Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:54, отчет по практике

Описание работы

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благопо-лучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредствен-но с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Содержание

Введение ******************************************************************* 3
Задачи и функции психолога в детском саду ************************************* 4-5
Методы, используемые мной… ************************************************ 5
Дневник
1-ая неделя практики ********************************************************* 5-6
2-ая неделя практики ********************************************************* 6-10
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Выявление типа темперамента детей
в) Методика «Коробка форм»
г) Методика «Бирюльки»
д) Родительское собрание
3-ая неделя практики ********************************************************** 10-13
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Методика «Дорисовывание фигур»
в) Методика «Рисунок семьи»
г) Методика «Десять слов»
д) Методика «Самое непохожее»
4-ая неделя практики *********************************************************** 13-14
а) Методика «Рассказ по картинкам»
б) Заполнение документации
в) Методика «Несуществующее животное»
г) Методика «Свободная классификация»
д) Родительское собрание
5-ая неделя практики *********************************************************** 14-16
а) Изучение самооценки детей
* Рисование
* Трудовая деятельность
* Двигательные упражнения
б) Методика «Запомни и расставь точки»
6-ая неделя практики ***********************************************************16-20
а) Методика «Лесенка»
б) Методика«Изучение влияния выразительной стороны иллюстрации на отношение дошколь-ника к литературному герою»
в) Родительское собрание
Заключение ***************************************************************** 21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Отчет Кузьмина.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

      з) основы конфликтологии;

      и) возрастная психология;

      к) методическое обеспечение ( учебники).

     На полках ряд очень интересных, занимательных и полезных книг, например, та-кие, как Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» СПб., Питер, 2000г; Петровский А.В. Академия 2000г «Психология и педагогика»; Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М 1996г; Крутецкий В.А. «Основы педагогической психологии» М 1972г и Якунин В.Я. «Педагогическая психология» Учебное заведение М 1998г.

     Набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей, набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.п.).

     Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, поме-щение кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении. Каждая из зон должна иметь свое цветовое оформление.

     Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Вторая зона кабинета - пространство взаимо-действий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Третья зона обеспечивается средствами ин-терпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.

    Кабинет освещается хорошо, цветовая гамма выдержанных, приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в помещении уютная и благоприятная. Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.

    В детском саду существуют действующие программы, во многих которых родители принимают непосредственное участие. Например, как « Детский сад-Дом радости», «Ступеньки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Я, ты, мы», «Семейный театр в детском саду» и тд. Об этих программах чуть позже.

    Также я познакомилась с некоторой документацией, например, как должностная инструкция педагога-психолога, в которой говорится об общих положениях, должностных обязанностях и правах (приложе-ние 1), Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований N п/п (приложение 2), Протокол диагностического обследования детей ___________ группы (приложение 3), психологическая карта ребенка (приложение 4).

    Первые две недели моей практики я посвящу детям второй группы А (от 3 до 4 лет). Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

     С детьми я познакомилась на третий день. Оказались милыми и смышлеными ребятишками. На первый раз мы играли и занимались лепкой фигурок из пластилина.  Вечером я познакомилась с родите-лями некоторых детей.

   Первую неделю я наблюдала, как работала Елена Павловна с этой группой. Психолог работала как с группой, так и индивидуально с каждым ребенком.  

           2-ая неделя практики

         Применяется система психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психо-логических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тема-тическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного возраста.

         Неделю свою начала с проведения моей первой методики – рисуночной – тест «Детский сад». Это тест на проверку психологической комфортности пребывания де-тей в группе. Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». 

          Проанализировав результаты, я вывела следующую картину:

         а) 13 человек. Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Немаловажное значение имеет цветовое решение картинки. О положительном эмоцио-нальном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оран-жевый), спокойных и холодных (синий, голубой, зеленый). 8 из 13 человек нарисовали игрушки в до-мике. Это означает, что ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «креп-ко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, деревья, солнышко, птички – все это говорит о «мире» в душе.

          б) 3 человека. Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме зда-ния, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детс-ком саду не вызывает в нем положительных эмоций. Немаловажное значение имеет и цветовое реше-ние картинки. Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисун-ка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о пере-избытке эмоциональных стимулов. 

          в) 1 человек. Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме зда-ния, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в дет-ском саду не вызывает в нем положительных эмоций. Немаловажное значение имеет и цветовая гамма картинки. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает у него положительных эмо-ций. 
    

   

№1 

        
         Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием и тп. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить. В целом по данным результатам методики могу сказать, что группа детей эмоционально хорошо настроена и положительно удовлетворена детс-ким садом. (схема №1)

     Пообщавшись с детьми, я решила для себя ответить на вопросы и сделать выводы, определив тем-перамент.

    Для выявления типа темперамента ребенка целесообразно использовать характеристики, данные К. фон Гейдебранд в статье "О душевной сущности ребенка" и метод наблюдения, предложенный Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии".

  1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

       а) легко включается в работу;

    б) активно действует;

    в) действует спокойно, без лишних слов;

    г) действует  робко, неуверенно.

2.    Как реагирует ребенок на замечания  воспитателя? 

       а) говорит, что больше так  делать не будет, но через некоторое время делает то же самое;

       б) не слушает и поступает  по-своему, бурно реагирует на  замечания;

       в) выслушивает молча;

       г) Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях

       а) быстро, с жаром, но прислушивается  к высказываниям других;

       б) быстро, со страстью, других не слушает;

       в) медленно, спокойно, но уверенно;

       г) с большой неуверенностью.

4. Как  ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)? 

       а) легко ориентируется, проявляет активность;

       б) активен, проявляет повышенную  возбудимость;

       в) спокойно, рассматривает окружающее;

       г) робок, растерян. 

Итак, мои  результаты таковы (схема №2) 

 №2 

    Активный сангвиник.  Малыш очень эмоционален и впечатлителен. Обожает новые места и новых лю-дей. По выражению лица крохи легко определить его настроение, отношение к миру. С таким ребенком родителям, как правило, легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Ему хочется всем нравиться. Будь готова к тому, что в дальнейшем ваш дом будет заполнен друзьями твоего карапуза. Сангвиник довольно легко привыкает к изменяющимся условиям и обычно охотно посещает детский сад. Дружелюбен. Любознателен. Сангвиники очень легко попадают как под положительное, так и под негативное влияние.

    Советы родителям:

  1. С раннего возраста контролируй малыша и мягко, но настойчиво приучай его к ответственности. Помни: невоспитанные сангвиники легко становятся лгунишками. Сангвиники очень непостоянны, часто требуют все новые и новые игрушки, меняя их чуть ли не каждый день.
  2. У маленького сангвиника завышена самооценка и поэтому хвалить его нужно только заслуженно. Частая похвала «авансом» может негативно сказаться на формирующейся личности.

    Энергичный холерик. Этот тип темперамента легко узнать с пеленок. Такие дети часами могут доби-ваться желаемого криком, впадать в истерику из-за мелочей. Их чаще, чем малышей с другими темпераментами, раздражает дискомфорт. А успокаиваются они только у мамы на ручках. Такие детки очень энергичны. Их движения очень резкие и стремительные, а эмоции сильные и ярко выраженные.

      - задания бросается выполнять, не дослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая ошибок;

       -излишняя самостоятельность, склонность к риску и необдуманным поступкам может в дальнейшем «притягивать» неприятные приключения.

        Советы родителям:

1. Играй с малышом, занимайся творчеством, читай. Переключай его внимание с    одного вида деятельности на другой. Лепка и рисование - это именно то, что нужно твоему расшалившемуся карапузу.

2. Обязательно придумай свои ритуалы отхода ко сну, которые будут повторяться каждый день. Вечером исключи внешние раздражители: громкую музыку, мультфильмы, шумные игры. Почитай малышу книжку.

3. Хочешь приучить ребенка доводить начатое дело до конца? Запасись терпением. Прежде всего, кроха должен быть заинтересован в конечном результате, поэтому прибегай к разным ро-                да поощрениям. И помни, что 15 минут занятий для него - целая вечность.

4. Маленькие холерики очень чувствительны к критике. Делать замечания малышу строго, спокойно. Крик и наказание, а тем более физическое насилие способны напрочь испортить ваши отношения.

     Застенчивый меланхолик. Малыш достаточно тихий, дисциплинированный, при этом очень отзывчивый и совестливый. Скромный и робкий, в детском коллективе почти незаметен. Такие крохи предпочитают играть либо в одиночку, либо с очень хорошо знакомым ребенком. Однако за их внеш-ним спокойствием скрывается океан чувств и переживаний. Малейшая неприятность способна довести кроху до слез.

    Советы родителям:

1.У ребенка обострено чувство вины. Ни в коем случае не кричи, не критикуй и      не ругай кроху: ему и так очень стыдно. Достаточно наедине спокойным тоном объяснить малышу, в чем он не прав и что не так сделал.

2.Похвала, поощрение, поддержка, тактильный контакт (поцелуи, объятия) даже   за небольшой успех - и твой карапуз свернет горы. Помни, что самооценка меланхолика, как правило, занижена. Учти: похвала всегда повышает самооценку, а порицание занижает.

Информация о работе Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду