Отчет по практике в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин
База практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Продолжительность: 4 недели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Самоанализ по всем направления работы……………………………4
2.Планы лекционных и практических занятий………………………..5
3.Конспекты занятий
Занятие 1.«Психодиагностическая деятельность в образовательной среде»……………………………………………………………………
Занятие 2.«Идентификация детской одаренности.Психологическая диагностика одаренной личности»……………………………………
Занятие 3.«Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте»……………………………………………………………….
Занятие 4. «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте»………………………………………………….
4.Методическое оснащение учебной дисциплины……………………46
5.Программа воспитательных воздействий…………………………….47
6.Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………….52
7.Список литературы…………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

OTChET.doc

— 3.85 Мб (Скачать)

2.Идентификация детской  одаренности

Выявление одаренных  детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного  ребенка. Эффективная идентификация  одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Проблема выявления  одаренных детей имеет четко  выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как  «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в  его судьбу, заранее предопределяя  его субъективные ожидания. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

Исходя  вышесказанного можно выделить (запишем) принципы выявления одаренных детей:

1.Комплексный характер  оценивания разных сторон поведения  и деятельности ребенка, что  позволит использовать различные  источники информации и охватить  как можно более широкий спектр  его способностей;

2.Длительность идентификации  (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3.Анализ его поведения  в тех сферах деятельности, которые  в максимальной мере соответствуют  его склонностям и интересам  (включение ребенка в специально  организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4.Использование тренинговых  методов, в рамках которых можно  организовывать определенные развивающие  влияния, снимать типичные для  данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

5.Подключение к оценке  одаренного ребенка экспертов:  специалистов высшей квалификации  в соответствующей предметной  области деятельности (математиков,  филологов, шахматистов, инженеров  и т.д.). При этом следует иметь  в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

6.Оценка признаков  одаренности ребенка не только  по отношению к актуальному  уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего  развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

7.Преимущественная опора  на экологически валидные методы  психодиагностики, имеющие дело  с оценкой реального поведения  ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что  имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности  весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Вывод: Процесс установления одаренности  нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих  индивидуальный уровень интеллектуального  развития). 

К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (часто вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных. При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений:

Во-первых, большинство тестов интеллекта и креативности созданы не для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, а для других целей. В частности, тест интеллекта Векслера предназначался для определения умственной отсталости, тест структуры интеллекта Амтхауэра – для целей профориентации и профессионального отбора. Только два теста предназначались для оценки уровня интеллектуальной одаренности. Это культурно свободный тест Кеттелла (версия С) и одна из версий теста Равена. Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается критике специалистами. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не является единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.

Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, то есть сформированность конкретных умственных операций. К сожалению, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления.

В-третьих, данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка. При этом, чем ребенок одареннее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей.

В-четвертых, следует различать  данные тестирования и решение о  судьбе ребенка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учетом знания причин, приведших к тестовым результатам.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного  применения тестов интеллекта в работе с одаренными детьми.

1. Психометрические тесты скорее  нужно применять не для и  не до принятия решения о  мере одаренности ребенка, а после процедуры его идентификации как одаренного в целях уяснения сильных и слабых его психологических качеств и для организации необходимой ему индивидуализированной психолого-педагогической помощи.

2.Психометрические тесты могут  оказаться полезными для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей (например, в условиях психолого-педагогического мониторинга).

Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в  качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

При выявлении одаренных  детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный  подход к выявлению одаренности  не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Оценка ребенка как  одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием  им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет  существенно расширить сферу используемых психодиагностических методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:

  • особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в развитии одаренного ребенка;
  • особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.

Признание роли социальных условий, в которых развивается  ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности  с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

Специальную область  составляют экспериментально-психологические  исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических  и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления  одаренных детей сложна и требует  привлечения специалистов высокой  квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

3.Психологическая  диагностика одаренной личности

В этом пункте мы познакомимся с различными методами диагностики  и выявления одаренной личности.

1. Оценка способностей и личных  качеств школьников и дошкольников

Автор: Туник Е.Е., Опутникова В.П. 

2. Опросник для выявления одаренных  учащихся (по Е.Н. Задориной)

3. Методика «Оценка  общей одаренности» (А.И. Савенков)

4. Методика - «Карта одаренности». Модификация методики Д. Хаана и М. Каффа. Автор модификации А.И. Савенков

 

 

 

 

Занятие 3.

Тема: «Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте».

План:

1.Принципы психолого-педагогического  обследования детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

2.Диагностика готовности  ребенка к обучению в школе.

3.Выявление причин  дезадаптации младших школьников.

1.Принципы психолого-педагогического  обследования детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования.

Особенности пихолого-педагогического  обследования детей дошкольного  возраста:

1. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания детей, т.е. произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов. (соответствие вопросов возрасту ребенка)

2. Осуществляя  психодиагностику детей дошкольного возраста, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка.

3.Чтобы правильно судить  об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. (тесты должны быть рассчитаны на произвольный и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы). Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Что же касается детей более старшего дошкольного возраста, от трех-четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Из этого следует особенность:

Информация о работе Отчет по практике в колледже