Отчет по практике в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин
База практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Продолжительность: 4 недели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Самоанализ по всем направления работы……………………………4
2.Планы лекционных и практических занятий………………………..5
3.Конспекты занятий
Занятие 1.«Психодиагностическая деятельность в образовательной среде»……………………………………………………………………
Занятие 2.«Идентификация детской одаренности.Психологическая диагностика одаренной личности»……………………………………
Занятие 3.«Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте»……………………………………………………………….
Занятие 4. «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте»………………………………………………….
4.Методическое оснащение учебной дисциплины……………………46
5.Программа воспитательных воздействий…………………………….47
6.Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………….52
7.Список литературы…………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

OTChET.doc

— 3.85 Мб (Скачать)

4. Психодиагностика детей этого возраста должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно  уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребенка данного возраста все же не безграничны. При обследовании детей этого возраста лучше использовать метод экспертной оценки.

5. Отметим еще одну особенность: дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.

6. Непостоянство непроизвольного внимания и повышенная утомляемость детей. Серию предлагаемых им тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

7. Следует  помнить, что ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте  является игра – психодиагностическое  обследование необходимо проводить  так, чтоб в нем были элементы игры.

Особенности психолого-педагогического  обследования детей младшего школьного  возраста:

1.Следует помнить,  что дети, поступившие в школу,  имеют разный уровень развития. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

2. От 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими. При обследовании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать не только интеллектуальные, но и психологические особенности детей.

3.Соответствие  заданий тестов способностям  детей. 

4. Серьезная адаптация интеллектуальных тестов для взрослых применительно к детям, их упрощение и структурно-содержательное изменение. (Упрощение взрослых тестов для детей. Детские и взрослые варианты тестов.)

2.Диагностика готовности  ребенка к обучению в школе.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Когда говорят о «готовности  к школе», то имеют в виду не отдельные  умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все  основные компоненты.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность  к школе определяется физическим  развитием ребенка и его соответствием  возрастным нормам, то есть ребенок  должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность  к школе подразумевает определенный  уровень сформированности: общей  осведомленности и социально-бытовой  ориентировки; знаний и представлений  об окружающем мире; умственных  операций, действий и навыков;  произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость  представляет собой умение регулировать  свое поведение, включающее возможность  достаточно длительное время  выполнять не очень привлекательное  задание.

4. Социально-коммуникативная  готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Определить готовность к школе, можно, используя ряд  диагностических методов.

1. Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания.  
1. Рисование фигуры человека. 

2. Графическое копирование  фразы из письменных букв. 

3. Срисовывание точек  в определенном пространственном положении. 

Этот тест помогает выявить  уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности  к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. 

Если общая сумма  баллов:

1-6 - высокий уровень 

7-11 - средний уровень

12-15 - низкий уровень  (требуется дополнительная углубленная  диагностика).

2. Так же, внутреннюю позицию  школьника, наличие познавательной  и учебной мотивации  можно  выявить в игре. (пример со сказкой,  с игрой).

3. Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

По ходу работы ребенка  необходимо зафиксировать:

1) какой рукой ребенок  рисует (правой или левой); 

2) как он работает  с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 

3) быстро или медленно  проводит линии; 

4) отвлекается ли во  время работы; 

5) что говорит и  о чем спрашивает во время  рисования; 

6) сверяет ли испытуемый  после окончания работы свой  рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему следует  предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются: 

а) отсутствие какой-либо детали рисунка; 

б) увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка; 

в) неправильно изображенный элемент рисунка; 

г) неверное изображение  деталей в пространстве рисунка; 

д) отклонение прямых линий  более чем на 30° от заданного направления; 

е) разрывы между линиями  в тех местах, где они должны быть соединены; 

ж) залезание линий  одна за другую.

При интерпретации результатов  эксперимента необходимо учитывать  возраст испытуемого. Так, дети 5,5–6 лет из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, редко безукоризненно справляются с заданием. Если же испытуемый 10 лет допускает более 1 ошибки, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

4. Методика «Да и  нет»

Методика применяется  для исследования умения действовать  по правилу. Она является модификацией известной детской игры «Да» и  «нет» не говорите, черного с белым  не носите». Для этой методики взята только первая часть правил игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет». После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Ошибками являются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются  в качестве ошибок. Также не считается  ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу  игры. Вполне допустимо, если ребенок  вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

5.Методика «Последовательность  событий»

Предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

3.Выявление причин  дезадаптации младших школьников

Школьная дезадаптация понимается как некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или даже невозможным.

Причины школьной дезадаптации:

  • Педагогический подход
  1. Неправильное отношение учителя к ученику
  1. Неправильная организация учебного процесса
  2. Неготовность к обучению в школе
    • Психологический подход:
  3. Особенности школьного режима, который может вызывать чрезмерную усталость;
  4. Необходимость установления новых отношений с учителями, одноклассниками;
  5. Содержание учебного материала, неинтересного для детей
  6. Семейное воспитание

Причины школьной дезадаптации

1.Недостатки в подготовке  ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

2.Соматическая ослабленность  ребенка.

3.Нарушение формирования  отдельных психических функций  и познавательных процессов.

4.Двигательные нарушения.

5.Эмоциональные расстройства.

Формы проявления школьной дезадаптации

Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков  учебной деятельности.

– педагогическая запущенность; 
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; 
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с  ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков  и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); 
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); 
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с  целью предотвратить возможное  неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование  взрослыми индивидуальных особенностей детей; 
– минимальная мозговая дисфункция; 
– общая соматическая ослабленность; 
– задержка развития; 
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или  “боязнь школы”, неумение разрешить  противоречие между семейными и  школьными “мы”.

Ребенок не может выйти  за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение  психолога – семейная терапия  или групповые занятия для  детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;  
– психологическая неготовность к школе; 
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе  при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с  целью предотвратить возможное  неправильное поведение.

Информация о работе Отчет по практике в колледже