Отчет по практике в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин
База практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Продолжительность: 4 недели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Самоанализ по всем направления работы……………………………4
2.Планы лекционных и практических занятий………………………..5
3.Конспекты занятий
Занятие 1.«Психодиагностическая деятельность в образовательной среде»……………………………………………………………………
Занятие 2.«Идентификация детской одаренности.Психологическая диагностика одаренной личности»……………………………………
Занятие 3.«Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте»……………………………………………………………….
Занятие 4. «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте»………………………………………………….
4.Методическое оснащение учебной дисциплины……………………46
5.Программа воспитательных воздействий…………………………….47
6.Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………….52
7.Список литературы…………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

OTChET.doc

— 3.85 Мб (Скачать)

Предупреждение школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:

  1. Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
  2. Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
  3. Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
  4. Создание в образовательных учреждениях для детей педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска. На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера; коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация, групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии), а также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
  5. При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
  6. Создавать классы компенсирующего обучения.
  7. Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
  8. Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.

Занятие 4.

Тема: «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте».

План:

1.Принципы психолого-педагогического  обследования детей в подростковом  и раннем юношеском возрасте.

2. Психологическая диагностика  личности в подростковом и  раннем юношеском возрасте.

 

1.Принципы психолого-педагогического  обследования детей в подростковом и раннем юношеском возрасте.

 

От младшего школьного  возраста подростковый (12-14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом.

Психологические особенности детей подросткового  возраста:

  1. Развитие нормативного сознания и нормативная регуляция поведения. Подросток ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но и в так называемой социализированной форме.
  2. Ориентация на референтную группу. Очень важно мнение для любого подростка референтной группы.
  3. Потребность в полоролевой идентификации. Стремление к личному авторитету среди сверстников и к физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличие от младших школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола.
  4. Переход от игровых к реальным социальным ролям.
  5. Повышенная эмоциональная реакция на любую ситуацию.

Особенности психодиагностики детей подросткового  возраста:

В подростковом возрасте необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты.

1. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения. (ненаучность текста)

2.Основной  должна оставаться игровая форма проведения исследования, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.

3. Подчеркнутое  стремление к независимости требует  предоставления им большей самостоятельности в тестировании. Вполне допустимо, например, дать возможность подростку отойти от точной формулировки инструкции, сопровождающей тестирование, и что-то сделать по-своему, не в ущерб целям и результатам тестирования, например, каким-либо оригинальным способом, отличным от нормативного, решить предложенную задачу. (своеобразный подход к выполнению заданий)

4.Повышенное, внимание подростка к самопознанию  создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные Тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.

Практическое  участие в тестировании позволяет подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. (представление себя в роли лидера)

Подростков  рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали то в роли испытуемых, то в роли экспериментаторов. Если исследователь, кроме того, найдет возможность привлечь подростка к конструированию и оценке самого теста (иногда это возможно), к созданию нужной ситуации тестирования, к обработке его результатов, то это, несомненно, должно будет повысить интерес ребенка к личному участию в тестировании.

Психологические особенности раннего юношеского возраста:

1.Начало установления  подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках.

2.Переворот в психологии человека, связанный с осознанием многих, недоступных еще подростку, противоречий в жизни: между нормами морали, утверждаемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между способностями, возможностями и признанием людей; между социальными ценностями и реальной прозой жизни.

3.Осознание и принятие человеком ответственности за свою судьбу и судьбу близких для него людей.

Это — начало подлинно взрослой, сложной как внутренне, так и внешне адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени и в данной ситуации.

Все это вместе взятое представляет старшего школьника  как уже вполне взрослого человека с точки зрения возможностей проведения психодиагностики и предполагает полноценное использование тестов для взрослых.

Особенности психодиагностики личности раннего  юношеского возраста:

Тестирование  в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Такими условиями, в частности, являются занятия на уроках в школе, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомство с методиками психодиагностики органически входит в программу и содержание таких занятий, поэтому процедура тестирования хорошо вписывается в них.

 

2. Психологическая  диагностика личности в подростковом  и раннем юношеском возрасте.

 

Психологическое измерение когнитивно-познавательной сферы личности. Успешность выполнения многих видов деятельности на прямую связано с уровнем интеллектуального развития. В к-п сферу входят: восприятие, ощущение, внимание, память, воображение.

1.Методика  Мюнстерберга. «Исследование избирательности  внимания»

2. Методика  «Корректурная проба» (тест Бурдона)

3.Методика  «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов) Модификация методики «таблицы  Шульте»

 Психологическое  измерение эмоционально-волевой  сферы

1.Методика  «Самочувствие, активность, настроение»  (В.А.Доскин)

2.Опросник  «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (утомление-монотония-пресыщение-стресс)» (А.Леонова, С.Величковская)

3.Методика  «Шкала ситуативной тревожности  Ч.Д. Спилберга» (адаптированная  Ю.Л. Ханиным)

Психологическое измерение потребностно-мотивационной сферы личности

1.Тест юмористических  фраз (А.Г. Шмелев, В.С. Болдырева)

2.Диагностика  мотивационной структуры личности

3.Диагностика  мотивации достижения (А.Мехрабиан)

 

4.МЕТОДИЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные и практические занятия были оснащены дополнительными материалами: презентации, диагностические методики.

При проведении лекционных занятий, необходимо использовать презентации, поскольку это улучшает запоминание  предоставляемого материала. Педагог  передает материал для студентов  в устной форме, здесь, в первую очередь доминирует слуховое восприятие. Но, когда данная информация подкреплена  зрительным восприятием, презентацией, запоминание предоставляемого материала становится намного лучше. Студент может зафиксировать информацию, предоставленную на слайде, может ее прочитать, освоить. Поэтому, мною были использованы презентации при проведении лекционных занятий. Приложение 1.

В рамках проведения практических занятий, так же были использованы презентации. Что позволило предоставить студентам наглядный пример диагностических методик по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика», рассмотреть примеры выполнения методик. Приложение 2.

Дополнительным заданием было знакомство с учебно-методическим комплексом, которое так же является основным оснащением учебной дисциплины.

 

 

 

5.ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ  ВОЗДЕЙСТВИЙ

Обучающий тренинг «Мои эмоции»

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать позитивный психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Цели тренинга: коррекция  психоэмоционального напряжения участников тренинга; формирование благоприятного социально-психологического климата  в Т-группе.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин)

Цель: абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Материалы: ручки, бейджики.

Ход упражнения: участники  создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают  имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли было выполнять  упражнение?

2.Ваши впечатления  по проведенному упражнению?

3.Не путались ли  вы в ходе выполнения задания?

2.Упражнение «Невербальное общение» (5-10 минут)

Цель: настроить участников на активное выполнение заданий,  тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к  групповому творчеству.

Материалы: нет

Инструкция: все участники  становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу». Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1-2 минуты).

Ход упражнения: «Сейчас  один участник передает свой предмет  соседу слева. При этом, он, а затем  и все мы будем пользоваться только невербальными средствами. А тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к загадавшему этот предмет. Если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники стоят лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем». После того как предмет возвратился к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке ( в обратном направление), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Информация о работе Отчет по практике в колледже