Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      1) «рефлексивно-обособленное «Я» характеризуется развитым самосознанием, иерархически структурированной системой ценностей. Главное место занимают этико-культурные ценности, выражающиеся в потребности творческой деятельности и понимании другого человека. Выражено стремление к самосовершенствованию, а уединение является своеобразным средством духовного возвышения;

      2) «монадный тип» характеризуется  развитым самосознанием, целенаправленностью,  рефлексивностью, но этот тип  личности закрыт от других  людей. Это тип замкнутого на  самом себе «Я». Такие юноши  отличаются постоянным стремлением  к самоутверждению. Свое «Я» всегда оказывается более ценным и значимым, чем «Я» другого. С одной стороны такой юноша вежливый, справедливый, доброжелательный и даже наивный, а с другой – подозрительный и недоверчивый. Его характерная особенность – нежелание и неспособность понять другого человека;

      3) «разрывный тип «Я» характеризуется  относительно низким уровнем  развития самосознания и рефлексии,  несформированностью механизмов  целеполагания. В системе ценностей  достаточно значимы другие люди, межличностные отношения. Такой юноша стремится к общению, к раскрытию себя, но неадекватная оценка других и себя создает психологические барьеры.

      В целом возрастная динамика чувства  одиночества в подростковом и  юношеском возрастах выглядят следующим  образом:

  • 11 – 14 лет – переживание одиночества поверхностно;
  • 13 – 14 лет – одиночество связано с физической изоляцией, плохим настроением, скукой. Подросток связывает одиночество с чувствами грусти, печали, страха;
  • 15 лет – одиночество – состояние, возникающее при наличии свободного времени и отсутствии интересных занятий, а также людей, с которыми можно поговорить и поделиться своими переживаниями;
  • 16 лет – начинается осознание положительных аспектов уединения. Лишь пятая часть 16-летних юношей воспринимает одиночество исключительно негативно.

      Переход из юношеского возраста в зрелый связан с переходом от построения планов, осмысления целей, поиска идеалов к  реализации этих жизненных замыслов. Подлинным признаком взрослости человека является стремление к реализации себя во всех ценностных сферах. Сам переход к реализации себя снимает проблему одиночества. Одиночество как переживание, как психологическое состояние вообще не характерно для этого этапа жизни человека. Отчуждение, чувство одиночества возникают только тогда, когда человек оказывается не в состоянии реализовать себя в значимой для него сфере. Очень важной является широта и множественность ценностных сфер – неудачи в какой-либо одной могут компенсироваться успехами в другой. Важной ценностной сферой в зрелом возрасте являются семейно-брачные отношения. Они определяют общее психологическое состояние личности, которое может быть связано как с переживанием чувства сопричастности к другому, так и с переживанием чувства одиночества.

      В пожилом возрасте остро встает вопрос о приспособлении к вынужденному уединению. Проблема вынужденного уединения – это проблема преимущественно пожилых женщин-вдов. Проблема одиночества в пожилом возрасте усугубляется болезнями, которые создают отрицательный эмоциональный фон. Этот фон может сильно влиять на оценку окружающих людей. Существуют два противоположных личностных типа отношения к одиночеству в старости [31]:

      1) восприятие одиночества как вынужденной  уединенности. Для этого типа  характерна попытка сохранить  личностный интерес к жизни. Пожилой человек активно ищет те сферы, где интересы могут быть реализованы. Он стремится понять и оправдать окружающих и близких в своих собственных глазах, стремится расширять контакты с молодежью, опекать близких и помогать им. Характерна активная жизненная позиция, постоянное присутствие в потоке жизни. Для таких пожилых людей одиночество не является психологической проблемой. Они воспринимают его как внешнее условие жизни, к которому надо активно приспособиться, и в котором нужно активно и деятельно жить;

      2) восприятие одиночества как отчуждения. Предпосылка этого типа отношений – отсутствие развития личности. Остроту ситуации придает отсутствие способности и желания, внутренней необходимости осознания самого себя. Пожилой человек выпадает из жизни, переживает это как свою ненужность, но всю ответственность и вину перекладывает на других. Одиночество переживается глубоко личностно.

      В последние годы в поисках выхода из состояния одиночества пожилые  люди начали обращаться к религии, которая  дает возможность вновь ощутить свою бытийную принадлежность, сопричастность миру людей. «Путь преодоления одиночества в старости – рефлексия, способность увидеть свою жизнь в целом, определить пути и условия собственного развития, дать ему оценку и продолжать полноценно жить. Эта способность ведет к одиночеству личности, но это одиночество обособления и возвышения, это духовное уединение» [31, с.213].

      Рубинстайн  и Шейвер [11] выявили обратно пропорциональную зависимость между одиночеством и возрастом человека. Они обнаружили, что подростки и молодые люди в возрасте 12-16 и 16-20 лет более одиноки, чем пожилые. При этом они не знают, что такие переживания массовы.

      Таким образом, одиночество по-разному  выражается и воспринимается в различные  периоды жизни человека: на одних  возрастных этапах оно отсутствует, в другие проявляется в полной мере и сопровождается тяжелыми переживаниями.

      В периоды младенчества, дошкольного  и младшего школьного возрастов, а также в периоды юности и  зрелости, если не влияют неблагоприятные  факторы, чувство одиночества либо отходит на второй план, либо полностью отсутствует. Наиболее остро одиночество переживается в подростковом и пожилом возрастах, причем именно в подростковом возрасте впервые происходит его осознание. 

    1. Стратегии преодоления одиночества
 

      Многообразию факторов, которые приводят к одиночеству, должно соответствовать многообразие стратегий вмешательства. Объяснения причин одиночества дают важные ориентиры для борьбы с ним. Одиночество может затянуться, если человек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты, которые нужно, или вообще откажется от любых попыток что-либо изменять.

      Помощь  одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а  не личность. Одиночество часто означает несоответствие между личностью и средой. Пытаясь помочь одиноким людям необходимо соблюдать осторожность и остерегаться стремления пристыдить их за их одиночество. Психотерапевт должен попытаться установить является ли одиночество первичной или вторичной проблемой клиента и не преобладают ли в его состоянии другие проблемы. Важно определить, сколько времени клиент испытывает чувство одиночества.

      Различают одиночество, сопровождаемое депрессией, и одиночество, депрессией не сопровождаемое [11, с.516]. Для этих двух типов одиноких людей требуются различные способы вмешательства. Для тех, кто испытывает тяжелую депрессию, психотерапия или психофармакологическое лечение, имеющее своей целью снижение депрессии, должны предшествовать попыткам прямого решения проблемы одиночества. Предполагается, что в скором времени будут созданы препараты, прием которых ослабит чувство одиночества. Воздействие таких веществ на человека может выразиться в изменении восприятия им ситуации, в торможении тревожной реакции или в сдерживании образования синдрома одиночества. Одним из претендентов на такое вещество является алкоголь, хотя он и имеет неблагоприятные побочные эффекты.

      К.С. Рук и Л.Э. Пепло [11, с.519] выделяют черту, присущую всем одиноким людям – это дефицит социальных связей. Непосредственным противодействием одиночеству может послужить увеличение социальных контактов. В рамках данной стратегии преодоления одиночества выделяют два направления [11, с.524]:

  1. Одиноким клиентам можно помочь, если поощрять их увеличивать частоту положительных неофициальных встреч независимо от того происходят ли они в рамках отношений с одним человеком или многими людьми. Однако здесь существует и другая точка зрения: субъективная удовлетворенность отношениями лучше уберегает от одиночества, чем количественные характеристики отношений (количество человек и частота контактов). Поэтому одним из важных процессов на пути преодоления чувства одиночества может стать углубление  и обогащение повседневного дружеского общения, чтобы эти связи помогли удовлетворить потребности в социальном единении, привязанности, подтверждении достоинств;
  2. Одиноким клиентам можно помочь установить определенные типы социальных отношений, так как человек, даже имея богатый социальный опыт одного типа, может испытывать недостаток других его типов. Установлено, что определенные типы социальных отношений имеют существенное значение для хорошего психического самочувствия. А способность развивать и поддерживать близкие отношения (любовные связи, дружбу, доверительные отношения) сама по себе часто считается индексом психического здоровья. Эти отношения определенного типа должны получить свое выражение в специфической социальной роли (например, возлюбленный, супруг). Таким образом, различные типы социальных контактов отнюдь не взаимозаменяемы. Ни один конкретный тип отношений не может заменить собой все многообразие социальной поддержки, поэтому для наилучшего приспособления  к среде каждый человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих типов отношений приведет либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

      Рук и Пепло [11, с.528] предлагают также стратегию разработки удовлетворительных отношений. Проблема разработки удовлетворительных отношений включает в себя:

      1. Установление новых отношений. Для многих одиноких людей главная трудность заключается в том, как начать новые отношения, - найти человека, которому можно доверять, завести новых друзей, влюбиться. Здесь могут помочь тренинг социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия и группы застенчивости.

        Тренинг социальных навыков предполагает моделирование, разыгрывание ролей, самонаблюдение, выполнение домашних заданий. Клиенты обучаются таким навыкам как: умение вступать в разговор, умение поддержать телефонные разговоры, умение делать и принимать комплименты; они учатся регулировать периоды молчания, подчеркивать привлекательность физических данных, повышать роль невербальных методов общения, изучают подходы к физической близости.

      Когнитивно-бихевиоральная терапия позволяет узнать и  исправить недостатки в собственном способе мышления. Клиентов учат распознавать автоматизмы мышления и рассматривать такие мысли как гипотезы, требующие проверки, а не как факты. При такой проверке часто обнаруживается несостоятельность подобных допущений.

      Группы  застенчивости представляют собой  малые группы, в которых отрабатываются коммуникативные навыки;

      2. Сохранение удовлетворительных  отношений. Люди могут быть одинокими даже в системе отношений. Здесь возможны три вида проблем: разлука, ограниченность окружения, качество отношений. Разлука уменьшает частоту взаимодействий, делает менее доступным удовлетворение, обеспечиваемое такими отношениями. Физическое отделение ставит людей на грань одиночества. Невозможность сохранения удовлетворительных отношений может быть связана с некоторыми свойствами этих отношений (например, конфликты), которые могут ассоциироваться с одиночеством. В таких случаях можно использовать диадную терапию;

      3. Завершение отношений. Когда отношения заканчиваются, люди испытывают не только одиночество, но и горе. Примером терапии в данном случае могут быть семинары, которые дают теоретическое представление клиентам о том, что с ними происходит и как преодолевать возникающие трудности.

      Целесообразно рассматривать одиночество как  развивающийся процесс. Бэк [11, с.571] выделяет несколько стадий в становлении отношений и в преодолении одиночества. Высшие уровни преодоления одиночества гораздо сложнее низших. Чтобы достичь высших стадий необходимо успешно управлять предыдущими уровнями. Но это не значит, что высший уровень отношений при преодолении одиночества более желателен, чем низшие. Стадии преодоления одиночества:

  1. жизнь в одиночку. Одинокие люди считают жизнь в одиночку очень неприятным опытом. Они бывают подавлены, пассивны, неустроенны, им не достает жизненной энергии. Главная цель на данном этапе – помочь человеку преодолеть тревогу и печаль, вызванные одиноким времяпрепровождением. Можно порекомендовать таким людям стать более активными, использовать запланированную активность и терапию развлечениями;
  2. случайные дружеские связи. На этом этапе человек начинает проводить свое время с немногими случайными друзьями. Консультант проводит работу с социальной тревогой, социальной неприспособленностью (формирование социальных навыков), помогает преодолеть недоверие;
  3. взаимное самораскрытие. Главная задача на этом этапе – открыться перед другом, заслуживающим доверия, поделиться с другим человеком своими заветными мыслями и чувствами, и сделать этот процесс взаимным. Терапевт помогает преодолевать стеснительность;
  4. встреча потенциально близкого, подходящего партнера (обычно представителя противоположного пола). Часто достижению этой цели мешает убеждение одинокого человека в том, что он нежелателен. Иногда одинокие люди завышают стандарты для потенциальных партнеров, но это приводит лишь к неудаче, так как они теряют множество возможностей завязать близкие отношения, которые помогли бы преодолеть одиночество. Важно помочь одинокому клиенту разработать возможные способы знакомств;
  5. углубляющаяся близость. Главная цель этого этапа – постепенное углубление интимных отношений с адекватным партнером, особенно через откровенность и сексуальный контакт. Интимность достигается благодаря комбинации самораскрытия, социального контакта и других выражений любви и заботы. Для одиноких людей сексуальная близость часто является проблемой, так как они убеждены, что окажутся некомпетентными любовниками;
  6. долгосрочные эмоциональные обязательства. На этой стадии интимные отношения поддерживаются в течение длительного периода времени. Цель терапевта – помочь одиноким людям преодолеть боязнь обязательств перед своим партнером, скорректировать нереалистические ожидания к партнеру.

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте