Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:20, отчет по практике
Цель практики: закрепление пройденного материала, приобретение практических навыков работы по будущей специальности, ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, определение приоритетного направления для профессионального роста и саморазвития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ООО ТехноНИКОЛЬ 4
1.1. Общая характеристика организации ООО ТехноНиколь 4
1.2. Организационная структура организации ООО «ТехноНИКОЛЬ» 5
1.3. Психология как основа работы с персоналом предприятия 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ 16
2.1. Этапы, методы и методики исследования 16
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
Таким образом, круг проблем, решаемых психологом в рамках исследуемой организации, достаточно широк. Их можно разделить на три основные группы.
1. Работа с персоналом:
-
оценка и отбор кандидата на
вакантную должность, оценка
-
оценка профессиональной
–
составление психологических
-
консультирование в области
-
передача сотрудникам
- адаптации работников на месте их работы;
-
психологическое обеспечение
- работа с кадровым резервом.
2.
Психологическое
- аттестация должностей, с учетом психологических требований к той или иной должности, разработка должностных инструкций;
-
выявление недостатков в
-
мониторинг удовлетворенности
-
участие в маркетинговых
3. Организационное управление и социальное планирование, в которой принимает участие психолог:
- анализ текущей ситуации и психологическая поддержка коллектива при серьезных изменениях и реорганизациях;
-
формирование организационной
-
управление конфликтами,
- прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;
-
осуществление наблюдения за
социально-психологическим
-
культивирование групповой
- повышение лояльности у сотрудников к труду и самой компании, где они работают.
-
разработку, внедрение и использование
современных технологий
Это неполный список задач, которые приходится решать психологу на предприятии. Выбор того или иного вида деятельности психолога на данном предприятии зависит от ряда определяющих факторов, и в том числе от специфики производства, его организационных, технических и технологических особенностей и др. Как подтвердила практика, все перечисленные выше виды деятельности психолога реальны, важны и зачастую специалисту приходится комбинировать их.
В настоящее время психолог целенаправленно прилагает немалые усилия:
- проводит анализ стоимости и потенциальных выгод (экономических, социальных, корпоративных, психологических, имиджевых и т.д.) от проведения соответствующих работ психологом (конечно, эта сложная работа проводится в тесном контакте с другими службами организации);
- инициирует руководство (через референтов, помощников, авторитетных менеджеров) к участию в проектах по проблеме кадровой политики, в семинарах по вопросам человеческих ресурсов организации;
-
предоставляет руководству
Проведение профессионального отбора кандидатов, максимально соответствующих по своим качествам планируемой должности (при найме или ротации кадров) - одна из наиболее востребованных услуг специалиста-психолога.
Для
этого используются компьютерные экспертные
психодиагностические системы, позволяющие
решать не только задачи проведения психологического
и психофизиологического
Как правило, отношение к психологу бывает настороженным, ориентирующим работников на ожидание неблагоприятных для себя последствий, поэтому психолог вынужден быть и корпоративным дипломатом и социальным психологом и просветителем.
Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на предприятии - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.
А в последнее время становится актуальной задачей еще и изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.
Таким образом, в качестве менеджера по персоналу психолог выполняет целый ряд задач:
это подбор персонала на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов;
это помощь в адаптации новым сотрудникам;
это развитие персонала с помощью проведения различных обучающих программ и тренингов;
это
обеспечение грамотной
Кроме того, психолог способствует развитию управленческих технологий.
Деятельность психолога на предприятии во многом зависят и от того, насколько он сможет выполнить поставленную перед ним задачу, не поступившись интересами каждого обратившегося к нему человека. По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией о положении дел в коллективе, поэтому при принятии управленческих решений психолог должен иметь «совещательный» голос, к которому руководитель должен всегда прислушиваться.
Все
это, в конечном итоге, должно привести
к повышению эффективности
Для выявления особенностей стрессоустойчивости в профессиональной деятельности менеджеров было проведено исследование на базе торговой сети ООО ТехноНИКОЛЬ (г. Челябинск). В качестве испытуемых выступали 30 сотрудников торговой сети, трудоустроенных в должности «менеджер», в возрасте от 22 до 27 лет, средний стаж работы 5 лет. Исследование включало в себя ряд этапов.
1 этап. Подготовительный. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, уточнены значения ключевых понятий, осуществлен подбор психодиагностического инструментария для изучения особенностей стрессоустойчивости менеджеров.
2
этап. Сбор эмпирических данных
с помощью
3 этап. Обобщение и анализ полученных результатов психодиагностики, определение соответствия гипотезы и эмпирических результатов.
Методы
исследования. В исследовании использованы
метод анализа литературы по проблеме
исследования, психодиагностический метод
(психологическое тестирование)
Методики исследования:
1. Методика «Прогноз».
2. Методика КОС-2.
2.
Методика «Индикатор копинг-
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Рассмотрим используемые методики подробнее.
1. Методика «Прогноз». Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня Нервно-психической устойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования. Методика содержит 84 вопроса, на которые можно дать ответ «да» или «нет».
Результаты
диагностики интерпретируются по шкале
нервно-психической
2.
Методика по определению
Методика содержит 40 вопросов, на которые дается ответ – «да» или «нет», экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Для наиболее адекватной оценки проведенной диагностики и определения уровня коммуникативных и организаторских склонностей все полученные данные объединяются в пять уровней. Таблица определения уровней коммуникативных и организаторских склонностей представлена в приложении 2.
3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (автор Д. Амирхан). Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания.
«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:
Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.