Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:54, отчет по практике

Описание работы

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благопо-лучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредствен-но с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Содержание

Введение ******************************************************************* 3
Задачи и функции психолога в детском саду ************************************* 4-5
Методы, используемые мной… ************************************************ 5
Дневник
1-ая неделя практики ********************************************************* 5-6
2-ая неделя практики ********************************************************* 6-10
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Выявление типа темперамента детей
в) Методика «Коробка форм»
г) Методика «Бирюльки»
д) Родительское собрание
3-ая неделя практики ********************************************************** 10-13
а) Методика. Рисуночный тест «Детский сад»
б) Методика «Дорисовывание фигур»
в) Методика «Рисунок семьи»
г) Методика «Десять слов»
д) Методика «Самое непохожее»
4-ая неделя практики *********************************************************** 13-14
а) Методика «Рассказ по картинкам»
б) Заполнение документации
в) Методика «Несуществующее животное»
г) Методика «Свободная классификация»
д) Родительское собрание
5-ая неделя практики *********************************************************** 14-16
а) Изучение самооценки детей
* Рисование
* Трудовая деятельность
* Двигательные упражнения
б) Методика «Запомни и расставь точки»
6-ая неделя практики ***********************************************************16-20
а) Методика «Лесенка»
б) Методика«Изучение влияния выразительной стороны иллюстрации на отношение дошколь-ника к литературному герою»
в) Родительское собрание
Заключение ***************************************************************** 21
Приложение

Работа содержит 1 файл

Отчет Кузьмина.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

       4-ая неделя практики

      Следующую неделю практической работы с четвертой группой я начала с методики «Рассказ по кар-тинкам». Методика содержит задачи на установление причинно-следст-венных отношений на материале картинок (например, «семя», «бутон», «цветок»), которые он должен разложить в порядке происходя-щих изменений, а затем объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Методика направлена на вы-яснение способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме. Так же аналогично с темой распорядка дня, к примеру. Но начали мы с обсуждения самых прос-тых примеров (например, помыть руки и кушать, почистить банан или помыть овощ или фрукт и тд.). В этой нестандартной методике присутствует и поучительный  характер. Большинство детей с моей помощью справились с заданием: построили логическую цепочку, объяснили, привели свои примеры. (Схема 10).

          

           Статистика

                                                                                                           

          №10

       94%                     6%

          Дети с удовольствием активно принимали участие и показали хорошие результаты.

           На следующий день Елена Павловна показала мне заполнение документации каждого из детей от 3-х лет. Начала я с листа наблюдения, в котором исследуется уровень тревожности ребенка.

         Методика предназначена для выявления  уровня детской тревожности на  основе сопоставления ре-зультатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.

         Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе исследователь в течение 2-3 дней наблюдает за ребенком в различных видах деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т.д.) и заносит результаты в специальный лист наблюдений. В течение дня необходимо отметить нали-чие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-».

         Каждый отдельно взятый признак  не является свидетельством выраженной  тревожности. Необхо-димо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпре-тации:

         *наличие 6-7 признаков говорит  о высокой тревожности;

         * наличие 3-5 признаков говорит  о средней тревожности;

         *наличие 1-2 признаков говорит о низкой  тревожности.

                                                                                                  ( Приложение 5)            

      На другой день я решила позаниматься с некоторыми детьми, которые не справлялись с какими-то определенными заданиями. Предварительно обсудив с руководителем план беседы: вопросы, методика. Приготовила альбом, цветные карандаши, фломастеры – кому что нравится. Обстановка весьма способствовала положительной динамике.

      Решила провести методику «Несуществующее  животное». Детей попросила нарисовать несуществующее животное, назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей воображения. Ответы таковы, что нари-сованные животные живут в лесах, в домашних квартирах, деревнях и зоопарках. Некоторые дети не отличались фантазией и рассказывали о животном словно о человеке. Получились яркие красочные картинки. Также значение имело и имя животного. В итоге результаты следующие:

               

                     

     

              77%              23%

        77% детей из них с отлично развитыми фантазией и воображением. Это хороший показатель у ре-бенка.            

      И в последний день практики я решила провести методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляется набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив осно-вание группировки. Методика направлена на оценку развития элементов логического мышления.

       Основными темами групп стали: еда, мебель, животные, птицы. Разобрались с таким заданием не совсем все. Дети, конечно, по-своему распределили по темам и с одной стороны были правы, поделив, к примеру, мебель не предназначению, а по цвету. Поскольку проявили смекалку, я не стала засчитывать логику и мышление неверными. (Схема №12)

       

                              100%                                      №12 

        5-ая неделя практики

        Последней моей группы этой практики стала пятая А (6-7 лет). Это уже подготовительная группа, перед школой.

        В свой первый день я познакомилась с детьми, по возможности наблюдала за каждым ребенком, их увлечениями.

        На следующий день руководитель  моей практики Елена Павловна  предложила мне изучить само-оценки детей.

        Проведение исследования. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все (последовательно) с интервалом в 2-3 дня индивидуально с детьми 4-7 лет или небольшой группой, подходя к каждому ребенку. Я решила проводить группой, так как в ней было не так много человек. Подготовка исследования. Для первой серии приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей. Для второй серии подобрать сюжетные картинки: а) ребенок, расставляющий стулья; б) ребенок, протирающий стол; в) ребенок, стирающий полотенце. Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.

         День первый. Рисование. Ситуация первая. Ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончании работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился хорошо? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?» Ситуация вторая. Ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке – самые простые кар-точки. Это нарисовать легко. Здесь – потруднее, а это – самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные». Убе-дившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы и мотивировать оценку.

      Варианты ответы были вот какими, что нужно улучшить, что нужна помощь, что готово для выставки и не годны. Статистика такова (Схема № 13):

                     

Устойчивая:10%             Заниженная:25%      Завышенная:6%               Адекватная: 78%  

                                                                                      

      День второй. Трудовая деятельность. Ситуация первая. Ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют «Дети трудятся». Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?» Ситуация вторая. Участвуют те же дети, что и в первой ситуации. Ребенку говорят, что нужно привести групповую ком-нату в порядок, затем повторяют то же, что и в первой ситуации, предлагая выбрать поручение, с кото-рым он может справиться. Спрашивают, почему он выбрал именно это поручение. Затем ребенок тру-дится самостоятельно. По окончании работы ему предлагают оценить результат и мотивировать свою оценку.

     Результаты таковы, что большинство мальчиков расставляли стулья, девочки вытирали пыль. Усид-чивые выбирали задание посложнее (Схема № 14).

    
 

 Устойчивая: 30%                       Заниженная:8%                         Адекватная: 61%        

     День третий. Двигательное упражнение. Составляют 3 дорожки из высоких, средних и низких ку-бов. Ребенку говорят: «Тебе нужно пропрыгать по одной дорожке. По какой, выбери сам. Вот эта дорож-ка самая легкая; кубы тут самые низкие. Вот эта потруднее, потому что кубы повыше. А эта - самая трудная, здесь самые высокие кубы. Если ты пры-гаешь плохо, выбери легкую дорожку. Если прыгаешь не очень хорошо, выбери дорожку средней трудности. Если ты умеешь прыгать очень хорошо, то выбе-ри самую трудную». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем он должен оценить качество выполнения и мотивировать свою оценку.

    Группа эта оказалась резвой и спортивной. Выбирали различной высоты кубы. В итоге (Схема № 15):

         

      

   Адекватная:79%        Устойчивая: 5%     Завышенная:8%           Заниженная:8% 

      Обработка данных. Определяют виды  самооценки в разных видах  деятельности: неустойчивая, устойчивая, заниженная, завышенная, адекватная. Анализируют, как самооценка зависит от возраста детей. Обращают внимание на то, соответствует ли предвосхищаемая самооценка своих умений, навы-ков (она дается перед выполнением работы) самооценке по результату.

      Вывод мой следующий. Практически  каждый ребенок в разном виде деятельности проявил себя по-разному, а, следовательно, индивидуален по-своему. Не у каждого совпало «хотение с результатом».

      Следующей моей методикой стала  «Запомни и расставь точки». С помощью данной методики оцени-вается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Инструкция. «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

        Оценка результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

              10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов  — ребенок безошибочно воспроизвел  на карточке от 4 до 5 точек. 

6-7 баллов  — ребенок правильно восстановил  по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов  — ребенок правильно воспроизвел  от 2 до 3 точек. 

0-3 балла  — ребенок смог правильно воспроизвести  на одной карточке не более  одной точки. 

Выводы  об уровне развития

10 баллов  — очень высокий. 

8-9 баллов  — высокий. 

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов  — низкий.

Информация о работе Отчет об учебно-ознакомительной практике в детском саду