Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:36, отчет по практике

Описание работы

Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДНЕВНИК ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 7
1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» 7
1.2. Разработка программы деятельности воспитателя на период практики 10
1.3. План-график прохождения практики 14
1.4. Разработка циклограммы деятельности воспитателя 14
1.5. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 20
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 20
2.2. Методика и ход исследования 22
2.3. Результаты исследования 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике Динамика развития эмосферы дошкольников.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

2 – эмоциональная  включенность не очень ярко  выражена: ребенок принимает участие  в игре, может принять на себя  образ какого-либо персонажа (по  предложению взрослого или самостоятельно), изобразить образ и действия  персонажа с помощью мимики, жестов, но в то же время, может отвлечься и выполнять свои действия не очень заинтересованно и не очень эмоционально.

3 – эмоциональная  включенность ярко выражена: ребенок  с удовольствием принимает участие  в игре; принимает на себя образ  героя сказки; все делает очень эмоционально, старается соответствовать образу; очень ярко выражает мимикой, пантомимикой действия, образ и характер героя сказки.

При наблюдении за детьми во время игры оценивались  следующие показатели:

1) Соответствие образу персонажа.

2) Соответствие действий персонажа.

3) Выражение эмоций, мимики, пантомимики при передаче образа персонажа.

Каждый показатель оценивался от 0 до 3 баллов. Далее балы по всем показателям суммировались. Средний показатель определил степень  эмоциональной включенности ребенка в игру.

Второй этап: Диагностика особенностей внешних  проявлений эмоций детьми 2-3 лет средствами кукольного театра.

Эксперимент проводился на базе одного из ДОУ города Москвы. В исследовании приняли участие  дети раннего возраста (2-3 лет) в количестве 10 человек. Выборка детей была произвольной.

Во время  эксперимента работа с каждым ребенком проводилась индивидуально (диагностика  особенностей внешних проявлений эмоций детьми 2-3 лет средствами кукольного театра), а также в группе (10 чел.) (при наблюдении за театрализованной игрой).

На 1-ом этапе  экспериментатор использовал игровой  сюрпризный момент, чтобы создать  общий положительный эмоциональный  фон и настроить ребенка на просмотр кукольного спектакля.

На 2-ом этапе  эксперимента ребенку предлагалось посмотреть кукольный спектакль по сказке «Теремок». Также с помощью игрового момента: «Смотри, какой красивый теремок! Кто же в теремочке живет?».

В процессе просмотра  ребенком представления велось наблюдение за его эмоциональными проявлениями по экспрессивным признакам (мимике, пантомимике), результаты фиксировались в протоколах (см. приложения 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13).

Данные, полученные при диагностике детей во время  просмотра кукольного театра, обрабатывались и были занесены в сводную таблицу, заранее приготовленную для эксперимента.

В сводной таблице  объединены результаты, которые фиксировались  в индивидуальных протоколах, то есть степень выраженности эмоциональных  проявлений в соответствии с восприятием  ребенком образов и действий по сюжету сказки (см. табл.1).

 

Таблица 1

Сводная таблица наблюдения за проявлением  экспрессивных признаков детей  при просмотре 

кукольного  театра «Теремок»

№№  п/п

Имя ребенка

Возраст

Восприятия  образов и действий по сказке «Теремок»

Радость

Удивление

Сопереживание

Страх

Безразличие

1

Женя 

2 г. 6 мес.

3

3

3

0

0

2

Яна

2 г. 8 мес.

2

3

3

0

0

3

Ксюша

2 г. 8 мес. 

3

2

3

0

0

4

Дима

2 г. 6 мес. 

2

2

3

0

0

5

Илья

2 г. 8 мес.

2

3

3

0

0

6

Ангелина

2 г. 5 мес.

3

3

3

0

0

7

Андрей

2 г. 2 мес.

3

3

3

3

0

8

Илья

2 г. 4 мес.

3

1

3

0

0

9

Вика

2 г. 5 мес.

2

2

2

0

0

10

Оля

2 г. 6 мес.

3

3

3

0

0


 

3 этап эксперимента: Обработка и интерпретация результатов  исследования.

Из таблицы 1, составленной по результатам наблюдения за проявлением  экспрессивных признаков при просмотре кукольного спектакля «Теремок» видно, что эмоция безразличие и эмоция страха не были выявлены у испытуемых, за исключением Андрея, у которого эмоция страха получила степень выраженности - 3 балла. Это связано с тем, что мальчик очень бурно среагировал на персонаж Волка в сказке, что является нормой в данном возрасте (образ живого существа может вызвать страх).

Эмоция радости получила самую высокую степень выраженности – 3 балла у 6 испытуемых (Женя, Ксюша, Ангелина, Андрей, Илья, Оля). Эти дети наиболее ярко выражали радость при просмотре спектакля.

Эмоция удивления получила самую высокую степень выраженности – 3 балла также у 6 испытуемых (Женя, Яна, Илья, Ангелина, Андрей, Оля).

9 испытуемых из 10 получили 3 балла по эмоции сопереживание. Эмоция сопереживание получила самую высокую степень выраженности у детей при просмотре ими кукольного театра, т.к. при наблюдении за каждым ребенком было видно не только по силе выраженности всех экспрессивных признаков, но и по силе реагирования ребенка на действия и образы сказки, дети «переживали» все, что происходило в сказке, через себя (когда Медведь сломал теремок, было видно, как ребенок переживал и сочувствовал другим героям сказки. Когда построили новый теремок, ребенок радовался вместе со всеми).

Таким образом, предварительный  вывод эксперимента по результатам  наблюдения за детьми 2-3 лет при просмотре  ими кукольного театра следующий:

наиболее ярко выраженную степень проявления имеют положительные  эмоциональные переживания ребенка: сопереживание, радость, удивление.

Для того, чтобы уточнить уровень восприятия ребенком образов  и действий по сюжету сказки «Теремок», после просмотра ими кукольного театра, нами было проведено наблюдение за испытуемыми в процессе театрализованной игры по сюжету сказки «Теремок». Результаты наблюдения фиксировались в протоколе наблюдения за игрой (см. табл. 2).

Сводные результаты по исследованию внешних эмоциональных  проявлений детей при просмотре  ими кукольного театра и наблюдению во время игры представлены в табл. 3.

 

 

 

Дата наблюдения: 12.02.2009

Кол-во детей: 10 человек

Возраст детей: 2-3 года

Таблица 2


Протокол  наблюдения за детьми 2-3 лет в театрализованной игре по сказке «Теремок»

№№  п/п

Имя ребенка

возраст

Образ

Действие

Выражение эмоции, мимики

Средний балл

Оценка эмоциональной включенности

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

1

Женя 

2 г. 6 мес.

     

3

     

3

     

3

3

3

2

Яна

2 г. 8 мес.

     

3

     

3

     

3

3

3

3

Ксюша

2 г. 8 мес. 

     

3

     

3

     

3

3

3

4

Дима

2 г. 6 мес. 

   

2

     

2

     

2

 

2

2

5

Илья

2 г. 8 мес.

 

1

     

1

     

1

   

1

1

6

Ангелина

2 г. 5 мес.

     

3

     

3

     

3

3

3

7

Андрей

2 г. 2 мес.

     

3

     

3

     

3

3

3

8

Илья

2 г. 4 мес.

   

2

     

2

     

2

 

2

2

9

Вика

2 г. 5 мес.

   

2

     

2

     

2

 

2

2

10

Оля

2 г. 6 мес.

     

3

     

3

     

3

3

3


 

 

Таблица 3

Сводная таблица результатов наблюдения при просмотре кукольного театра   и наблюдения в игре

№№  п/п

Имя ребенка

Возраст

Кукольный театр

Игра

Р

У

С

Страх

Б

Эмоциональная включенность

0

1

2

3

1

Женя  

2 г. 6 мес.

3

3

3

0

0

     

3

2

Яна

2 г. 8 мес.

2

3

3

0

0

     

3

3

Ксюша

2 г. 8 мес. 

3

2

3

0

0

     

3

4

Дима

2 г. 6 мес. 

2

2

3

0

0

   

2

 

5

Илья

2 г. 8 мес.

2

3

3

0

0

 

1

   

6

Ангелина

2 г. 5 мес.

3

3

3

0

0

     

3

7

Андрей

2 г. 2 мес.

3

3

3

3

0

     

3

8

Илья

2 г. 4 мес.

3

1

3

0

0

   

2

 

9

Вика

2 г. 5 мес.

2

2

2

0

0

   

2

 

10

Оля

2 г. 6 мес.

3

3

3

0

0

     

3

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»