Отчет по практике в ООО ТехноНиколь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:20, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: закрепление пройденного материала, приобретение практических навыков работы по будущей специальности, ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, определение приоритетного направления для профессионального роста и саморазвития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ООО ТехноНИКОЛЬ 4
1.1. Общая характеристика организации ООО ТехноНиколь 4
1.2. Организационная структура организации ООО «ТехноНИКОЛЬ» 5
1.3. Психология как основа работы с персоналом предприятия 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ 16
2.1. Этапы, методы и методики исследования 16
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Преддипломная практика Бенц.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     Стратегия поиска социальной поддержки — это  активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью  и поддержкой к окружающей его  среде: семье, друзьям, значимым другим.

     Стратегия избегания — это поведенческая  стратегия, при которой человек  старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения  проблем.

     Человек может использовать пассивные способы  избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

     Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих  стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

     Наиболее  эффективным является использование  всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.  Нормы для оценки результатов теста даны в таблице в приложении 3. 

     4. Методика  «Синдром эмоционального  выгорания» В. В. Бойко [2].

     Данная  методика дает подробную картину  синдрома эмоционального выгорания  как процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового.

     Опросник  состоит из 84 утверждений и включает 12 шкал, которые группируются в соответствии с тремя фазами:

     - фаза «тревожное напряжение»  (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);

     -   фаза «резистенция» (сопротивление  нарастающему стрессу);

     - фаза «истощение», которая характеризуется  более или менее выраженным  падением общего энергетического  тонуса и ослаблением нервной системы.

     К фазе «тревожное напряжение» относятся  такие симптомы, как:

     ППО – переживание психотравмирующих  обстоятельств, которое проявляется  усиливающимся осознанием психотравмирующих  факторов профессиональной деятельности.

     НС  – неудовлетворенность собой, которая проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

     ЗК  – ощущение «загнанности в клетку», которое проявляется в чувстве  безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно; развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.

     Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

     ТД  – тревога и депрессия, которые обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

     К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:

     НИЭР  – неадекватное избирательное эмоциональное  реагирование, которое наблюдается  в случаях, когда профессионал неадекватно  «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не-хочу» - неадекватным или избирательным образом.

     ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, больному и т.п.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.

     РСЭЭ  – расширение сферы экономии эмоций, которое проявляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

     РПО – редукция профессиональных обязанностей, которая обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

     К фазе «истощение» относятся:

     ЭД  – эмоциональный дефицит, который  заявляет о себе в ощущении, что  эмоционально профессионал уже не может  помочь субъектам своей деятельности.

     ЭО  – эмоциональная отстраненность, при которой работник почти полностью  исключает эмоции из сферы своей  профессиональной деятельности. Его  почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни негативные обстоятельства.

     ЛО/Д  – личностная отстраненность, или  деперсонализация, которая проявляется  в сфере общения. Прежде всего, отмечается частичная или полная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности.

     ПСВН  – психосоматические и психовегетативные  нарушения, которые обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия.

     Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

     — 9 и менее баллов — несложившийся  симптом;

     — 10-15 баллов — складывающийся симптом;

     — 16 и более — сложившийся.

     Симптомы  с показателями 20 и более баллов относятся к  доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

     Методика  позволяет исследователям увидеть  ведущие симптомы «выгорания». Существенно  важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

2.2. Характеристика выборки  и анализ результатов  исследования

 

     В исследовании участвовало 30 менеджеров, средний стаж работы 5 лет, возраст  от 22 до 27 лет.

     Данный вид профессии наиболее точно представляет все особенности типа профессий «человек-человек», требуя высокой коммуникабельности (умения установить и развить отношения между персоналом, другими учреждениями и организациями), коммуникативных способностей (умения входить в контакт, налаживать взаимоотношения), способности управлять собой, влиять на окружающих, руководить.  Профессиональная деятельность менеджеров довольно стрессогенна – необходимо решать проблемные ситуации в короткие сроки, уметь подчиняться требованиям, нормам организации, поддерживать положительный контакт вне зависимости от личного отношения.

     Для выявления эмоционального состояния  менеджеров была использована методика «Прогноз». В начале тестирования проверяется  искренность ответов респондентов, в данной группе все респонденты показали результаты < 5, что свидетельствует о том, что ответы искренни и далее можно интерпретировать результаты диагностики. Усредненные данные представлены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1

     Результаты  диагностики нервно-психической устойчивости

Уровень Число испытуемых % от общей  выборки
Высоки  28 93,3%
Средний  2 6,7%
Низкий  - -

 

     В данном исследовании 2 человека показали средний уровень НПУ, они набрали 14 и 16 баллов соответственно по шкале  НПУ, что  показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса; остальные 28 человек набрали менее 13 баллов по шкале.  Системный  анализ  методики «Оценка  НПУ «Прогноз»« показал,  что  уровень нервно-психической устойчивости находится на хорошем уровне. Интерпретация данного уровня заключается в том, что психологически пригодны к исполнению обязанностей, на должностях, которые требуют повышенной НПУ. В том числе на руководящие должности. Для большей наглядности представим данные на рис. 2.1.

     

     Рис. 2.1  Уровень нервно-психической неустойчивости (в %)

     Итак, в результате исследования уровня Нервно-психической  устойчивости, мы установили, что большинство  испытуемых обладают высоким уровнем  нервно-психической устойчивости, которая  является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Следовательно, эти менеджеры по продажам в условиях стресса смогут сориентироваться, риска дезадаптации в стрессовой ситуации нет, или он минимален. То есть эти 28 менеджеров, что составляет 98% от общего числа испытуемых, являются наиболее пригодными для работы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования и скорее все справятся с любой стрессовой ситуацией.

     С низким уровнем НПУ менеджеров не оказалось, а значит менеджеров с высоким риском дезадаптации в стрессовой ситуации не. То есть нет среди испытуемых лиц, которые не смогут справиться со стрессовой ситуацией. У двоих менеджеров по продажам, что составляет 7% от общего числа испытуемых уровень нервно-психической устойчивости находится на среднем уровне, а это значит эти менеджеры в сложной, непредсказуемой  ситуации могут не справиться. То есть у 2 менеджеров по продажам  есть риск дезадаптации в стрессовой ситуации.

     Для выявления уровня коммуникативных  и организаторских способностей была проведена диагностика менеджеров с помощью методики КОС-2. Результаты проведенной диагностики представлены нами в таблице 2.2.

     Таблица 2.2

     Общий результат диагностики по методике КОС-2 по группе менеджеров

Уровни  способностей Коммуникативные способности Организаторские способности
Чел. % Чел. %
Высший 6 20% 1 3,3%
Высокий 7 23,4% 9 30%
Средний 7 23,4% 6 20%
Низкий 5 16,6% 8 26,7%
Очень низкий 5 16,6% 6 20%

 

     Результаты, полученные в ходе проведения данной методики, также отражены на рисунке 2.2.

     

     Рис. 2.2  Уровень коммуникативных и  организаторских  
способностей (в %)

     Итак, анализируя полученные результаты по методике КОС-2, мы пришли к следующим  выводам:

     - очень высокий уровень коммуникативных  способностей показали 6 респондентов группы (20%), это означает, что испытуемые имеют соответствующие склонности, которые проявляются в умении быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми,  стремление расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Однако лишь один из них с очень высоким уровнем организаторских способностей (3,3%), а в работе менеджера по продажам организаторские способности очень важны. Такие люди склонны  отстаивать свое мнение и добиваться принятия своих решений, они любят организовывать игры, различные мероприятия,  настойчивы  в деятельности;

Информация о работе Отчет по практике в ООО ТехноНиколь