Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МОЯ!!!.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Вятский  Государственный Гуманитарный Университет» 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии 
 

 

Курсовая  работа

Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте 
 
 
 
 
 

                Работа  выполнена 

                студенткой  III курса

                факультета  психологии

                Кожевниковой  Мариной Владимировной 

                Научный руководитель

                старший преподаватель

                Касимова  С.Г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Киров

2008

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Сущность феномена одиночества
    2. Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
    3. Причины, факторы, подходы и типы одиночества
 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация эмпирического исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

      «Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека» -  Т.Вульф.

Проблема одиночества  всегда волновала человечество, занимая  умы ученых, писателей, философов. В  последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Что же такое  одиночество: беда или счастье, норма  или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Для одних одиночество - результат осознания человеком  оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей  надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

      Согласно  мнению представителей когнитивного направления  в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком  социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

      Вейс  выделил два типа одиночества: эмоциональное  и социальное. Первое является результатом  отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

      Г. Салливан, рассматривая потребность  в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает  форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.

      Одиночество – сложное явление, которое обусловлено взаимодействием ситуативных факторов и личностной предрасположенности.

      Состояние одиночества нарушает социализацию личности, способствует возникновению депрессии и в целом является суицидогенным фактором. Поэтому чувство одиночества наиболее опасно для подросткового возраста, в котором оно впервые осознается и проявляется наиболее остро.

      Социальная  значимость проблемы одиночества подчеркивает актуальность изучения сущности данного  феномена и стратегий его преодоления  на разных возрастных этапах, а особенно в подростковом возрасте. 

      Цель  исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.

      Объект  исследования: переживание…

      Предмет: одиночество… 

      Гипотеза  исследования состоит из двух предположений:

  1. предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
  2. предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
 

      Задачи  исследования:

    1. Провести теоретический анализ проблемы одиночества и переживания одиночества.
    2. Определить структуру и виды переживания одиночества.
    3. Выявить особенность переживания одиночества в подростковом возрасте.
    4. Эмпирическое изучение переживания одиночества в подростковом возрасте.
 
 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

    1. Сущность  феномена одиночества
 

      Одиночество не всегда выделяли в качестве самостоятельной проблемы. Во-первых, его считали симптомом других психологических расстройств; во-вторых, одиночество казалось слишком редким явлением, связанным скорее с психопатологией, чем с проблемами личности. Сейчас одиночество – самостоятельный феномен.

      Одиночество – понятие неоднозначное. Его можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком смысле под одиночеством исследователи понимают:

        Э. Фромм: одиночество – универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития [29, с.21].

      «Одиночество – сущностная характеристика человека. Человек постигает себя, приобретая опыт одиночества. Переживание одиночества – часть естественного жизненного опыта, обусловленная процессом становления личности, обособления себя. Это граница, после которой начинается индивидуализация» [1, с.8].

      Ж.П. Сартр: одиночество – не просто социально-психологическая изолированность, а глубинная основа индивидуального бытия. Переживание общности поверхностно, а ощущение одиночества устойчиво, бытийно. Как бы человек не был вовлечен в переживание общности, он стремится разрушить ее,  сохраняя одиночество своего «Я» [30, с.190].

      Э. Пепло: одиночество – субъективно  переживаемое несоответствие между  наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием [17, c.69].

      В узком смысле под одиночеством понимается:

      Х. Салливан: одиночество – реакция  на неадекватное удовлетворение потребности  в тесных человеческих связях [17, с.69].

      «Одиночество – переживание состояния отчужденности человека от общества. Это временно возникающее ощущение собственной автономности, которое переживается лишь в определенные периоды жизненного цикла» [29, с.21].

      «Одиночество – переживание человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [11, с.8].

      К. Роджерс: одиночество – реакция  на страх быть отвергнутым другими  людьми [17, с.68].

      Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых ярких  черт одиночества – специфическое чувство полной погруженности в  самого себя. Чувство одиночества не локальное ощущение, оно целостно, абсолютно всеохватно. В этом чувстве есть познавательный момент: одиночество – знак «самости» человека, оно сообщает, кем человек является в этой жизни. Но чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению и является суицидогенным фактором.

      О.Б. Долгинова [3] выделяет признаки одиночества:

  1. одиночество является осознаваемым состоянием;
  2. состояние одиночества, испытываемое человеком, оценивается им как тягостное, несущее в себе отрицательную эмоционально-аффективную окраску;
  3. одиночество является результатом депривации личностных потребностей.

      Различают два концептуальных подхода к  проблеме одиночества [11]:

  1. Одномерный подход рассматривает одиночество как единое явление, которое отличается по испытываемой интенсивности переживания. Этот подход допускает, что в переживании одиночества имеются общие темы, но не учитывает, какое значение для индивида имеет каждый отдельный случай одиночества;
  2. Многомерный подход рассматривает одиночество как многогранное явление, которое нельзя подвести под глобальное одиночество. Этот подход выделяет типы и проявления одиночества. В рамках многомерного подхода выделено три измерения одиночества:
  • эмоциональные характеристики выявляют отсутствие позитивных эмоций (счастье, привязанность) и наличие негативных эмоций (страх, неуверенность);
  • тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Возможно чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности; чувство опустошенности и чувство покинутости;
  • временная перспектива: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное; степень, до которой человек примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в другом.

      По  мнению Р.В. Шмелева [32] для одиночества характерна и позитивная, и негативная направленность. Позитивная направленность одиночества – формы одиночества, способствующие социально-нравственному развитию личности. Это нормальное одиночество – уединение. Сам человек создает свое индивидуальное пространство  в своих субъективных целях.

    1. объективная форма уединения – необходимый процесс формирования неповторимости и уникальности личности, обособление в целях творческого самовыражения. Одиночество полезно и необходимо человеку для восстановления себя, своей самости, как средство самосовершенствования. Человеку необходимо периодически оставаться наедине с  самим собой, своими мыслями и чувствами. Особенно необходимо добровольное уединение в периоды творческой деятельности, когда высока потребность в интеллектуальной самореализации. Это творческое одиночество;
    2. субъективная форма уединения – сознательное добровольное самоустранение от чего-то негативного ради обретения или сохранения внутренней целостности и свободы.

      Негативная  направленность одиночества приводит к разрыву социальных связей субъекта с обществом вследствие нарушения равновесия между желаемым и достигнутым уровнем социального общения:

  1. объективная форма – реально одинокое существование личности в обществе, отчуждение от институтов социализации, человека от человека (одиночество в толпе, одиночество вследствие болезни);
  2. субъективная форма – неосознанное стремление личности избежать тягостных проблем жизни, неумение найти компромисс со своим одиночеством («уход» проявляется в наркомании, алкоголизме).

      Важным  моментом теоретического исследования одиночества является принципиальное разведение понятий «одиночество», «изоляция» и «уединение». Изоляция может рассматриваться как форма  бытия, при которой имеет место отсутствие у индивида связей различных уровней со средой. Отличие изоляции от одиночества связано с тем, что изоляция – ситуация, а не психическое состояние. В ситуации эмоциональной изоляции возникают тревожность и беспокойство, а в ситуации социальной изоляции появляются ощущение намеренного отторжения, бессмысленность существования, чувство собственной незначительности, напряженное состояние и скука. Но эмоциональная оценка изоляции необязательно негативная. Примером может быть жизнь монахов-отшельников.

Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте