Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:36, отчет по практике

Описание работы

Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДНЕВНИК ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 7
1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» 7
1.2. Разработка программы деятельности воспитателя на период практики 10
1.3. План-график прохождения практики 14
1.4. Разработка циклограммы деятельности воспитателя 14
1.5. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 20
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 20
2.2. Методика и ход исследования 22
2.3. Результаты исследования 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике Динамика развития эмосферы дошкольников.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

 

Р – радость

У – удивление

С – сопереживание

Б – безразличие

 

Из таблицы 3 видно, что результаты, полученные при  наблюдении за внешними проявлениями эмоций у детей при просмотре  ими кукольного театра (степень выраженности эмоций) и результаты, полученные при наблюдении за детьми во время игры (степень эмоциональной включенности в игру) согласуются и дополняют друг друга.

6 детей из 10 получили 3 балла за эмоциональную  включенность в соответствии  со степенью проявления эмоций: 6 детей из 6 получили 3 балла за эмоцию сопереживание;  5 детей из 6 получили 3 балла за эмоцию радости; 5 детей из 6 получили 3 балла за эмоцию удивления.

Илья получил 1 балл по эмоциональной включенности в игру, хотя при оценке степени  выраженности эмоциональных проявлений получил 3 балла по эмоции радости и сопереживания. Очевидно, внешние проявления не были связаны с кукольным театром, либо индивидуально мальчик раскрывается лучше, чем в игре вместе с другими детьми.

Итак, при наиболее ярком проявлении положительных эмоциональных переживаний у детей 2-3 лет при восприятии образов и действий по сюжету сказки происходит очень яркая эмоциональная включенность в игру по сюжету этой же сказки при передаче образов и действий.

Все это происходит с помощью просмотра детьми 2-3 лет кукольного театра, а, следовательно, кукольный театр является средством развития эмоциональной сферы детей раннего возраста (2-3 лет).

 

2.3. Результаты исследования

 

В ходе проведенного нами исследования эмоциональной сферы  детей 2-3 лет, были получены результаты, которые отражены в параграфе 2.2. «Методика и ход исследования» (см. табл.1, табл. 2, табл. 3).

Более подробно проанализируем индивидуальные показатели, полученные испытуемыми, выбранными нами произвольно при:

1) наблюдении за проявлением экспрессивных признаков детей во время просмотра ими кукольного театра (степень выраженности эмоций);

2) наблюдении за детьми в театрализованной игре (степень эмоциональной включенности в игру), 

Женя 2 г. 6 мес.

- степень выраженности  эмоций:

Радость – 3 балла

Удивление – 3 балла

Сопереживание – 3 балла.

«Радость» - образ  Лягушки вызвал огромную радость (у  мальчика приподняты брови;  лоб  не напряжен, глаза прищурены; улыбка, переходящая в смех; голова и корпус отклонены назад; хлопает в ладоши и при этом притоптывает ногами).

«Удивление» - сильное  удивление вызвал тот момент, когда  Медведь залез на теремок и  теремок упал (у мальчика приподняты брови; горизонтальные складки пересекают лоб; глаза широко раскрыты; рот раскрыт; голова неподвижна; корпус неподвижен; руки неподвижны; ноги согнуты в коленях).

«Сопереживание» - то, что ребенок сочувствует  персонажам, сопереживает разыгрываемые  события, было заметно на протяжении всего представления:

Например, когда  Мышка прибежала к теремку, постучала  и спросила: «Кто-кто в теремочке живет?» Женя развел руки в стороны и ответил Мышке «Никого нет» (брови мальчика были приподняты, лоб слегка напряжен; глаза раскрыты широко и взгляд выражал «соучастие» и «сочувствие»; корпус устремлен слегка вперед).

Причем Жене так запомнилась и понравилась фраза «Никого нет», что каждый раз, когда герои сказки подходили к теремку и спрашивали: «Кто в теремочке живет?» мальчик «сочувственно» отвечал: «Никого нет», а после фразы «Я, Лисичка-сестричка!», «Я, Волчок-серый бочок!», весело хлопал в ладоши.

- степень эмоциональной  включенности в игру:

Эмоциональная включенность – 3 балла.

Мальчик с удовольствием  согласился надеть шапочку Лягушки (выбрал ее сам); очень старался соответствовать  образу Лягушки (весело прыгал и квакал); очень старательно стучался в теремок и с удовольствием в нем «поселился».

Ангелина 2 г. 5 мес. и Оля 2 г. 6 мес. также получили 3 балла  и по степени выраженности эмоций и по эмоциональной включенности в игру.

Оля 2 г. 6 мес.

- степень эмоциональной  включенности в игру – 3 балла.

Во время  игры девочке была предложена роль Лисички-сестрички. Оля с удовольствием  надела шапочку Лисы и очень старалась  изобразить походкой и плавным движением  рук этот образ.

Когда Оля, в  образе Лисы «поселилась» в теремке, то на вопрос: «Кто-кто в теремочке живет?» девочка очень радостно ответила «А я – веселый колобок!» (дети раннего возраста не могут удерживать роль).

Андрей 2 г. 2 мес.

- степень выраженности  эмоций:

Радость – 3 балла.

Удивление – 3 балла.

Сопереживание – 3 балла.

Страх – 3 балла.

Во время  просмотра спектакля Андрей, увидев образ Волка, очень ярко проявил  экспрессивные признаки, характерные  для эмоции страха (сближены и приподняты брови, продольно-поперечные складки  на лбу; глаза расширены; рот закрыт; голова отклонена назад; корпус «вдавлен в бедра»; руки закрывают лицо) (для данного возраста это норма, так как Волк является образом живого существа с сердитым голосом).

- степень эмоциональной  включенности в игру.

Эмоциональная включенность – 3 балла.

Во время  игры, когда Андрюшу спросил воспитатель: «Кем ты хочешь быть? Зайкой, мышкой, лягушкой…», мальчик вдруг нахмурил брови, насупился, сжал руку в кулак, затопал ногами, «зарычал». На вопрос «Ты Волчок-серый бочок?» мальчик одобрительно кивал головой и ходил в этом «образе» по залу (скорее всего Андрей, таким образом, пытался справиться со своим страхом к образу Волка).

Илья 2 г. 8 мес.

- степень выраженности  эмоций.

Радость – 2 балла.

Удивление – 3 балла.

Сопереживание – 3 балла.

- степень эмоциональной  включенности в игру.

Эмоциональная включенность – 1 балл.

Илья при  высокой степени эмоциональных  проявлений получил низкий балл за эмоциональную включенность.

Во время  игры мальчик сначала отказался  принимать участие в игре, сказав: «Не хочу!», но после того как воспитатель нашел подход к мальчику, Илья подошел к теремку и постучал в дверь. Затем опять отошел в сторону и просто наблюдал за игрой. (такое поведение может быть связано с появлением особенностей ребенка, характерных для кризиса 3-х лет)

На основании  результатов исследования, полученных при наблюдении за внешними проявлениями эмоций у детей 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра (степень выраженности эмоций) и результатов, полученных при наблюдении за детьми во время игры (степень эмоциональной включенности в игру), а также на основании анализа показателей испытуемых следуют определенные выводы.

 

ВЫВОДЫ

1. В результате  проведенного исследования эмоциональной  сферы детей 2-3 лет были выявлены  следующие особенности внешних  эмоциональных проявлений детьми  при просмотре ими кукольного театра:

- очень яркая  степень выраженности эмоций;

- преобладание  эмоциональных положительных переживаний.

2. Кукольный  театр  является хорошим диагностическим  средством для выявления возрастных  особенностей эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

3. Наиболее ярко  выраженными эмоциями у детей  2-3 лет являются: сопереживание, радость,  удивление.

4. Кукольный  театр является средством развития  эмоциональной сферы детей 2-3 лет (при наиболее ярком положительном  эмоциональном восприятии образов и действий по сюжету театрализованного пред-ставления, диагностируется наиболее ярко выраженная эмоциональная передача образов и действий ребенком в игре по сюжету этого театрализованного представления).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Период раннего  возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

Ребенок идет к  освоению смысла своих действий через  чувства. Ведь только в состоянии  повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать  свое внимание на объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление и речь.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в раннем детстве. На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями.

Необходимо  исследовать и развивать эмоциональную  сферу детей раннего возраста.

Кукольный театр, исследованный нами как средство диагностики, безусловно, может использоваться в качестве инструментария для эмоционального развития детей раннего возраста.

Проведенная нами экспериментальная работа по исследованию эмоционального развития детей раннего возраста (2-3 лет) средствами кукольного театра – это доказывает.

Гипотеза о  том, что кукольный театр, как  вид театрализованного представления, является средством эмоционального развития детей 2-3 лет, полностью подтвердились.

Цель исследования, поставленная в настоящей дипломной работе, достигнута, задачи полностью решены:

1. Изучены теоретические подходы  к проблеме эмоционального развития детей.

2. Особенности проявления эмоций по экспрессивным признакам (по мимике и пантомимике) детей 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра выявлены.

3. Уровень восприятия детьми образов и действий после просмотра ими кукольного театра уточнён  через эмоциональные проявления в театрализованной игре.

4. Проанализированы и обобщены данные после просмотра сказки и проведения театрализованной игры.

5. Исследованием выявлено, что кукольный театр является средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 2011.
    2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 2012.
    3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., 2010.
    4. 4. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд., - М.: Айрис-пресс 2008. – 160 с. (Библиотека психологии образования).
    5. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. – 2008. - №3, с. 125-134.
    6. Галигузова Л.Н. Педагогика раннего возраста: учебн. пособие для студентов ВУЗов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. – 2007. – 301 с. (Педагогика и воспитание).
    7. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. – М., 2005.
    8. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб, 2001.
    9. Ежкова Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6.
    10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005.
    11. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о синтезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. – 2004. - №6.
    12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2006.
    13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.
    14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
    15. Изард К. Психология эмоций. – СПб., 2001.
    16. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. – 192 с. (Ранний возраст)
    17. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства: учебн. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, 415 с. (высшее образование)
    18. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983.
    19. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005.
    20. Григорович Л.А., Марцинковска Т.Д. Педагогика и психология. – М, 2002.
    21. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
    22. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М.: Учпедгиз, 1935.
    23. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез. – 2007. – 160 с.
    24. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс. - 2007. – 96 с. + вкл. 8 с. (дошкольное воспитание и развитие)
    25. Теплов Б.М.  Избр.труды: В 2-х т. – М. – 2005. – Т. 1. – с. 195.
    26. Файнберг С. Эмоции и их воспитание // Дошкольное воспитание. – 2008. - №1. – с. 78-80.
    27. Чистякова М.И. Психодиагностика. – М., 2005.
    28. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»