Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:36, отчет по практике

Описание работы

Одним из средств в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.
Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими спектакля, намного легче увидеть и зафиксировать их эмоционально-поведенческую реакцию.
Цель исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДНЕВНИК ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 7
1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» 7
1.2. Разработка программы деятельности воспитателя на период практики 10
1.3. План-график прохождения практики 14
1.4. Разработка циклограммы деятельности воспитателя 14
1.5. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета 18
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА 20
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 20
2.2. Методика и ход исследования 22
2.3. Результаты исследования 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Работа содержит 1 файл

Отчет по практике Динамика развития эмосферы дошкольников.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание  данной работы посвящено исследованию эмоционального развития детей 2-3 лет  средствами кукольного театра.

Раннее детство  – период интенсивного физического  и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая  воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы  является важным показателем в понимании  мира маленького человека и свидетельствует  о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Актуальность  данной работы заключается в том, что развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что наши дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», … когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок [5]. Это актуально и в наши дни. Нарушения психо-эмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.

Следствием  всего этого является то, что детям  тяжело наладить отношения с окружающим социумом, а также усложняется процесс их вхождения в новую действительность.

В настоящее  время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А.И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений» [12].

Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах.

Одним из средств  в диагностике эмоционального развития детей раннего возраста может быть кукольный театр, вследствие того, что в кукольном спектакле присутствуют яркие, запоминающиеся зрительные образы, которые оказывают огромное влияние на ребенка раннего возраста и являются источником выражения самых разнообразных эмоций, а, следовательно, развития эмоциональной сферы ребенка.

Наблюдая за малышами в процессе просмотра ими  спектакля, намного легче увидеть  и зафиксировать их эмоционально-поведенческую  реакцию.

Цель  исследования – выявить особенности проявления эмоций детей 2-3 лет средствами кукольного театра.

Объект  исследования – эмоциональная сфера детей.

Предмет исследования – влияние кукольного театра на развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

Можно предположить, что наблюдение за внешней эмоционально-поведенческой реакцией детей 2-3 лет, при просмотре ими кукольного театра даёт возможность увидеть наиболее яркое проявление положительных эмоциональных переживаний, которые являются показателем развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, гипотеза исследования заключается в предположении, что кукольный театр, как вид театрализованного представления, является средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

Для подтверждения  гипотезы была проведена экспериментальная  работа. Она включала в себя следующие методы:

    • наблюдение за внешними проявлениями эмоций у детей по мимике и пантомимике (результаты наблюдения фиксировались в разработанную нами схему);
    • наблюдение за детьми в процессе театрализованной игры (результаты наблюдения фиксировались в разработанную нами схему).

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Изучить теоретические подходы к проблеме эмоционального развития детей.
    2. Разработать схему наблюдения и выявить особенности проявления эмоций по экспрессивным признакам (по мимике и пантомимике) детей 2-3 лет при просмотре ими кукольного театра «Теремок».
    3. Разработать схему наблюдения и уточнить уровень восприятия детьми образов и действий по сюжету сказки «Теремок»,  после просмотра ими кукольного театра, через эмоциональные проявления в театрализованной игре.
    4. Проанализировать данные после просмотра сказки и проведения театрализованной игры.
    5. Выяснить, является ли кукольный театр средством развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет.

Практика проходила в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» г. Радужный; составляет 400 часов, продолжительностью 10 недель и охватывает период с 3 декабря 2012 по 16 февраля 2013 года.

Производственная  практика проходила в два этапа.

I этап практики  – ознакомительный, в ходе которого произошло:

    • знакомство с базой практики, с детьми, с воспитателями;
    • знакомство с содержанием деятельности психолога в детском саду;
    • подбор методической литературы; выбор и изучение методик.

II этап содержал  подготовку к самостоятельной  деятельности психолога, в процессе которого мною были проведены:

    • наблюдения и апробирования методики;
    • диагностика психологической готовности детей к школе по выбранным методикам;
    • обработка результатов психологической диагностики;
    • написание психологического заключения;
    • составление коррекционных программ по выявленной проблеме;
    • оформление отчетной документации по практике.

 

 

 

  1. дневник отчета по практике

1.1. Общая характеристика МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

 

Учреждение как детский  сад было создано на основании  решения исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов от 31.12.2006 - № 12-423 «О вводе в эксплуатацию вновь выстроенных объектов жилищно-гражданского назначения на территории г.Радужный».

На основании постановления  главы администрации города Радужный от 28.08.2006 № 282 «О формировании муниципальной собственности города Радужный» дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Черепашка» передано в ведение управления народного образования администрации города Радужный с 01.09.2006.

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение ««Детский сад №9 «Черепашка» г. Радужный (далее по тексту - Учреждение) является бюджетной организацией.

Юридический адрес  Учреждения, а также его фактическое  местонахождение: 664058, г. Радужный, ул. Алитьева, 12 «А».

Сокращенное наименование: МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»

Учредителем Учреждения является в лице администрации г. Радужный (далее по тексту- Учредитель).

Основные цели Учреждения:

- обеспечение  воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет;

- создание условий  для реализации гарантированного  гражданам Российской Федерации  права на получение общедоступного  и бесплатного дошкольного образования.  Учреждение является юридическим  лицом, имеет в собственности и в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в казначействе, осуществляющем исполнение бюджета города Радужный, печать установленного образца, штампы, вывеску, бланки и другие реквизиты со своим наименованием. Несет ответственность за сохранность документов, хранит и использует их в установленном порядке.

Организационная структура имеет функциональный характер, все работники подчиняются и выполняют свои функции исходя из указаний заместителей заведующей, а те в свою очередь подчиняются самой заведующей.

В детском саду функционирует 9 групп и действуют следующие программы:

1. «Детство»  под редакцией З.А. Михайловой, задачи которой:

    • создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, приобщение его к здоровому образу жизни;
    • обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании;
    • формирование доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию.

2. «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи которой:

    • охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
    • всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей;
    • воспитание патриотических и интернациональных чувств;
    • формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности;
    • формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения;
    • воспитание любви к прекрасному.

3. «Развитие» (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова) - приоритетные направления деятельности:

    • предоставление ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольное детство;
    • обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;
    • всестороннее и своевременное психическое развитие;
    • формирование бережного и активного отношения к окружающему миру;
    • приобщение к основным сферам человеческой культуры.

4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой), задачи которой:

    • охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие.
    • всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей.
    • воспитание патриотических и интернациональных чувств.
    • формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности.
    • формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения.

вВоспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира.

Психолог МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка» – Жирнова Наталья Владимировна, в своей работе руководствуется должностной инструкцией (Приложение 1).

Алгоритм организации  деятельности психолога в детском  саду представлен в Приложении 2.

1.2. Разработка  программы  деятельности воспитателя на  период  практики 

 

Задачи

Направления, виды работы, содержание

Методическое  обеспечение

Целевая аудитория

Сроки

1. Психодиагностика.

 

1.Изучение возрастного  интеллектуального уровня развития  дошкольников 

Выявление уровня умственного развития (способность к обучению, развитие познавательной сферы, развитие речи).

Цель: - выявить  детей с разным уровнем в умственном развитии;

- создание условий  стимулирующих развитие познавательной  активности и повышение интеллекта  детей.

1. Тест Г.  Витцлака

2. Тест Семаго 

3. Тест Бине  – Симона

4.Экспресс - диагностика  в детском саду. Комплект материалов.

Все группы 

Сентябрь, май

2. Диагностика   эмоциональной сферы детей

Выявление детей  с нарушениями поведения, отклонениями в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы. Изучение эмоционального благополучия детей в группах  МДОУ.

Наблюдения.

Набор методик

По запросам воспитателей

В течение года

3. Диагностика   «Адаптация вновь прибывших детей».

Изучение особенностей протекания адаптационного периода, заполнение карт адаптации.

Помощь родителям  в создании благоприятных условий  протекания адаптации ребенка.

Анализ адаптационного периода.

 Карты адаптации.

Анкеты для  родителей

Все группы

В течение года

4. Диагностика   уровня школьной готовности

Выявление обучаемости  детей, уровня их умственного развития и готовности к школьному обучению.

1. Пакет методик  для определения школьной зрелости.

2. Изучение мед.  карт.

3. Анкеты для  родителей

Подготовительная  группа

Октябрь, апрель

5. Психодиагностика  по запросам

Выполнение  психодиагностических процедур по запросам МДОУ администрации, родителей, педагогов ); ПМССЦ.

 

Все группы

В течение года

                                               2. Развивающая  работа с детьми.

1. Работа с  детьми по развитию интеллектуальных способностей

Индивидуальная и групповая  работа с детьми, испытывающими трудности  в обучении.

Создание психологических  условий максимально благоприятных  для психического развития детей.

 Развивающая программа  игр и упражнений.

1. По результатам  диагностики

2. По запросам

В течение года

2. . Работа с  детьми по развитию эмоциональной  сферы.

Индивидуальная  и групповая работа с детьми, особенности  которых могут привести к сложностям эмоционального развития, в поведении  и отношения к окружающим.

Анализ адаптационного периода.

 Развивающие  программы  

По запросам

В течение года

3. Психопрофилактика 

Работа с  родителями

Анализ семьи  по социальным группам

 

Заседание клуба  родителей с элементами тренинга «Влияние психологического микроклимата»

 

Заседание клуба  родителей с элементами тренинга «Формирование у дошкольников положительных  эмоций»

 

Заседание клуба  родителей с элементами тренинга «Снятие вербальной агрессии у дошкольников»

 

Заседание клуба  родителей с элементами тренингами «Что и, как и мы говорим нашим детям»

 

Заседание клуба  родителей с элементами тренинга «Формирование положительной оценки у детей дошкольного возраста

Социальный  паспорт

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме

 

 

 

Материал по данной теме

Коллектив родителей

 

Коллектив родителей

 

 

 

Коллектив родителей

 

 

 

 

Коллектив родителей

 

 

 

Коллектив родителей

 

 

 

Коллектив родителей

Октябрь

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

4. Психологическое консультирование и просвещение

1. Индивидуальное  консультирование.

Консультации  по волнующим вопросам и проблемам  для педагогов, сотрудников МДОУ

 

Для всех желающих.

В течение года

2. Подготовка  и помощь в проведении педсоветов, общих производственных собраний, коллективное консультирование педагогов, участие в МО специалистов

Семинар для  педагогов «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»

 

Стендовая консультация для педагогов «Овладение детьми языком эмоций»

 

«Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольника»

 

«Расторможенные и агрессивные дети»

 

«Работа дошкольного  учреждения с семьями «трудных»  воспитанников»

 

Круглый стол для  педагогов «Работа педагогов  ДОУ по коррекции агрессивности  у детей дошкольного возраста»

 

Игра-тренинг  для педагогов «Снятие конфликтов в общении»

 

Библиоконсультирование  педагогов по теме «Формирование  у детей уверенности в себе»

 

«Коррекция  страхов и опасений у дошкольников»

 

Брифинг для  педагогов «Как предупредить отклонения в поведении ребенка

 

Круглый стол для  педагогов «Система работы ДОУ по снятию тревожности у дошкольников»

 

Игра - тренинг  для педагогов «Формирование  социальных навыков у дошкольников»

 

«Развитие эмпатии  у детей дошкольного возраста»

 

Круглый стол для  педагогов «Овладение коммуникативными навыками»

 

«Определение  особенностей межличностных отношений  ребенка с взрослым и сверстниками"

 

Консультации  для педагогов по запрошенным  темам.

 

Участие в оперативных  и фронтальных проверках

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме

 

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

Пед. Коллектив

 

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 Пед. Коллектив

 

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

 Пед. Коллектив

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

 

 

Пед. Коллектив

 

 

Пед. Коллектив

 Октябрь 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 Ноябрь 

 

 

 

 Декабрь

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

Апрель

 

 

Май

 

 

 

Май

 

 

 

 

В течение года

 

В течение года

3. Повышение  психологической культуры путем  проведения групповых консультаций  для родителей;  оформление консультаций в группах (по запросам).

Родительские  собрания:

«Особенности  развития детей»

 

«Что такое  «принятие» в воспитании детей?»

 

«Коррекция  проявлений эмоциональных трудностей у детей»

 

Беседа для  родителей «Бранные слова»

 

«Маленькие  задиры, или в чем причина драчливости дошкольников»

 

Игра - тренинг  для родителей «Снятие конфликтности  в общении»

 

Деловая игра с  родителями «Особенности общения со старшими дошкольниками в семье»

 

Консультация  для родителей «Дисциплинарные  воздействия на дошкольника»

 

Консультация для родителей с элементами тренинга «Роль родителей в развитии у ребенка социальной компетентности»

 

Игра - тренинг  для родителей 
«Формирование социальных навыков у дошкольников»

 

Круглый стол с  родителями подг.гр.на тему: « Дошкольники  готовятся стать школьниками »

 

Консультация  для родителей с элементами тренинга «Развитие эмпатии у дошкольников»

 

«Формирование у дошкольников дружеских взаимоотношений»

 

Консультации  для родителей

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

 

Материал по данной теме

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

 

Материал по данной теме.

 

Материал по данной теме

Кол-тив родителей

( все группы)

 

Кол-тив родителей

(средняя группа)

 

Кол-тив родителей

(ст.гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(ср.гр.)

 

Кол-тив родителей

(младшие гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(ст.гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(ст. и подгот. группы)

 

 

Кол-тив родителей

(ст.гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(ср.гр.)

 

 

 

Кол-тив родителей

(ст гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(подгот.гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(ср.гр.)

 

 

Кол-тив родителей

(младшие гр.)

 

Кол-тив родителей

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь 

 

 

 

Декабрь

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

 

 

 

Май

 

 

 

Май

 

 

Раз в месяц

5. Повышение  квалификации.

Посещение методических объединений, открытых мероприятий  в ПМССЦ, самообразование

Посещение мероприятий  организованных в МОУ, в ПМССЦ, знакомство с новыми технологиями и новинками литературы.

   

В течение года

Информация о работе Отчет по практике в МДОУ «Детский сад №9 «Черепашка»