Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по теме исследования.
Объект исследования: музыкальное восприятие.
Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.
Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……...3

1. Теоретические основы исследования………………….……………….5

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5
1.2. Формирование музыкального восприятия у младших школьников………………………………………………………………………13

2. Анализ влияния темперамента на восприятие музыки………………19

2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19

2.2. Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента…....22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………..………..………………..…….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая (не оригинал).docx

— 133.95 Кб (Скачать)

о-

я

з

ы

к

о

в

о

й

к

о

м

п

е

т

е

н

т

н

о

с

т

ь

ю

.

О

д

н

а

к

о

 

в

 

д

е

й

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

 

э

т

а

 

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

с

о

з

н

а

н

и

я

п

о

о

с

м

ы

с

л

е

н

и

ю

с

л

у

х

о

в

о

й

 

и

н

ф

о

р

м

а

ц

и

и

с

о

в

е

р

ш

а

е

т

с

я

 

о

т

н

ю

д

ь

н

е

п

о

л

н

о

с

т

ь

ю

.

     

Т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

с

л

у

ш

а

т

е

л

я

 

т

а

к

ж

е

 

с

п

о

с

о

б

е

н

 

о

к

а

з

ы

в

а

т

ь

в

л

и

я

н

и

е

 

н

а

 

п

р

о

ц

е

с

с

 

в

о

с

п

р

и

я

т

и

я

.

О

д

н

а

к

о

,

п

р

е

д

п

о

л

о

ж

е

н

и

е

 

о

 

т

о

м

,

ч

т

о

 

ш

к

о

л

ь

н

и

к

а

м

б

о

л

ь

ш

е

в

с

е

г

о

 

д

о

л

ж

н

а

н

р

а

в

и

т

ь

с

я

 

т

а

м

у

з

ы

к

а,

к

о

т

о

р

а

я

 

в

 

н

а

и

б

о

л

ь

ш

е

й

с

т

е

п

е

н

и

 

с

о

о

т

в

е

т

с

т

в

у

е

т

 

и

х

п

р

и

р

о

д

н

о

м

у

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

у,

п

о

д

т

в

е

р

ж

д

а

е

т

с

я

н

е

п

о

л

н

о

с

т

ь

ю

.

П

р

е

д

п

о

ч

т

е

н

и

е

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

ы

х

 

п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

й,

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

к

о

т

о

р

ы

х

 

с

о

о

т

в

е

т

с

т

в

у

е

т

 

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

я

м

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

а

т

о

г

о

и

л

и

 

и

н

о

г

о

 

ш

к

о

л

ь

н

и

к

а

,

о

т

м

е

ч

а

е

т

с

я

г

л

а

в

н

ы

м

 

о

б

р

а

з

о

м

 

у

 

т

е

х

 

и

з

н

и

х

,

к

о

т

о

р

ы

е

 

о

б

л

а

д

а

ю

т,

н

е

б

о

л

ь

ш

и

м

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

ы

м

 

о

п

ы

т

о

м

.

М

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

 

р

а

з

в

и

т

ы

е

 

у

ч

а

щ

и

е

с

я

 

с

т

а

в

я

т

 

в

 

х

о

д

е

э

к

с

п

е

р

и

м

е

н

т

о

в

 

в

ы

с

о

к

и

е

 

о

ц

е

н

к

и

в

с

е

м

п

р

о

с

л

у

ш

а

н

н

ы

м

п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

я

м

 

и

 

з

а

т

р

у

д

н

я

ю

т

с

я

в

 

в

ы

б

о

р

е

н

а

и

б

о

л

е

е

п

о

н

р

а

в

и

в

ш

е

г

о

с

я

.

Т

а

к

и

е

 

ш

к

о

л

ь

н

и

к

и

 

к

а

к

 

б

ы

 

о

т

х

о

д

я

т

 

о

т

 

с

в

о

и

х

 

п

р

и

р

о

д

н

ы

х

 

п

р

е

д

п

о

ч

т

е

н

и

й

 

и

 

м

о

г

у

т

 

о

ц

е

н

и

в

а

т

ь

 

п

о

л

о

ж

и

т

е

л

ь

н

о

 

м

у

з

ы

к

у

 

и

н

о

г

о

 

п

о

 

с

р

а

в

н

е

н

и

ю

 

с

 

и

х

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

о

м

 

х

а

р

а

к

т

е

р

а

.

     

Ц

е

л

ь

ю

н

а

ш

е

й

 

р

а

б

о

т

ы

б

ы

л

о

и

з

у

ч

и

т

ь

л

и

т

е

р

а

т

у

р

у

п

о

т

е

м

е

и

с

с

л

е

д

о

в

а

н

и

я

.

П

р

о

д

е

л

а

н

н

ы

й

н

а

м

и

а

н

а

л

и

з

о

т

е

ч

е

с

т

в

е

н

н

о

й

 

и

 

з

а

р

у

б

е

ж

н

о

й

п

с

и

х

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

о

й

,

м

у

з

ы

к

о

в

е

д

ч

е

с

к

о

й

 

и

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о-

п

е

д

а

г

о

г

и

ч

е

с

к

о

й

л

и

т

е

р

а

т

у

р

ы

п

о

п

р

о

б

л

е

м

е

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

г

о

в

о

с

п

р

и

я

т

и

я

п

о

з

в

о

л

и

л

 

н

а

м

 

с

д

е

л

а

т

ь

 

в

ы

в

о

д

о

 

т

о

м

,

ч

т

о

и

з

в

е

с

т

н

ы

е

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

и

 

ч

е

т

ы

р

е

х

 

т

и

п

о

в

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

а

н

е

 

у

 

в

с

е

х

д

е

т

е

й

 

п

р

о

я

в

л

я

ю

т

с

я

 

в

 

о

д

и

н

а

к

о

в

о

й

с

т

е

п

е

н

и

 

и

 

ч

т

о

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

е

 

в

о

с

п

р

и

я

т

и

е

д

е

т

е

й

 

з

а

в

и

с

и

т

 

н

е

т

о

л

ь

к

о

о

т

т

и

п

а

и

х

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

а,

н

о

и

 

о

т

и

н

д

и

в

и

д

у

а

л

ь

н

о

л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

х

х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

 

с

л

у

ш

а

т

е

л

е

й.

Т

а

к

и

х

к

а

к

:

д

у

ш

е

в

н

о

е

и

 

ф

и

з

и

ч

е

с

к

о

е

с

о

с

т

о

я

н

и

е

,

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е,

о

к

р

у

ж

а

ю

щ

а

я

 

а

т

м

о

с

ф

е

р

а

,

э

м

о

ц

и

о

н

а

л

ь

н

а

я

у

с

т

о

й

ч

и

в

о

с

т

ь,

х

а

р

а

к

т

е

р

и

 

т

е

м

п

м

у

з

ы

к

и,

с

т

е

п

е

н

ь

н

о

в

и

з

н

ы

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

г

о

с

т

и

л

я

 

д

л

я

 

с

л

у

ш

а

т

е

л

я

,

и

н

д

и

в

и

д

у

а

л

ь

н

ы

е

п

р

е

д

п

о

ч

т

е

н

и

я,

с

т

е

п

е

н

ь

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

й

 

г

р

а

м

о

т

н

о

с

т

и

,

к

а

к

и

х

с

а

м

и

х

,

 

т

а

к

 

и

 

и

х

 

р

о

д

и

т

е

л

е

й

 

и

 

д

р

.

     

И

с

х

о

д

я

 

и

з

в

ы

ш

е

с

к

а

з

а

н

н

о

г

о

,

м

о

ж

н

о

 

с

д

е

л

а

т

ь

в

ы

в

о

д

 

о

 

т

о

м

,

ч

т

о

 

ц

е

л

ь

н

а

ш

е

й

 

р

а

б

о

т

ы

 

д

о

с

т

и

г

н

у

т

а

.

О

д

н

а

к

о

,

н

е

с

о

м

н

е

н

н

о,

т

е

м

а

в

о

с

п

р

и

я

т

и

я

и

 

в

о

з

д

е

й

с

т

в

и

я

,

о

к

а

з

ы

в

а

е

м

о

г

о

 

м

у

з

ы

к

о

й

 

н

а

 

д

е

т

е

й

с

 

р

а

з

н

ы

м

и

 

т

и

п

а

м

и

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

а

,

п

р

е

д

с

т

а

в

л

я

е

т

 

и

н

т

е

р

е

с

 

д

л

я

 

д

а

л

ь

н

е

й

ш

е

г

о

б

о

л

е

е

 

д

е

т

а

л

ь

н

о

г

о

 

и

с

с

л

е

д

о

в

а

н

и

я


     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Айзенк, Г.Ю., Вильсон, Г. Как измерить личность / Г.Ю. Айзенк, Г. Вильсон; пер. с англ. А. Белопольский. – М.: Когито-Центр, 2000. – 283 с.

    1. Алиев, Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству / Ю.Б. Алиев // Современные проблемы образовния: Сборник. – Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого, 1997. – С. 33 – 36.
    2. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 336 с.
    3. Бочкарев, Л.Л. Проблема адекватности восприятия музыки / Л.Л. Бочкарев // Музыкальная психология и психотерапия. – 2007. – № 3. – С. 74 – 78.
    4. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования / Л.М. Веккер. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. – 194 с.
    5. Ганелин, Ш.И. Ушинский и средняя школа / Ш.И. Ганелин // Советская педагогика. – 1945. – № 12. – С. 68 – 76.
    6. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский – М.: Сов. композитор, 1982. – 214 с.
    7. Кузьмин, И.В., Юдин, И.Ю. Академик С.С. Юдин – ссыльный хирург и вынужденный онколог: еще раз о погубленных талантах и невостребованных специалистах мирового класса / И.В. Кузьмин, И.Ю. Юдин // Новый хирургический архив. – 2001. – Т. 1. – № 3. – С. 12 – 18.
    8. Марков, М.Е. Теория искусства: Функциональный подход / М.Е. Марков // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – С. 28 – 37.
    9. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / Медушевский В.В. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.
    10. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В.В. Медушевский // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – С. 141 – 155.
    11. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1980. – С. 38.
    12. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Наука, 1994. – 396 с.
    13. Новицкая, Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека / Л.П. Новицкая // Психол. журнал. – 1984. –  Т. 5. – № 6. – С. 79 – 85.
    14. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский. – Киев: Музична Украïна, 1975. – 286 с.
    15. Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 12 – 14.
    16. Симонов, П.В., Ершов, П.М. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 1984. – 161 с.
    17. Теплов, Б.М. Избранные труды: В двух томах / Б.М. Теплов // Т. 2. – М.: Педагогика, 1985. – 360 с.
    18. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия / Б.М. Теплов; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
    19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: «Наука», 2003. – 379 с.
    20. Фокина, Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях / Т.И. Фокина // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 11. – С. 91 – 93.
    21. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. – 373 с.
    22. Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р.М. Чумичева. – Ростов н/Д: РГПУ, 1995. – 272 с.
    23. Athanasius Kircher: The last man who knew everything / P. Findlen [and oth.]; ed. by P. Findlen. – London: Routledge, 2004. – 465 p.
    24. Lee, V. Music and its lovers: An empirical study of emotional and imaginative responses to music / V. Lee. – NY: E.P. Dutton & Co, 1933. – 589 p.

Информация о работе Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента