен [11, с.303] различает «первичное» одиночество как результат осознания человеком одиночества в мире и «вторичное» одиночество, обусловленное потерей индивидом социального партнера.
Психологические классификации одиночества разнообразны.
Р. Вейс [11,15] в основу своей типологии заложил дефицит социальных отношений:
Одиночество типа социальной и эмоциональной изоляции может быть отнесено к подвидам межличностной изоляции, затем идет внутриличностная изоляция. Экзистенциальное одиночество вызвано непреодолимым разрывом между «Я» и другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных межличностных отношениях. Проблема экзистенциального одиночества, в отличие от межличностной изоляции (эмоциональное и социальное одиночество), неразрешима впринципе. Средствами избавления от страха перед экзистенциальным вакуумом являются чрезмерное увлечение работой (наиболее социально одобряемо), девиантное поведение, размывание границ собственной личности, растворение в другом (любовные и дружеские отношения).
И. Ялом [15, с.131] предлагает свою типологию:
1) межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, это изоляция от других индивидов;
2)
внутриличностная изоляция –
процесс, посредством которого
человек отделяет друг от
3)
экзистенциальная изоляция
Дж. Янг [11, с.305], рассматривая одиночество во временной перспективе, различает:
У ситуативно и хронически одиноких людей наблюдается более глубокая депрессия, чем у не одиноких. Но ситуативно одинокие люди более способны к эмоциональным проявлениям одиночества, чем хронически одинокие.
Выявление причин одиночества помогает осмыслить это состояние и является первым шагом к разрешению проблемы. Личностные объяснения одиночества включают три отдельных, но взаимосвязанных компонента:
Объяснение одиночества может изменяться с течением времени.
Исследователи [1,31,32] выделяют объективные и субъективные причины одиночества. Объективные причины состоят в следующем:
Религиозная вера всегда
3.
Доминирование современного
Появляется технократическое
4.
Урбанизация – увеличение
Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте