Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1) «рефлексивно-обособленное «Я» характеризуется развитым самосознанием, иерархически структурированной системой ценностей. Главное место занимают этико-культурные ценности, выражающиеся в потребности творческой деятельности и понимании другого человека. Выражено стремление к самосовершенствованию, а уединение является своеобразным средством духовного возвышения;
2)
«монадный тип»
3)
«разрывный тип «Я»
В целом возрастная динамика чувства одиночества в подростковом и юношеском возрастах выглядят следующим образом:
Переход из юношеского возраста в зрелый связан с переходом от построения планов, осмысления целей, поиска идеалов к реализации этих жизненных замыслов. Подлинным признаком взрослости человека является стремление к реализации себя во всех ценностных сферах. Сам переход к реализации себя снимает проблему одиночества. Одиночество как переживание, как психологическое состояние вообще не характерно для этого этапа жизни человека. Отчуждение, чувство одиночества возникают только тогда, когда человек оказывается не в состоянии реализовать себя в значимой для него сфере. Очень важной является широта и множественность ценностных сфер – неудачи в какой-либо одной могут компенсироваться успехами в другой. Важной ценностной сферой в зрелом возрасте являются семейно-брачные отношения. Они определяют общее психологическое состояние личности, которое может быть связано как с переживанием чувства сопричастности к другому, так и с переживанием чувства одиночества.
В пожилом возрасте остро встает вопрос о приспособлении к вынужденному уединению. Проблема вынужденного уединения – это проблема преимущественно пожилых женщин-вдов. Проблема одиночества в пожилом возрасте усугубляется болезнями, которые создают отрицательный эмоциональный фон. Этот фон может сильно влиять на оценку окружающих людей. Существуют два противоположных личностных типа отношения к одиночеству в старости [31]:
1)
восприятие одиночества как
2) восприятие одиночества как отчуждения. Предпосылка этого типа отношений – отсутствие развития личности. Остроту ситуации придает отсутствие способности и желания, внутренней необходимости осознания самого себя. Пожилой человек выпадает из жизни, переживает это как свою ненужность, но всю ответственность и вину перекладывает на других. Одиночество переживается глубоко личностно.
В последние годы в поисках выхода из состояния одиночества пожилые люди начали обращаться к религии, которая дает возможность вновь ощутить свою бытийную принадлежность, сопричастность миру людей. «Путь преодоления одиночества в старости – рефлексия, способность увидеть свою жизнь в целом, определить пути и условия собственного развития, дать ему оценку и продолжать полноценно жить. Эта способность ведет к одиночеству личности, но это одиночество обособления и возвышения, это духовное уединение» [31, с.213].
Рубинстайн и Шейвер [11] выявили обратно пропорциональную зависимость между одиночеством и возрастом человека. Они обнаружили, что подростки и молодые люди в возрасте 12-16 и 16-20 лет более одиноки, чем пожилые. При этом они не знают, что такие переживания массовы.
Таким образом, одиночество по-разному выражается и воспринимается в различные периоды жизни человека: на одних возрастных этапах оно отсутствует, в другие проявляется в полной мере и сопровождается тяжелыми переживаниями.
В
периоды младенчества, дошкольного
и младшего школьного возрастов,
а также в периоды юности и
зрелости, если не влияют неблагоприятные
факторы, чувство одиночества либо отходит
на второй план, либо полностью отсутствует.
Наиболее остро одиночество переживается
в подростковом и пожилом возрастах, причем
именно в подростковом возрасте впервые
происходит его осознание.
Многообразию факторов, которые приводят к одиночеству, должно соответствовать многообразие стратегий вмешательства. Объяснения причин одиночества дают важные ориентиры для борьбы с ним. Одиночество может затянуться, если человек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание может привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты, которые нужно, или вообще откажется от любых попыток что-либо изменять.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность. Одиночество часто означает несоответствие между личностью и средой. Пытаясь помочь одиноким людям необходимо соблюдать осторожность и остерегаться стремления пристыдить их за их одиночество. Психотерапевт должен попытаться установить является ли одиночество первичной или вторичной проблемой клиента и не преобладают ли в его состоянии другие проблемы. Важно определить, сколько времени клиент испытывает чувство одиночества.
Различают одиночество, сопровождаемое депрессией, и одиночество, депрессией не сопровождаемое [11, с.516]. Для этих двух типов одиноких людей требуются различные способы вмешательства. Для тех, кто испытывает тяжелую депрессию, психотерапия или психофармакологическое лечение, имеющее своей целью снижение депрессии, должны предшествовать попыткам прямого решения проблемы одиночества. Предполагается, что в скором времени будут созданы препараты, прием которых ослабит чувство одиночества. Воздействие таких веществ на человека может выразиться в изменении восприятия им ситуации, в торможении тревожной реакции или в сдерживании образования синдрома одиночества. Одним из претендентов на такое вещество является алкоголь, хотя он и имеет неблагоприятные побочные эффекты.
К.С. Рук и Л.Э. Пепло [11, с.519] выделяют черту, присущую всем одиноким людям – это дефицит социальных связей. Непосредственным противодействием одиночеству может послужить увеличение социальных контактов. В рамках данной стратегии преодоления одиночества выделяют два направления [11, с.524]:
Рук и Пепло [11, с.528] предлагают также стратегию разработки удовлетворительных отношений. Проблема разработки удовлетворительных отношений включает в себя:
1. Установление новых отношений. Для многих одиноких людей главная трудность заключается в том, как начать новые отношения, - найти человека, которому можно доверять, завести новых друзей, влюбиться. Здесь могут помочь тренинг социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия и группы застенчивости.
Тренинг социальных навыков
Когнитивно-
Группы застенчивости представляют собой малые группы, в которых отрабатываются коммуникативные навыки;
2. Сохранение удовлетворительных отношений. Люди могут быть одинокими даже в системе отношений. Здесь возможны три вида проблем: разлука, ограниченность окружения, качество отношений. Разлука уменьшает частоту взаимодействий, делает менее доступным удовлетворение, обеспечиваемое такими отношениями. Физическое отделение ставит людей на грань одиночества. Невозможность сохранения удовлетворительных отношений может быть связана с некоторыми свойствами этих отношений (например, конфликты), которые могут ассоциироваться с одиночеством. В таких случаях можно использовать диадную терапию;
3. Завершение отношений. Когда отношения заканчиваются, люди испытывают не только одиночество, но и горе. Примером терапии в данном случае могут быть семинары, которые дают теоретическое представление клиентам о том, что с ними происходит и как преодолевать возникающие трудности.
Целесообразно рассматривать одиночество как развивающийся процесс. Бэк [11, с.571] выделяет несколько стадий в становлении отношений и в преодолении одиночества. Высшие уровни преодоления одиночества гораздо сложнее низших. Чтобы достичь высших стадий необходимо успешно управлять предыдущими уровнями. Но это не значит, что высший уровень отношений при преодолении одиночества более желателен, чем низшие. Стадии преодоления одиночества:
Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте