Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

      Социологи [1] в качестве объективных причин одиночества выделяют ослабление связей в первичной группе, увеличение семейной и социальной мобильности.

      Одиночество имеет и субъективные причины. «Характерная особенность человека – желание понять самого себя, осмыслить свой опыт, дать правильную оценку самому себе и своему поведению порождают стремление к уединению» [32, с.18]. Другая причина – потеря смысла жизни, экзистенциальный вакуум, что может привести к девиантным поступкам.

      Дж. Янг [10, с.372] выделил двенадцать причин возникновения хронического чувства одиночества:

  1. неспособность переносить вынужденное уединение;
  2. низкое самоуважение;
  3. социальная тревожность, что проявляется в боязни насмешек, осуждения, чувствительности к чужому мнению;
  4. коммуникативная некомпетентность. Она может быть связана с алекситимией – дефектным коммуникативным стилем, который проявляется в трудностях при вербализации чувств. У таких людей отсутствуют слова для описания эмоций, но не сами эмоции; существует недостаточное представление о своем внутреннем мире. Трудности в эмоциональном реагировании в процессе обмена информацией, эмоциональная невыразительность могут ограничивать межличностные связи, приводя к ощущению одиночества. Ощущению одиночества способствует стандартизированный тип общения («чистое общение», «светская беседа»). Общение в данном случае не отвечает никаким потребностям личности, не преследует значимых целей и не направлено на решение каких-либо задач, кроме поддержания разговора как такового. Создается видимость связанного диалога двух людей, но в таком диалоге человек заведомо остается одиноким. Такая форма общения препятствует формированию более высоких и развитых форм;
  5. недоверие к людям вследствие разочарования в них;
  6. внутренняя скованность, неспособность раскрыться;
  7. поведенческий компонент – постоянный выбор неудачных партнеров;
  8. страх перед соперником, страх быть отвергнутым при установлении близких доверительных отношений;
  9. сексуальная тревожность, связанная с чувством стыда, невозможностью расслабиться;
  10. страх перед эмоциональной близостью и как следствие повышенная чувствительность;
  11. неуверенная пассивность, безынициативность, неуверенность в своих желаниях;
  12. нереалистические притязания в общении и в жизни (все или ничего).

      Выделены  факторы одиночества [11]. Их можно подразделить на ситуативные – развод, смена места жительства и характерологические – сосредоточенность на своем внутреннем мире, застенчивость. Фактором одиночества может стать и демографический: установлено, что одиночество встречается особенно часто в определенных демографических группах (например, холостяки).

      Таким образом, неоднозначность феномена одиночества выражается и в большом  количестве классификаций этого  явления. Классификации одиночества  предложены в социологии, философии, психологии, но ни одна из них не получила широкого признания. Однако наиболее часто употребляемой является классификация Р. Вейса, которая делит одиночество на эмоциональное, социальное и экзистенциальное.

      Изучая  одиночество, важно знать, что его  вызывает, каковы его причины. Условно  все причины одиночества делятся на две группы: объективные, связанные с внешними условиями среды, и субъективные, связанные с личностными особенностями человека. Помимо этого выделены факторы одиночества, обусловливающие его возникновение. 

    1. Возрастные  особенности одиночества
 

      Одиночество по-разному воспринимается в различные периоды жизни человека: на одних этапах оно отсутствует, в другие проявляется в полной мере и в самых тяжелых и трагичных формах.

      У новорожденного ребенка еще невозможно обнаружить ни одного из специфических  проявлений чувства одиночества. У младенца нет ни собственной, ни спонтанной тяги к уединению или обособлению.

      Сейчас  наблюдается практически полная занятость всего бодрствующего  времени новорожденного (купание, массаж, общение с родителями), что приводит к личностному развитию более быстрыми темпами, при этом ребенок теряет возможность к самостоятельному существованию и саморазвитию. Поэтому, начиная с 6-8 недель, когда появляются первые самостоятельные формы активности по отношению к внешнему миру, младенцу надо предоставлять как можно больше времени для этого. Ребенок должен оставаться один на один с миром, но только в состоянии заинтересованности этим миром. «В такой форме происходит возникновение одного из центральных компонентов психологической структуры будущей личности – ценностного отношения к миру. Сам по себе внешний мир становится значимым для ребенка, что способствует выделению ребенком себя как личности, его обособлению» [31, с.136].

      Таким образом, безграничная любовь к ребенку, не дающая ему времени на «самостоятельную» жизнь, равно как и пренебрежение им приводят к отчужденности личности, невозможности найти себя в мире.

      В 2,5 – 3 года начинается новый этап становления  личности – возникает целеполагание, развивается самосознание. Это очередной  этап обособления личности, который завершается, когда ребенок говорит «Я сам!».

      Овладение малышом способностью к самостоятельной  деятельности закрепляется, приводит к возникновению в 4-5-летнем возрасте потребности в уединении, а одновременно с этим возникает дифференциация представлений о себе и образуется сложная психологическая структура «Я-образа». Чтобы выделиться из внешней среды, чтобы определить свое «Я», ребенок фиксирует личную принадлежность игрушек и одежды. Особенно большое значение приобретает возникающее чувство своего места или пространства – отграничивается жизненное пространство личности. Оно трансформируется и приобретает статус психологического пространства. В будущем оно проявится в умении обособиться, отключиться от всего внешнего и сосредоточиться на себе. Когда жизненное пространство не превращается в пространство психологическое, а остается чисто внешним, человек оказывается плохо приспособленным к социальным контактам [31].

      С другой стороны у ребенка дошкольного  возраста возникает осознаваемое переживание отчуждения от взрослого. Это переживание отчуждения проявляется в двух формах:

      1) чувство «самости» – отношение  к себе как к личности и  ценности;

      2) чувство одиночества – ощущение собственной ненужности, отсутствие интересов и целей, потеря смысла действия. Одновременно с возникновением этого чувства возникает и боязнь переживания одиночества.

      Возникновение чувства одиночества иногда связано с отсутствием возможности уединения ребенка (например, в детском доме). Причиной одиночества в дошкольном возрасте может стать и развод родителей, который ослабляет чувство общности с родителями, порождает чувства ненужности и беспомощности. Нередко причину развода ребенок видит в себе и винит себя, поэтому он замыкается и озлобляется. Эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери, также способствует появлению чувства одиночества. Ребенок начинает искать эмоциональную поддержку у  сверстников и у других взрослых.

      Таким образом, человек с детства нуждается  в общении с другими людьми, в любви и заботе с их стороны, но в то же время он нуждается в уединении и одиночестве как условии его обособления, становления личности. «Именно в обособлении происходит внутренняя психологическая работа формирования самосознания» [31, с.152].

      Начало  учебы в школе означает для ребенка не только его вступление в мир социальных отношений и норм, но и разрыв психологических отношений с родителями. Проблемы уединения, отчуждения, обособления отодвигаются на второй план перед учебой и включением в школьный коллектив. Происходит временное снятие потребности в уединении и смягчение переживания отчуждения. К концу младшего школьного возраста ребенок начинает воспринимать позицию ученика только как одну из характеристик своего «Я». Учеба становится только одной из сфер деятельности ребенка, причем не основной. Появляется масса новых интересов, друзей. Такое интенсивное включение ребенка в расширяющуюся сферу личностного общения приводит к размыванию личного «Я» с социальной ролью. Возникает осознаваемая потребность в обособлении.

      Впервые одиночество осознается в подростковом возрасте [4,5,7,10,22,31]. Это связано с переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Но у части подростков этот период проходит без сильных негативных переживаний одиночества.

        Можно выделить причины, обусловливающие  возникновение у подростков чувства  одиночества [4,17,20,24]:

  1. осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. Переживание уникальности может вызвать мысли о том, что никто в принципе не может понять другого человека, в силу чего все обречены на одиночество;
  2. отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Для этого возраста характерен повышенный интерес к коллективным формам деятельности, к общественной жизни. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества, так как самым притягательным для них является именно общество сверстников – взрослые еще слишком сложны и недоступны. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, оценить свои возможности, научиться взаимодействовать в неформальной группе, осознать, какие особенности его поведения и личности соответствуют или не соответствуют предъявляемым требованиям в группе. Через своих сверстников подросток освобождается от излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства взрослых;
  3. разрушение эмоциональных связей с родителями, психологическое отделение от семьи. Семья, которая раньше занимала доминантное место в  жизни ребенка, утрачивает свое лидирующее значение. Макросоциум приобретает все большее влияние на подростка. При этом усиливается потребность и в территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства (желание иметь отдельную комнату);
  4. внутренние конфликты и противоречия. Подросток стремится к независимости и в то же время испытывает потребность в помощи; он стремится к расширению круга своего общения, не может быть один, но неразборчивость в контактах, их беспорядочность угнетает его, заставляет искать уединения. Этот вариант одиночества, несмотря на всю остроту эмоциональных переживаний, один из наиболее конструктивных;
  5. оценка своего внешнего облика. Подростки очень чувствительны к факту их внешней положительной оценки. Зачастую физическая привлекательность наиболее сильно влияет на их самооценку. «Непривлекательный» внешне подросток нередко замыкается в себе, становится агрессивным, раздражительным. У него возникает чувство одиночества;
  6. нереализация потребностей в социальной и личностной сферах. Это сопровождается сложными эмоциональными реакциями, фрустрацией, чувством вины;
  7. кризис смысла жизни, поиск себя, своего места в жизни, целей;
  8. принудительное удержание подростка в какой-либо группе. Это актуально для детских домов.

      Исследователи [4,17] выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, которые способствуют закреплению чувства одиночества. Главная роль принадлежит личностным факторам: низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие, коммуникативная некомпетентность, некоторые характерологические особенности (эгоизм, агрессивность). К социальным факторам относят: социальное отторжение (неприятие подростка группой сверстников), отсутствие референтного круга общения.

      Переживание одиночества зависит от степени  отраженности в сознании и выраженности самого ощущения одиночества. Длительнее и острее оно переживается подростками, склонными к самоисследованию.

      В переживании одиночества имеются  и качественные половые различия [11,14,17]: мальчики-подростки более сдержаны и немногословны в описании переживаний одиночества, а девочки-подростки более полно и эмоционально описывают свои переживания, у них есть опыт проговаривания их в присутствии других. У мальчиков же такой опыт практически отсутствует. Девушки анализируют свои переживания и используют помощь близких в их преодолении, а юноши, осознавая свои чувства, не пытаются их проанализировать и предпочитают чем-либо занять себя. Различия в переживании одиночества связаны и с ситуацией: мальчики-подростки ощущают одиночество, когда изолированы от взаимодействия с группой, а девочки-подростки – когда лишены близких взаимоотношений двоих. Кроме того, девушки более открыто признаются в своем одиночестве, чем юноши.

      Установлено, что выход из состояния одиночества  не видит лишь 1% подростков. При этом подросток может занимать как активную, так и пассивную позицию по отношению к выходу из этого состояния [22].

      Переход к юношеской позиции может  осуществляться по трем направлениям [31]:

    1. Путь рефлексии – попытка самоанализа, поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Где мое место в жизни?». Такая рефлексия заканчивается возвышением личности, ее переходом в новое качество;
    2. Путь нерефлексивного переживания отчужденности в форме осознаваемого чувства одиночества, социальной и психологической ненужности;
    3. Путь, где не происходит никакой рефлексии и психологизации жизни в целом.

      К юношескому возрасту заканчивается объективная необходимость в обособлении. «Определяя себя, свое место в мире, личность приобретает «завершенность», происходит психологический переход от системы внешнего управления к самоуправлению» [31, с.161]. Каждый юноша ощущает свою уникальность, у него появляется потребность в понимании другими своей уникальности. Психологическая жизнь в юношеском возрасте отличается крайним эгоцентризмом. Для юношей нет авторитетов и характерно утверждение собственного мнения. Из эгоцентрической позиции вытекает требование к себе постоянного внимания. Но в юношеском возрасте обычно начинает зарождаться и способность понимать другого. Вместе с развитием способности к эмпатии, стремлением осознать себя идет завершение обособления, которое предполагает в качестве необходимого условия физическое уединение юноши. В этот период уединение становится психологической необходимостью. Юноша начинает искать способы уединения – дневники, прогулки по городу. В рамках юношеской созерцательности, реализуемой через психологическое уединение, складываются важнейшие черты личности. Можно выделить три типа личности, формирование которой завершается к концу юношеского возраста [31]:

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте