Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      В целом в меньшей степени подвержены одиночеству люди открытые, раскрепощенные, позитивно настроенные, радикальные. От одиночества спасают вера в свои силы, привычка принимать самостоятельные решения, умение признавать свои ошибки и доверять себе.

        Одиночество – тяжелое эмоциональное  переживание, овладевающее не только поступками и мыслями человека, но и его чувствами. Оценка эмоционального фона одиночества возможна лишь в спектре отрицательных эмоций, где наравне с депрессией выступают отчаяние, скука, вызывающая раздражение и беспокойство, иногда гнев, а также самоунижение. Дж. Янг [2, с.7] указывает на эмоциональные признаки одиночества: скука и пустота, печаль и безнадежность, боязнь новых разочарований, чувство вины, разочарование, обманутые ожидания, озлобление, горечь, бессилие, жалость к себе, обреченность, стыд и беспомощность, боязнь эмоциональной близости, безразличие к окружающим (отрешенность), страх отчуждения, утраты человека (в случае гибели) или разрыва дружеских отношений; переживание обиды, возникающее в случае непонимания партнером по общению. Одинокий человек чувствует оторванность от прошлого и глубокий провал в будущем. Неопределенность будущего порождает тревогу и страх.

      Но  американский психолог Дж. Лилли [31, с.21] считает, что эмоциональную сторону одиночества нельзя оценивать однозначно негативно. Одиночество оказывает обновляющее действие на настроение, способствует развитию собранности и внутренней сосредоточенности.

      Для феномена одиночества есть противоположное  состояние – общность, социальная солидарность, что выражается в единстве интересов, целей, удовольствии от близости других людей.

      Таким образом, одиночество не всегда рассматривалось в качестве самостоятельной проблемы. Однако, несмотря на то, что сейчас это уникальный феномен, единой точки зрения на его сущность нет. В широком смысле под одиночеством чаще всего понимают имманентное переживание, которое сопровождает человека всю жизнь; в узком – дефицит социальных связей.

      Одиночество многогранно, поэтому наиболее закономерен  многомерный подход к его рассмотрению, который выделяет как позитивную сторону в одиночестве, так и негативную; и положительные, и отрицательные эмоции, с ним связанные. Неоднозначность феномена одиночества проявляется в выделении его уровней и измерений.

      Исследователи сходятся во мнении о том, что существуют черты характера, которые провоцируют появление одиночества, и как следствие, приобретение синдрома одинокого человека, включающего как физические, так и психологические черты. 

    1. Причины, факторы, подходы и типы одиночества
 

      И.С. Кон [5] называет одиночество многоликим. На данный момент существует множество классификаций одиночества, ни одна из которых пока не получила широкого признания.

      С точки зрения современной социологии можно выделить два вида одиночества [1]:

      1) aloneness – одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая события своей жизни. В данном случае одиночество носит позитивный характер;

      2) loneliness – одиночество как острое мучительное чувство, возникающее в том случае, когда человек находится один в результате отсутствия значимых для него связей и отношений.

      Социологи различают наказующее и оберегающее  одиночество. «На всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством» [31, с.23]. Наказующее одиночество проявляется в изоляции и изгнании, когда ситуация одиночества навязывается извне и разыгрывается в реальном пространстве. Так действует любое государство, вводя за нарушение законов наказание лишением свободы. Причем помимо прямого лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества, как высылка или лишение права проживать в определенной местности (как правило, в крупных городах). Психологически они являются наказанием тем же одиночеством, поскольку означают полный отрыв человека от привычного для него круга общения, уровня культуры. В межличностных отношениях существуют свои способы наказания за нарушение индивидом норм и правил морали данного социума. Это, прежде всего неформальные способы изоляции личности. Причем такие способы существуют на всех уровнях общества. Так, например, в семейном воспитании есть наказание изоляцией – «встань в угол!». Особенно мощными средствами наказания отчуждением обладают социальные группы. Для индивида создается ситуация невозможности вступить в общение со значимыми для него людьми. Психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность, нравственные основания его поступка. Это ситуация полного личностного одиночества.

      Но  функция наказания тесно связана  с оберегающей функцией: изолированный от общества человек не может более наносить вред окружающим. Здесь проявляется оберегающее одиночество.

      С точки зрения философии [11] можно выделить четыре типа одиночества:

      1) позитивный внутренний тип, переживаемый  как необходимое средство раскрытия  новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми;

      2) негативный внутренний тип, переживаемый  как отчуждение от своего «Я»  и от других людей, чувство  отчужденности даже в окружении  других людей;

      3) позитивный внешний тип существует  в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта;

      4) негативный внешний тип существует, когда внешние обстоятельства  ведут к негативным ощущениям  одиночества.

      Позитивный  опыт одиночества – более основательная, «истинная» форма одиночества, а  негативный опыт одиночества – его патологический вариант.

      Фон Вицлебен [11, с.303] различает «первичное» одиночество как результат осознания человеком одиночества в мире и «вторичное» одиночество, обусловленное потерей индивидом социального партнера.

      Психологические классификации одиночества разнообразны.

      Р. Вейс [11,15] в основу своей типологии заложил дефицит социальных отношений:

  1. одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие тесной эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди с этой формой одиночества склонны испытывать чувство глубокого уединения;
  2. одиночество типа социальной изоляции возникает в отсутствие привлекающих социальных взаимосвязей, и это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Доминирующими симптомами такой формы одиночества наряду с чувством маргинальности являются скука и бесцельность жизни;
  3. экзистенциальное одиночество – чувство, которое возникает у человека, когда он сталкивается один на один с бытием – смертью, свободой, отчаянием, необходимостью принять судьбоносное решение. Перед этими фундаментальными проблемами человек одинок изначально.

      Одиночество типа социальной и эмоциональной  изоляции может быть отнесено к подвидам межличностной изоляции, затем идет внутриличностная изоляция. Экзистенциальное одиночество вызвано непреодолимым разрывом между «Я» и другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных межличностных отношениях. Проблема экзистенциального одиночества, в отличие от межличностной изоляции (эмоциональное и социальное одиночество), неразрешима впринципе. Средствами избавления от страха перед экзистенциальным вакуумом являются чрезмерное увлечение работой (наиболее социально одобряемо), девиантное поведение, размывание границ собственной личности, растворение в другом (любовные и дружеские отношения).

      И. Ялом [15, с.131] предлагает свою типологию:

      1) межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, это изоляция от других индивидов;

      2) внутриличностная изоляция –  процесс, посредством которого  человек отделяет друг от друга  части самого себя. Человек сдерживает  собственные чувства или стремления, принимает «следует» за собственные желания, не доверяет собственным суждениям;

      3) экзистенциальная изоляция связана  с отделением себя от другого,  это и отделенность между человеком  и миром.

      Дж. Янг [11, с.305], рассматривая одиночество во временной перспективе, различает:

    1. Хроническое одиночество, когда человек в течение длительного периода времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи;
    2. Ситуативное одиночество наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни. Одинокий человек после короткого периода дистресса преодолевает одиночество;
    3. Преходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным приступам одиночества.

      У ситуативно и хронически одиноких людей  наблюдается более глубокая депрессия, чем у не одиноких. Но ситуативно одинокие люди более способны к эмоциональным проявлениям одиночества, чем хронически одинокие.

      Выявление причин одиночества помогает осмыслить  это состояние и является первым шагом к разрешению проблемы. Личностные объяснения одиночества включают три отдельных, но взаимосвязанных компонента:

  1. одинокие люди обычно отмечают изначальное событие, которое привело их к одиночеству;
  2. пытаясь объяснить устойчивость состояния своего одиночества в течение длительного времени, люди обращаются к постоянным причинам своего одиночества. Эти причины, как правило, относятся к характеристикам личности (например, стеснительность) или ситуации;
  3. ищутся предвидимые решения, которые могут облегчить чувство одиночества.

      Объяснение  одиночества может изменяться с течением времени.

      Исследователи [1,31,32] выделяют объективные и субъективные причины одиночества. Объективные причины состоят в следующем:

  1. Для XX века характерно доминирование «Я-сознания» над исторически первым «Мы-сознанием». Чем более развита ценность «Мы», тем менее человек подвержен одиночеству. Распад компонента «Мы» в сознании людей и стал той психологической основой, на которой появилось массовое чувство отчужденности, оторванности от мира людей, переживаемое как глубокое личностное одиночество;
  2. Происходит распад религиозного сознания. Человек оказался не только оторванным от религиозной общинности, но и лишился источника высшего смысла жизни. Человек внезапно осознал, что он смертен и в психологическом смысле тоже. Окончательность бытия породила страх перед смертью.

        Религиозная вера всегда защищала  человека от многих личных  проблем, давала надежду и смысл  жизни. Как бы ни был одинок  человек на земле, все-равно  остается тот, кого нельзя потерять  – Бог. И обращение к нему в молитве становится подлинным личностным общением. Молитва является психологическим и психотерапевтическим средством;

      3. Доминирование современного научного  мышления. Наука проникла во все  сферы жизнедеятельности человека  и стала основной формой не  только осмысления мира, но и  самого человека. Человек был поставлен в один ряд со всеми предметами, то есть стал объектом научного исследования. Особенно ярко это проявилось в психологии. Психология перестала быть наукой о душе и превратилась в науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и других процессов психики. Наука, сблизившись с техникой, окончательно отдалилась от человека. Ее аналитичность привела к утрате в массовом сознании представлений об уникальности и целостности человека, породила отчужденность.

        Появляется технократическое мышление, для которого характерно господство  средства над целью и частных  целей над общечеловеческими  интересами. Для технократического  мышления не существует категорий  нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Оно противостоит гуманистическому мышлению, опирающемуся на категории культуры, смысла, нравственности – все то, что делает жизнь человека наполненной;

      4. Урбанизация – увеличение городского  населения вследствие оттока сельского в города. У большинства мигрантов особенно в первые годы возникает переживание оторванности  и чувство одиночества. Для выходцев из села чувства собственной ненужности и одиночества являются достаточно устойчивым эмоциональным состоянием, связанным именно с городом. Для городских жителей чувство одиночества никак не связано с проживанием в городе, а ассоциируется с существующей системой социальных отношений и личностных особенностей.

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте