Отчет по практике в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин
База практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Продолжительность: 4 недели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Самоанализ по всем направления работы……………………………4
2.Планы лекционных и практических занятий………………………..5
3.Конспекты занятий
Занятие 1.«Психодиагностическая деятельность в образовательной среде»……………………………………………………………………
Занятие 2.«Идентификация детской одаренности.Психологическая диагностика одаренной личности»……………………………………
Занятие 3.«Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте»……………………………………………………………….
Занятие 4. «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте»………………………………………………….
4.Методическое оснащение учебной дисциплины……………………46
5.Программа воспитательных воздействий…………………………….47
6.Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………….52
7.Список литературы…………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

OTChET.doc

— 3.85 Мб (Скачать)

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также  для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно  предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли было выполнять упражнение?

2.Возникали ли трудности при выполнении задания?

3.Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Основная часть  (35-50мин.)

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая  работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

Вылепите своё эмоциональное  состояние.

«Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

Трансформируйте его (можно  очень грубо) в то, что захотите.

Заготовьте много шариков  разных размеров из любого пластичного  материала.

Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

Сделайте групповую  композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли было выполнять упражнение?

2.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

3.Возникали ли разногласия в ходе работы?

4. Релаксация (5-10 мин.)

Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения: участники  садятся поудобнее, выключается  свет, включается музыкальное сопровождение  и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения:

Мои глаза закрываются.

Я успокаиваюсь.

Я расслабляюсь.

Я чувствую себя спокойно и легко.

Мое тело расслабляется.

С каждым выдохом мое  тело все больше расслабляется

Я спокоен.

Я расслаблен.

Мне спокойно, легко и  приятно.

С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

Я отдыхаю, мне хорошо.

Мое лицо расслабляется.

Мой лоб расслабляется.

Лоб полностью расслаблен.

Мой нос расслабляется.

Нос полностью расслаблен.

Мои щеки расслабляются.

Щеки полностью расслаблены.

Мое лицо полностью расслабленно.

Моя голова полностью  расслабленна.

Расслабляется правая рука.

Расслабляется правая кисть.

Расслабляется правое предплечье.

Расслабляется правое плечо.

Правая рука полностью  расслабленна.

Расслабляется левая  рука.

Расслабляется левая кисть.

Расслабляется левое  предплечье.

Расслабляется левое  плечо.

Левая рука полностью  расслабленна.

Обе руки полностью расслаблены.

Приятное тепло наполняет  мои руки.

Мои руки налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен  и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

Расслабляется правая стопа.

Расслабляется правая голень, колено.

Расслабляется правое бедро.

Правая нога полностью  расслаблена

Расслабляется левая  стопа.

Расслабляется левая  голень, колено.

Расслабляется левое  бедро.

Левая нога полностью  расслабленна.

Приятное тепло наполняет  мои ноги.

Мои ноги налиты приятной тяжестью.

Я полностью спокоен  и расслаблен. Расслабляются мышцы  таза.

Расслабляются мышцы  спины.

Расслабляются мышцы  живота.

Мое тело полностью расслабленно.

Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

Я спокойный человек.

Я сильный человек.

Я отдохнул.

Чувствую как наливаюсь  легкостью.

Я чувствую прилив сил.

Я наливаюсь свежестью  и бодростью.

Я полон энергии!

Мне хочется встать и  действовать!

Глаза – открываются.

Я – встаю!

 

 

 

6.КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных  школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В  некоторых школах созданы психологические  службы, где работают несколько психологов.

Особым деятельности педагога-психолога является детское дошкольное учреждение. 

Психолог в детском  саду – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но и в индивидуальных вариациях этих особенностей, реализующий такие функции как: охрана здоровья детей, как психологического, так и физического, обеспечение эмоционального благополучия, способствующего эффективному развитию способностей ребенка.

Реализация этих функций  требует выполнения ряда связанных  друг с другом видов работ как  непосредственно с детьми, так  и с их родителями и персоналом.

Задачи психолога можно условно разделить на две группы:

1. Педагог-психолог должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его психологизации. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей; передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослых с детьми и общения детей разных возрастов между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного сада и его коллектив, учитывать национальные традиции, квалификацию персонала, своеобразие детей и их родителей.

2. Вторая задача значительно  сложнее и многообразнее, она  связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. В этом ключе основными направлениями работы будут: адаптация детей к детскому саду, исследование и коррекция взаимоотношений в группе, организация разновозрастного общения, организация и проведение индивидуального обследования, определение готовности к школе.

Направления работы педагога-психолога  в школе: 

1.Психологическое просвещение  – формирование у обучающихся,  воспитанников и их родителей  (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

2.Психологическая профилактика  – предупреждение возникновения  явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

3.Психологическая диагностика  – углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

4.Психологическая коррекция  – активное воздействие на  процесс формирования личности  в детском возрасте и сохранение  ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов,

5.Консультативная деятельность  – оказание помощи обучающимся,  воспитанникам, их родителям (законным  представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основные задачи психолога-диагноста  в школе:

1.Адаптация ребенка  к школе (младший школьный возраст)

2. Работа с педагогами  и родителями

3.Психологическая диагностика,  помощь детям в подростковом  возрасте

4.Профориентационная  работа

Роль педагога-психолога в колледже (вузе).

Работа психолога в вузе должна исходить из особенностей построения учебного процесса. Необходимо учитывать и внешние факторы, отражающие особенности постиндустриального общества с его быстро обновляемыми знаниями и профессиональной мобильностью, а также трансформацию системы ценностей у современных молодых людей. Ведь процесс личностного самоопределения продолжается и у студентов вузов.

Задачи педагога-психолога  в высшем учебном заведении:

1.Развитие у студентов не только познавательных возможностей, умений и навыков, но и личностных характеристик, необходимых для освоения профессии и начала самостоятельной трудовой деятельности;

2.Помощь в совладании с кризисными и трудными ситуациями, включая помощь по запросу и превентивную помощь;

3.Повышение стрессоустойчивости;

4.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения и помощь в планировании будущей карьеры;

Основные направления  работы:

1.Психологическое просвещение

2.Психологическая профилактика

3.Психологическая диагностика

4.Психологическая коррекция

5.Консультативная деятельность

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое  тестирование. - СПб.: Питер, 2001.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 440 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.
  5. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с
  6. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
  7. Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.
  8. Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000. – 320 с.
  9. Одарённые дети / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  10. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2001. - 688 с.
  11. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – 652 с.
  12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
  13. Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с.
  14. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.
  15. Юркевич, Е. Чудо-чадо / Е. Юркевич // Новая газета. – 2006. – 24 октября. – с. 3.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Информация о работе Отчет по практике в колледже