Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:36, отчет по практике
Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДНЕВНИК ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 7
1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» 7
1.2. Разработка программы деятельности воспитателя на период практики 10
1.3. План-график прохождения практики 14
1.4. Разработка циклограммы деятельности воспитателя 14
1.5. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 20
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 20
2.2. Методика и ход исследования 22
2.3. Результаты исследования 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
2 – эмоциональная
включенность не очень ярко
выражена: ребенок принимает участие
в игре, может принять на себя
образ какого-либо персонажа (
3 – эмоциональная
включенность ярко выражена: ребенок
с удовольствием принимает
При наблюдении за детьми во время игры оценивались следующие показатели:
1) Соответствие образу персонажа.
2) Соответствие действий персонажа.
3) Выражение эмоций, мимики, пантомимики при передаче образа персонажа.
Каждый показатель оценивался от 0 до 3 баллов. Далее балы по всем показателям суммировались. Средний показатель определил степень эмоциональной включенности ребенка в игру.
Второй этап: Диагностика особенностей внешних проявлений эмоций детьми 2-3 лет средствами кукольного театра.
Эксперимент проводился на базе одного из ДОУ города Москвы. В исследовании приняли участие дети раннего возраста (2-3 лет) в количестве 10 человек. Выборка детей была произвольной.
Во время эксперимента работа с каждым ребенком проводилась индивидуально (диагностика особенностей внешних проявлений эмоций детьми 2-3 лет средствами кукольного театра), а также в группе (10 чел.) (при наблюдении за театрализованной игрой).
На 1-ом этапе
экспериментатор использовал
На 2-ом этапе эксперимента ребенку предлагалось посмотреть кукольный спектакль по сказке «Теремок». Также с помощью игрового момента: «Смотри, какой красивый теремок! Кто же в теремочке живет?».
В процессе просмотра ребенком представления велось наблюдение за его эмоциональными проявлениями по экспрессивным признакам (мимике, пантомимике), результаты фиксировались в протоколах (см. приложения 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13).
Данные, полученные при диагностике детей во время просмотра кукольного театра, обрабатывались и были занесены в сводную таблицу, заранее приготовленную для эксперимента.
В сводной таблице объединены результаты, которые фиксировались в индивидуальных протоколах, то есть степень выраженности эмоциональных проявлений в соответствии с восприятием ребенком образов и действий по сюжету сказки (см. табл.1).
Таблица 1
Сводная таблица наблюдения за проявлением экспрессивных признаков детей при просмотре
кукольного театра «Теремок»
№№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
Восприятия образов и действий по сказке «Теремок» | ||||
Радость |
Удивление |
Сопереживание |
Страх |
Безразличие | |||
1 |
Женя |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
2 |
Яна |
2 г. 8 мес. |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
Ксюша |
2 г. 8 мес. |
3 |
2 |
3 |
0 |
0 |
4 |
Дима |
2 г. 6 мес. |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
5 |
Илья |
2 г. 8 мес. |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
6 |
Ангелина |
2 г. 5 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
7 |
Андрей |
2 г. 2 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
8 |
Илья |
2 г. 4 мес. |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
9 |
Вика |
2 г. 5 мес. |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
10 |
Оля |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 этап эксперимента:
Обработка и интерпретация
Из таблицы 1, составленной по результатам наблюдения за проявлением экспрессивных признаков при просмотре кукольного спектакля «Теремок» видно, что эмоция безразличие и эмоция страха не были выявлены у испытуемых, за исключением Андрея, у которого эмоция страха получила степень выраженности - 3 балла. Это связано с тем, что мальчик очень бурно среагировал на персонаж Волка в сказке, что является нормой в данном возрасте (образ живого существа может вызвать страх).
Эмоция радости получила
самую высокую степень
Эмоция удивления получила
самую высокую степень
9 испытуемых из 10 получили 3 балла по эмоции сопереживание. Эмоция сопереживание получила самую высокую степень выраженности у детей при просмотре ими кукольного театра, т.к. при наблюдении за каждым ребенком было видно не только по силе выраженности всех экспрессивных признаков, но и по силе реагирования ребенка на действия и образы сказки, дети «переживали» все, что происходило в сказке, через себя (когда Медведь сломал теремок, было видно, как ребенок переживал и сочувствовал другим героям сказки. Когда построили новый теремок, ребенок радовался вместе со всеми).
Таким образом, предварительный вывод эксперимента по результатам наблюдения за детьми 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра следующий:
наиболее ярко выраженную
степень проявления имеют положительные
эмоциональные переживания
Для того, чтобы уточнить уровень восприятия ребенком образов и действий по сюжету сказки «Теремок», после просмотра ими кукольного театра, нами было проведено наблюдение за испытуемыми в процессе театрализованной игры по сюжету сказки «Теремок». Результаты наблюдения фиксировались в протоколе наблюдения за игрой (см. табл. 2).
Сводные результаты по исследованию внешних эмоциональных проявлений детей при просмотре ими кукольного театра и наблюдению во время игры представлены в табл. 3.
Дата наблюдения: 12.02.2009 Кол-во детей: 10 человек Возраст детей: 2-3 года |
Таблица 2 |
Протокол наблюдения за детьми 2-3 лет в театрализованной игре по сказке «Теремок»
№№ п/п |
Имя ребенка |
возраст |
Образ |
Действие |
Выражение эмоции, мимики |
Средний балл |
Оценка эмоциональной включенности | |||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 | |||||
1 |
Женя |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |||||||||
2 |
Яна |
2 г. 8 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |||||||||
3 |
Ксюша |
2 г. 8 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |||||||||
4 |
Дима |
2 г. 6 мес. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||||||||
5 |
Илья |
2 г. 8 мес. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||||||
6 |
Ангелина |
2 г. 5 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |||||||||
7 |
Андрей |
2 г. 2 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |||||||||
8 |
Илья |
2 г. 4 мес. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||||||||
9 |
Вика |
2 г. 5 мес. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||||||||
10 |
Оля |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Таблица 3
Сводная таблица результатов наблюдения при просмотре кукольного театра и наблюдения в игре
№№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
Кукольный театр |
Игра | |||||||
Р |
У |
С |
Страх |
Б |
Эмоциональная включенность | ||||||
0 |
1 |
2 |
3 | ||||||||
1 |
Женя |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 | |||
2 |
Яна |
2 г. 8 мес. |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 | |||
3 |
Ксюша |
2 г. 8 мес. |
3 |
2 |
3 |
0 |
0 |
3 | |||
4 |
Дима |
2 г. 6 мес. |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
2 |
|||
5 |
Илья |
2 г. 8 мес. |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
1 |
|||
6 |
Ангелина |
2 г. 5 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 | |||
7 |
Андрей |
2 г. 2 мес. |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 | |||
8 |
Илья |
2 г. 4 мес. |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
2 |
|||
9 |
Вика |
2 г. 5 мес. |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
|||
10 |
Оля |
2 г. 6 мес. |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
Информация о работе Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»