Отчет по практике в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: формирование и развитие навыков преподавания психолого-педагогических дисциплин
База практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Продолжительность: 4 недели

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Самоанализ по всем направления работы……………………………4
2.Планы лекционных и практических занятий………………………..5
3.Конспекты занятий
Занятие 1.«Психодиагностическая деятельность в образовательной среде»……………………………………………………………………
Занятие 2.«Идентификация детской одаренности.Психологическая диагностика одаренной личности»……………………………………
Занятие 3.«Психодиагностика в дошкольном и младшем школьном возрасте»……………………………………………………………….
Занятие 4. «Психодиагностика личности в подростковом и раннем юношеском возрасте»………………………………………………….
4.Методическое оснащение учебной дисциплины……………………46
5.Программа воспитательных воздействий…………………………….47
6.Конспект беседы о профессии педагога-психолога………………….52
7.Список литературы…………………………………………………….56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

OTChET.doc

— 3.85 Мб (Скачать)

Кроме того, правильное и  своевременное распознавание индивидуально–психологических  особенностей учащегося составляет важную часть профилактической и коррекционно–развивающей работы, главным смыслом которой становится предупреждение и преодоление уже имеющихся или возможных недостатков и отклонений в поведении и деятельности.

Таким образом, психологическая  диагностика создает основу для  организации психологом, педагогом, социальным работником коррекционно–развивающей, профилактической и прогностической работы, поскольку психодиагностическая активность специалиста направлена не только на установление определенных закономерностей психического развития личности в образовательной среде, но и на выявление психологических причин конкретного педагогического явления или феномена. Психологические основания многих проблем очень часто не проявляются во внешнем плане и поэтому остаются скрытыми для педагогов, воспитателей, родителей. Они требуют психологического распознавания, выявления психологической сущности тех или иных особенностей поведения или деятельности. Именно поэтому психодиагностику, в первую очередь, определяют как теорию и практику постановки психологического диагноза.

3. Обзор основных направлений психодиагностической деятельности педагога-психолога

Роль психолога в  дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Особой сферой деятельности психолога является детское дошкольное учреждение. 

Психолог в детском саду – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но и в индивидуальных вариациях этих особенностей. 

Основные функции психолога-диагноста в детском дошкольном учреждении связаны с:

1.Охраной психического  здоровья детей 

2.С созданием условий,  которые способствуют их эмоциональному  благополучию и обеспечивают  свободное и эффективное развитие  способностей каждого ребенка. 

Реализация этих функций  требует выполнения ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом.

Задачи психолога можно условно разделить на две группы:

1. Психодиагност должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его психологизации. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей; передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослых с детьми и общения детей разных возрастов между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного сада и его коллектив, учитывать национальные традиции, квалификацию персонала, своеобразие детей и их родителей.

2. Вторая задача значительно  сложнее и многообразнее, она  связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. В этом ключе основными направлениями работы будут: адаптация детей к детскому саду, исследование и коррекция взаимоотношений в группе, организация разновозрастного общения, организация и проведение индивидуального обследования, определение готовности к школе.

Роль психолога в  школе.

Огромная роль психолога-диагноста  в школе.  

Рассмотрим основные направления деятельности психолога  в школе:

1.Психологическое просвещение  – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

2.Психологическая профилактика  – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

3.Психологическая диагностика  – углубленное психолого –  педагогическое изучение обучающихся,  воспитанников на протяжении  всего периода обучения, определение  индивидуальных особенностей и  склонностей личности, ее потенциальных  возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

4.Психологическая коррекция  – активное воздействие на  процесс формирования личности  в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов,

5.Консультативная деятельность  – оказание помощи обучающимся,  воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основные задачи психолога-диагноста  в школе:

1.Адаптация ребенка к школе (младший школьный возраст)

2. Работа с педагогами  и родителями

3.Психологическая диагностика,  помощь детям в подростковом  возрасте

4.Профориентационная  работа

Роль психолога-диагноста  в колледже.

Основные направления  работы:

1.Психологическое просвещение

2.Психологическая профилактика

3.Психологическая диагностика

4.Психологическая коррекция

5.Консультативная деятельность

Занятие 2.

Тема: «Идентификация детской  одаренности. Психологическая диагностика  одаренной личности»

План:

1. Понятие одаренность

2. Идентификация детской  одаренности

3.Психологическая диагностика  одаренной личности

 

1.Понятие одаренность 

 

Одаренность –  уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый.

В древности причину выдающихся способностей видели в их божественном происхождении. Такой взгляд на природу одаренности существовал до эпохи Просвещения, когда один из главных идеологов этого направления в философии Джон Локк сказал, что «до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага»». Его основной идеей была мысль о том, что в формировании человека решающая роль принадлежит воспитанию. То есть, окружающая среда способна «лепить» из детей что угодно.

Понятие одаренность  как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Френсисом Гальтоном.

Ф.Гальтон одним из первых стал искать истоки гениальности не в особенностях окружающей среды, а во врожденных особенностях. Ф. Гальтон  первым попытался доказать, что гениальность – результат действия наследственных факторов. К такому выводу Ф. Гальтон пришел путем анализов биографических фактов представителей английской социальной элиты (Бах, Дарвин, Ньютон и др.). Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Гениальный человек – продукт гениального рода.

В XX веке начинается этап интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности.

А. Бине стремился выявить  общие способности к познавательной деятельности. Эти способности оценивались им с точки зрения сформированности определенных познавательных функций.

К 50-м годам XX века в осознании большинства ученых стала утверждаться мысль о том, что для достижения выдающихся результатов требуется не то, что измеряется с помощью системы оценки коэффициента интеллекта, а какое-то более сложное качественное своеобразие психики.

В настоящее время  существует огромное количество теорий, так как одаренность стала  актуальной темой в настоящее  время.

Виды одаренности:

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности  относятся следующее.

1.Художественная одаренность.

Этот вид одаренности  поддерживается и развивается  в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства  в музыке, живописи, скульптуре,  актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том,  чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.  У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

2.Общая интеллектуальная  и академическая одаренность.

Главным является то, что  дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют  информацию. Высоко развитые способности  переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют  найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

3.Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости  выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано.

Вместе с тем исследователи  показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые  вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

·    Отсутствие внимания  условностям  и авторитетам;

·    Большая независимость в суждениях;

·    Тонкое чувство юмора;

·    Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

·    Яркий темперамент;

4.Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность  выступает как предпосылка высокой  успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности  охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты:

Из ярких представителей, изучающих одаренность в настоящее время, можно выделить: Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, В.С.Юркевич и многие другие.

В.С. Юркевич выделяет следующие  виды одаренности:

    • Особо одаренные (другие)
    • Нормальная одаренность

Типы одаренности (по В.С. Юркевич):

1. Интеллектуальная. Дети  умственно, интеллектуально развиты. Им присуще умение логически мыслить, анализировать информацию.

2. Академическая. Умение обучаться,  способность к обучению и усвоению  информации.

3. Социальная одаренность.  «Умение вести за собой людей», организовывать.

4. Художественная одаренность.  Разного рода деятельность образного  типа (танец, архитектура, театр  и т.д.).

5. Практическая одаренность.  Умение работать с предметами, видами (дизайнер, инженер).

6. Психомоторная (спортивная). Движение, умение создать образ.

Информация о работе Отчет по практике в колледже