Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет: одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
предполагается, что существует связь между одиночеством и самооценкой в подростковом возрасте: чем выше самооценка, тем менее выражено чувство одиночества и наоборот;
предполагается, что существует связь между одиночеством и экстраверсией в подростковом возрасте: у экстравертов чувство одиночества менее выражено, чем у интровертов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Сущность феномена одиночества
Одиночество как субъективное внутреннее переживание.
Причины, факторы, подходы и типы одиночества
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский
Государственный Гуманитарный Университет»
Факультет психологии
Кафедра
практической психологии
Курсовая работа
Переживание
одиночества среди сверстников в подростковом
возрасте
Работа выполнена
студенткой III курса
факультета психологии
Кожевниковой
Мариной Владимировной
Научный руководитель
старший преподаватель
Касимова
С.Г.
Киров
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека» - Т.Вульф.
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.
Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
Г. Салливан, рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Одиночество – сложное явление, которое обусловлено взаимодействием ситуативных факторов и личностной предрасположенности.
Состояние одиночества нарушает социализацию личности, способствует возникновению депрессии и в целом является суицидогенным фактором. Поэтому чувство одиночества наиболее опасно для подросткового возраста, в котором оно впервые осознается и проявляется наиболее остро.
Социальная
значимость проблемы одиночества подчеркивает
актуальность изучения сущности данного
феномена и стратегий его преодоления
на разных возрастных этапах, а особенно
в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить процессы переживания одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: переживание…
Предмет:
одиночество…
Гипотеза исследования состоит из двух предположений:
Задачи исследования:
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Одиночество не всегда выделяли в качестве самостоятельной проблемы. Во-первых, его считали симптомом других психологических расстройств; во-вторых, одиночество казалось слишком редким явлением, связанным скорее с психопатологией, чем с проблемами личности. Сейчас одиночество – самостоятельный феномен.
Одиночество – понятие неоднозначное. Его можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком смысле под одиночеством исследователи понимают:
Э. Фромм: одиночество – универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития [29, с.21].
«Одиночество – сущностная характеристика человека. Человек постигает себя, приобретая опыт одиночества. Переживание одиночества – часть естественного жизненного опыта, обусловленная процессом становления личности, обособления себя. Это граница, после которой начинается индивидуализация» [1, с.8].
Ж.П. Сартр: одиночество – не просто социально-психологическая изолированность, а глубинная основа индивидуального бытия. Переживание общности поверхностно, а ощущение одиночества устойчиво, бытийно. Как бы человек не был вовлечен в переживание общности, он стремится разрушить ее, сохраняя одиночество своего «Я» [30, с.190].
Э.
Пепло: одиночество – субъективно
переживаемое несоответствие между
наблюдаемой реальностью и
В узком смысле под одиночеством понимается:
Х. Салливан: одиночество – реакция на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях [17, с.69].
«Одиночество – переживание состояния отчужденности человека от общества. Это временно возникающее ощущение собственной автономности, которое переживается лишь в определенные периоды жизненного цикла» [29, с.21].
«Одиночество – переживание человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [11, с.8].
К. Роджерс: одиночество – реакция на страх быть отвергнутым другими людьми [17, с.68].
Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых ярких черт одиночества – специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не локальное ощущение, оно целостно, абсолютно всеохватно. В этом чувстве есть познавательный момент: одиночество – знак «самости» человека, оно сообщает, кем человек является в этой жизни. Но чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению и является суицидогенным фактором.
О.Б. Долгинова [3] выделяет признаки одиночества:
Различают два концептуальных подхода к проблеме одиночества [11]:
По мнению Р.В. Шмелева [32] для одиночества характерна и позитивная, и негативная направленность. Позитивная направленность одиночества – формы одиночества, способствующие социально-нравственному развитию личности. Это нормальное одиночество – уединение. Сам человек создает свое индивидуальное пространство в своих субъективных целях.
Негативная направленность одиночества приводит к разрыву социальных связей субъекта с обществом вследствие нарушения равновесия между желаемым и достигнутым уровнем социального общения:
Важным
моментом теоретического исследования
одиночества является принципиальное
разведение понятий «одиночество»,
«изоляция» и «уединение». Изоляция
может рассматриваться как
Информация о работе Переживание одиночества среди сверстников в подростковом возрасте