Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:20, отчет по практике
Цель практики: закрепление пройденного материала, приобретение практических навыков работы по будущей специальности, ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, определение приоритетного направления для профессионального роста и саморазвития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ООО ТехноНИКОЛЬ 4
1.1. Общая характеристика организации ООО ТехноНиколь 4
1.2. Организационная структура организации ООО «ТехноНИКОЛЬ» 5
1.3. Психология как основа работы с персоналом предприятия 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ 16
2.1. Этапы, методы и методики исследования 16
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Стратегия
поиска социальной поддержки — это
активная поведенческая стратегия,
при которой человек для
Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.
Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях. Нормы для оценки результатов теста даны в таблице в приложении 3.
4. Методика «Синдром эмоционального выгорания» В. В. Бойко [2].
Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового.
Опросник состоит из 84 утверждений и включает 12 шкал, которые группируются в соответствии с тремя фазами:
- фаза «тревожное напряжение» (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);
-
фаза «резистенция» (
-
фаза «истощение», которая
К фазе «тревожное напряжение» относятся такие симптомы, как:
ППО
– переживание
НС – неудовлетворенность собой, которая проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.
ЗК – ощущение «загнанности в клетку», которое проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно; развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.
Это
состояние интеллектуально-
ТД – тревога и депрессия, которые обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.
К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:
НИЭР – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое наблюдается в случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не-хочу» - неадекватным или избирательным образом.
ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, больному и т.п.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.
РСЭЭ
– расширение сферы экономии эмоций,
которое проявляется вне
РПО – редукция профессиональных обязанностей, которая обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
К фазе «истощение» относятся:
ЭД – эмоциональный дефицит, который заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.
ЭО
– эмоциональная
ЛО/Д – личностная отстраненность, или деперсонализация, которая проявляется в сфере общения. Прежде всего, отмечается частичная или полная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности.
ПСВН
– психосоматические и
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
— 9 и менее баллов — несложившийся симптом;
— 10-15 баллов — складывающийся симптом;
— 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика позволяет исследователям увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
В исследовании участвовало 30 менеджеров, средний стаж работы 5 лет, возраст от 22 до 27 лет.
Данный вид профессии наиболее точно представляет все особенности типа профессий «человек-человек», требуя высокой коммуникабельности (умения установить и развить отношения между персоналом, другими учреждениями и организациями), коммуникативных способностей (умения входить в контакт, налаживать взаимоотношения), способности управлять собой, влиять на окружающих, руководить. Профессиональная деятельность менеджеров довольно стрессогенна – необходимо решать проблемные ситуации в короткие сроки, уметь подчиняться требованиям, нормам организации, поддерживать положительный контакт вне зависимости от личного отношения.
Для
выявления эмоционального состояния
менеджеров была использована методика
«Прогноз». В начале тестирования проверяется
искренность ответов
Таблица 2.1
Результаты диагностики нервно-психической устойчивости
Уровень | Число испытуемых | % от общей выборки |
Высоки | 28 | 93,3% |
Средний | 2 | 6,7% |
Низкий | - | - |
В данном исследовании 2 человека показали средний уровень НПУ, они набрали 14 и 16 баллов соответственно по шкале НПУ, что показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса; остальные 28 человек набрали менее 13 баллов по шкале. Системный анализ методики «Оценка НПУ «Прогноз»« показал, что уровень нервно-психической устойчивости находится на хорошем уровне. Интерпретация данного уровня заключается в том, что психологически пригодны к исполнению обязанностей, на должностях, которые требуют повышенной НПУ. В том числе на руководящие должности. Для большей наглядности представим данные на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Уровень нервно-психической неустойчивости (в %)
Итак,
в результате исследования уровня Нервно-психической
устойчивости, мы установили, что большинство
испытуемых обладают высоким уровнем
нервно-психической
С низким уровнем НПУ менеджеров не оказалось, а значит менеджеров с высоким риском дезадаптации в стрессовой ситуации не. То есть нет среди испытуемых лиц, которые не смогут справиться со стрессовой ситуацией. У двоих менеджеров по продажам, что составляет 7% от общего числа испытуемых уровень нервно-психической устойчивости находится на среднем уровне, а это значит эти менеджеры в сложной, непредсказуемой ситуации могут не справиться. То есть у 2 менеджеров по продажам есть риск дезадаптации в стрессовой ситуации.
Для выявления уровня коммуникативных и организаторских способностей была проведена диагностика менеджеров с помощью методики КОС-2. Результаты проведенной диагностики представлены нами в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Общий результат диагностики по методике КОС-2 по группе менеджеров
Уровни способностей | Коммуникативные способности | Организаторские способности | ||
Чел. | % | Чел. | % | |
Высший | 6 | 20% | 1 | 3,3% |
Высокий | 7 | 23,4% | 9 | 30% |
Средний | 7 | 23,4% | 6 | 20% |
Низкий | 5 | 16,6% | 8 | 26,7% |
Очень низкий | 5 | 16,6% | 6 | 20% |
Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, также отражены на рисунке 2.2.
Рис.
2.2 Уровень коммуникативных и
организаторских
способностей (в %)
Итак, анализируя полученные результаты по методике КОС-2, мы пришли к следующим выводам:
-
очень высокий уровень