Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:54, отчет по практике

Описание работы

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благопо-лучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредствен-но с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Содержание

Введение ******************************************************************* 3
Задачи и функции психолога в детском саду ************************************* 4-5
Методы, используемые мной… ************************************************ 5
Дневник
1-ая неделя практики ********************************************************* 5-6
2-ая неделя практики ********************************************************* 6-10
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Выявление типа темперамента детей
в) Методика «Коробка форм»
г) Методика «Бирюльки»
д) Родительское собрание
3-ая неделя практики ********************************************************** 10-13
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Методика «Дорисовывание фигур»
в) Методика «Рисунок семьи»
г) Методика «Десять слов»
д) Методика «Самое непохожее»
4-ая неделя практики *********************************************************** 13-14
а) Методика «Рассказ по картинкам»
б) Заполнение документации
в) Методика «Несуществующее животное»
г) Методика «Свободная классификация»
д) Родительское собрание
5-ая неделя практики *********************************************************** 14-16
а) Изучение самооценки детей
* Рисование
* Трудовая деятельность
* Двигательные упражнения
б) Методика «Запомни и расставь точки»
6-ая неделя практики ***********************************************************16-20
а) Методика «Лесенка»
б) Методика«Изучение влияния выразительной стороны иллюстрации на отношение дошколь-ника к литературному герою»
в) Родительское собрание
Заключение ***************************************************************** 21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Отчет Кузьмина.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

0-3 балла  — очень низкий.  

      

                8-9 баллов: 61%                          4-5 баллов: 39%                

      

            6-ая неделя практики

     Начала неделю с методики «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы предс-тавлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция (групповой вариант)

   У каждого участника – бланк  с нарисованной лесенкой, ручка или  карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный  карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

 Инструкция (индивидуальный вариант)

   При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе  полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

      Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

       Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

 Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

       У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

 Ступенька 4 – заниженная самооценка

       Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

  Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой  в классе около 8–10%. Иногда у ребенка  ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке  труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

        Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

       Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

      «Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

         Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

         Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

         Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

         Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

           Результаты таковы:

         

          2-3 ступенька         4 ступенька      1 ступенька

                  65%                       28%                     7%

   Продолжить  решила красочной методикой «Изучение  влияния выразительной стороны  иллюстрации на отношение дошкольника  к литературному герою».

   Подготовка  исследования.

   1.Выбрать сказку для чтения и подобрать к ней 2 иллюстрации с изображением главного героя или одного из главных героев в наиболее важном эпизоде сказки. Образ главного героя должен быть дан по-разному. Например, сказка «Три поросенка» и 2 иллюстрации к ней. На одной должны быть изображены положительные эмоции, а на другой – противоположные. Например: волк гонится за поросятами – злой, волк выскочил из печки – ошпаренный, ему больно. 

       

  1. Выбрать сказку для чтения и 2 иллюстрации, изображающие 2 ситуации, в которые попадает главный  герой и которые показывают разные стороны в его характеристике. Например, сказка «Три медведя» и 2 иллюстрации к ней; на одной – медведи идут гулять, на другой – пришли домой.
 

   

  1. Выбрать сказку и серию иллюстраций, показывающих ситуации, в которые попадает главный  герой. Например, сказка В. Сутеева «Мешок яблок» и серия рисунков к ней.
 

                     

                      

                               

                       

 

Проведение  исследования. Эксперимент проводится в 3 серии с детьми 3-7 лет.

      Первая серия. После того как ребенок воспроизвел сказку и высказал свое отношение к волку (ответив на вопрос: «Почему волк гнался за поросятами?»), ему дают картинку с другой трактовкой образа героя и просят пересказать сказку еще раз. Выясняют, изменилось ли отношение ребенка к персонажу под влиянием картинки.

      Вторая серия. После пересказа и выяснения отношения к главному персонажу – медведям ребенку дают одну из двух иллюстраций (медведи гуляют или медведи пришли в дом). Ребенок должен пересказать текст вновь с опорой на иллюстрацию. Выясняют, изменилось ли его отношение к персонажу в зависимости оттого, какая из черт характера передана на картинке.

      Третья серия. После пересказа ребенку показывают серию рисунков и просят вновь пересказать сказку. Выясняют, изменилось ли его отношение к главному персонажу.

      Обработка данных. По каждой серии подсчитывают число ответов, в которых дана правильная трактовка образа героя, и число ответов, в которых произошло изменение первоначального отношения к герою.

      Определяют, под влиянием каких особенностей иллюстрации изменяется отношение ребенка к герою – изображения его характеристики, передачи разных характеристик в разных ситуациях или под вли-янием целостного показа действий героя в разных обстоятельствах.

      Результаты таковы, что дети отлично справились с поставленными заданиями. Охотно отвечали на вопросы, приводили свои примеры, причем не только из книжных сказок, но из мультипликационных сюжетов.

      Вечером было проведено родительское  собрание, где были розданы анкеты для заполнения.  
 
 
 
 
 
 
 

                                                   
 

                       

 

 

 

Информация о работе Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду