Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:36, отчет по практике

Описание работы

Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДНЕВНИК ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 7
1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» 7
1.2. Разработка программы деятельности воспитателя на период практики 10
1.3. План-график прохождения практики 14
1.4. Разработка циклограммы деятельности воспитателя 14
1.5. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 20
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 20
2.2. Методика и ход исследования 22
2.3. Результаты исследования 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике Динамика развития эмосферы дошкольников.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

1.3. План-график прохождения практики

 

Дата

Вид деятельности

Отметка об исполнении

Примечание

3-7 декабря 2012

Ознакомление  с детским учреждением, знакомство с воспитателями.

   

10-14 декабря  2012

Ознакомление  с организацией работы психолога  в МДОУ.

   

17-21 декабря  2012

Определение сферы  деятельности в соответствие с возрастной группой.

   

24-28 декабря  2012

Знакомство  с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.

   

11-18 января 2013

Наблюдение  за детьми в процессе деятельности.

   

21-25 января 2013

Подбор психодиагностического  инструмента.

   

28 января -  
1 февраля 2013

Психологическая диагностика готовности ребенка  к школе.

   

4-8 февраля 2013

Подготовка  рекомендаций по проведению психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития.

   

11-15 февраля 2013

Подведение  итогов практики. Анализ проведенной  работы

   

16 февраля 2013

Подготовка  отчетной документации

   

 

Таблица 2

Распределение рабочего времени воспитателя

Виды  работ

I

 

II

 
 

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное  психологическое обследование

1–1,5 часа

15 часов

0,5–1 часов

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1–1,5 часа

3 часа

3–3,5 часа

7 часов

Индивидуальная  консультация

1–1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное  развивающее и коррекционное  занятие

0,5–1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее  и коррекционное занятие

1–1,5 часа

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская  работа

0,5–1,5 часа

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная  работа

2,5–3 часа

3 часа

 

2 часа

Организационно-методическая работа

   

7 часов в  неделю

28 часов

Всего

 

75 часов

 

75 часов


 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования

 

С первыми театрализованными  действиями дети раннего возраста знакомятся в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок.

Сказки являются неиссякаемым источником самых разнообразных  эмоций. Но использовать обычное чтение сказки для исследования эмоционального развития детей раннего возраста не целесообразно, в силу возрастных особенностей детей.

Для ребенка  раннего возраста характерно чувственное  познание действительности. «Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений», - отмечала Н.С. Ежкова1.

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Восприятие обостряется у ребенка при наличии опоры на зрительный образ в сочетании с возможностями выполнять различные действия. «За каждым восприятием непременно следует действие» (Выготский Л.С.)2.

Мышление малыша носит наглядно-действенный характер. Развитие наглядно-действенного мышления оптимизируется взрослым: его искренней  заинтересованностью, демонстрацией  новых и усложненных освоенных действий, вовремя оказанной помощью, положительной оценкой малыша и его деятельности.

Исходя из вышесказанного, для диагностирования детей раннего  возраста мы будем использовать показ  сказки с помощью игрушек, т.е. с  помощью кукольного театра.

Кукольный театр более ,чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Когда «ожившие куклы» начинают двигаться, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую действие спектакля.

Если понаблюдать  за ребенком, который смотрит кукольный  театр, то на его лице можно увидеть  целую гамму эмоций и переживаний.

Закономерно встает вопрос, можно ли с помощью кукольного театра изменить уровень развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет?

Гипотеза исследования заключается в предположении, что  кукольный театр, как вид театрализованного  представления, является средством  развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

В связи с  этим нами определена следующая цель исследования: выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра и поставлены задачи исследования эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

1. Разработать схему наблюдения и выявить особенности проявления эмоций по экспрессивным признакам(по мимике и пантомимике) детей 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра.

2. Разработать схему наблюдения и уточнить уровень восприятия детьми образов и действий по сюжету просмотренной ими сказки в кукольном театре через эмоциональные проявления в театрализованной игре.

3. Проанализировать данные после просмотра сказки и проведения театрализованной игры.

4. Выяснить, является ли кукольный театр средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

Методы исследования:

    • Наблюдение за детьми в ходе просмотра кукольного театра и проведения театрализованной игры;
    • Диагностика эмоциональных проявлений;
    • Анализ результатов диагностики;
    • Кукольный театр (по сказке «Теремок»);
    • Театрализованная игра (по сказке «Теремок»).

2.2. Методика и ход исследования

 

Первый этап: Подготовительный

1. Подбор сказки  для показа детям.

В качестве инструментария для исследования эмоционального развития детей раннего возраста (2-3 лет) нами использовался кукольный театр  по сказке «Теремок» (русская народная сказка) (см. приложение 1).

Данная сказка выбрана исходя из ее следующих характеристик:

    • Соответствие сказки возрастным особенностям детей раннего возраста.
    • Сюжет сказки состоит из быстро сменяющих друг друга действий, которые совершают персонажи (образы) на протяжении всего представления.
    • Герои сказки являются доступными образами для восприятия детей раннего возраста.
    • У каждого из героев сказки речь состоит из определенных коротких фраз, смысл которых повторяется, что тоже очень важно для восприятия детьми раннего возраста.
    • В сюжет сказки вплетена разнообразная палитра эмоциональных переживаний от радостных, веселых, добрых до грустных, печальных и т.д.

2. Разработка  схемы наблюдения (см. приложение 2).

Цель наблюдения – оценить степень выраженности проявления экспрессивных признаков, характерных для эмоциональных состояний ребенка 2-3 лет при просмотре им кукольного театра.

При разработке схемы наблюдения и составлении  методики наблюдения нами была использована авторская методика «Определение эмоционального состояния путем наблюдения за экспрессией» (методика взята из книги «Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии» / под ред. Крылова А.А. и Маничева С.А. – СПб: Питер, 2000).

В схему наблюдения были включены следующие эмоции: радость, удивление, безразличие, страх.

Они фиксировались в протоколе наблюдения экспериментатором по выражению лица, положению головы, туловища (корпуса), рук и ног испытуемых в индивидуальном просмотре кукольного театра.

Радость:

    • Лицо: брови - приподняты, лоб не напряжен; глаза - прищурены; рот - полуоткрыт, уголки губ приподняты (улыбка, смех).
    • Голова: отклонена назад.
    • Корпус: отклонен назад.
    • Руки: подвижны, хлопает в ладоши.
    • Ноги: подвижны, притопывание ногами.

Удивление:

    • Лицо: брови - приподняты, горизонтальные складки пересекают лоб; глаза - широко открыты; рот  - раскрыт, губы не напряжены.
    • Голова: неподвижна.
    • Корпус: неподвижен или устремлен вперед.
    • Руки: неподвижны или пассивно свисают.
    • Ноги: согнуты в коленях.

Безразличие:

    • Лицо: брови - занимают горизонтальное положение; глаза - веки полуопущены, взгляд в сторону; рот - закрыт, полуоткрыт.
    • Голова: неподвижна.
    • Корпус: «сломан».
    • Руки: опущенные, вялые, малоподвижные.
    • Ноги: стоят произвольно или шаркают по полу.

Страх:

    • Лицо: брови - сближены и приподняты, продольно-поперечная складка на лбу; глаза - расширены, напряжение нижнего века; рот - закрыт или прикрыт.
    • Голова: опущена, иногда отвернута или откинута назад.
    • Корпус: неподвижен, расслаблен, «вдавлен» в бедра, сутулость.
    • Руки: прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание.
    • Ноги: согнуты в коленях.

Также в схему  наблюдения нами была включена эмоция сопереживание, так как именно по силе проявления данной эмоции мы можем  определить силу воздействия на ребенка  кукольного представления. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». [25]

Сопереживание:

    • Лицо: брови – приподняты, лоб слегка напряжен; глаза – открыты не так широко, как при удивлении, взгляд выражает «соучастие», «сочувствие»; рот – закрыт, полуоткрыт.
    • Голова: слегка отклонена в сторону.
    • Корпус: неподвижен, слегка устремлен вперед.
    • Руки: слегка напряжены, неподвижны.
    • Ноги: согнуты в коленях.

Оценка проявления экспрессивных признаков, характерных  для эмоциональных состояний  ребенка осуществлялась по трехбалльной шкале:

0 – реакция  не выражена: ребенок безразличен  к происходящим событиям в  спектакле, отсутствие экспрессивных  признаков, характерных для определенной эмоции.

1 – реакция  слабо выражена: равнодушен, внешние  проявления эмоций отсутствуют  или выражены незначительно.

2 – реакция  не ярко выражена: эмоциональные  проявления выражены средне: внешние  проявления эмоций выражены, но не по всем экспрессивным признакам.

3 – реакция  очень ярко выражена: эмоциональные  проявления выражены сильно, присутствуют  все признаки экспрессии, выражающие  эмоциональное состояние.

3. Разработка  схемы наблюдения за детьми  во время театрализованной игры (см. приложение 3).

Цель наблюдения – уточнить уровень восприятия ребенком образов и действий по сюжету сказки «Теремок», после просмотра ими  кукольного театра, через эмоциональные  проявления.

Оценка наблюдения за ребенком во время игры осуществлялась в зависимости от степени эмоциональной включенности ребенка в игру по трехбалльной системе:

0 – эмоциональная  включенность не выражена: ребенок  безразличен к игре или отказывается  играть.

1 – эмоциональная  включенность слабо выражена: ребенок  может большую часть времени находиться в безразличном состоянии к игре, но иногда может заинтересоваться игрой, проявить интерес к тому, как играют другие дети, по просьбе и показу взрослого может одномоментно попытаться изобразить либо действие, либо интонацию какого-либо образа.

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»