Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по теме исследования.
Объект исследования: музыкальное восприятие.
Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.
Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……...3

1. Теоретические основы исследования………………….……………….5

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5
1.2. Формирование музыкального восприятия у младших школьников………………………………………………………………………13

2. Анализ влияния темперамента на восприятие музыки………………19

2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19

2.2. Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента…....22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………..………..………………..…….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая (не оригинал).docx

— 133.95 Кб (Скачать)

     В дальнейшем, в средних классах  школы, продолжается расширение «музыкальных территорий», ранее освоенных учащимися. Усложняется репертуар, ширится круг знаний и умений школьников; рельефнее прочерчиваются связи между музыкой и другими видами искусства (литературой, живописью); более тонким и дифференцированным становится восприятие учащимися различных художественных явлений.

     Вступают  в силу законы апперцепции, согласно которым жизненные (в том числе  и музыкальные) восприятия зависят от характера и психической деятельности индивида, от ее многогранности и интенсивности, ее внутренней «духовной силы» (В. Вундт). Музыку воспринимает не ухо, не барабанные перепонки, — ее воспринимает человек, личность [4, с. 74].

     По  мере взросления учащихся в музыкально-образовательной  работе с ними усиливается роль теоретического компонента в обучении, что необходимо для большей полноты и адекватности их восприятий. Арсенал сведений теоретического характера постепенно расширяется, пополняется. Действия учителя направляются на осмысление учащимися категорий музыкальной формы, стиля, жанра в искусстве; объектом рассмотрения становится интонация (как первичная ячейка музыкального смысла) и прочее [21].

     В то же время, как неоднократно подчеркивалось авторитетными специалистами (Д.В. Кабалевским, О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллиным, Ю.Б. Алиевым и др.), введение теоретического компонента в содержание и структуру музыкальных занятий не должно притуплять эмоциональные реакции детей и подростков на музыку, приглушать яркость их музыкального восприятия и впечатлений. 

     Вывод 

     Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика  музыкальная культура. Для каждого  стиля, для каждого вида и жанра  музыки характерен тот или иной способ восприятия: различны психологические  установки, фокус внимания и манера поведения слушателей рок-концертов и любителей оперы, посетителей джаз-клубов и вечеров симфонической музыки. Такие различия можно назвать объективными, поскольку они обусловлены различной социально-культурной направленностью и внутренней структурой разных типов музыки — каждый из них предполагает у своего «идеального слушателя» разные слуховые навыки. Вместе с тем существуют большие индивидуальные различия в восприятии даже одних и тех же или близких друг другу стилей и музыкальных произведений: каждый слушатель пользуется собственными стратегиями восприятия, каждый по-своему интерпретирует, расшифровывает содержание музыкального произведения, и эти различия, которые можно назвать субъективными, делают музыкальное восприятие поистине неповторимым.

     Восприятие  у ребенка и у взрослого  в силу различного музыкального и  жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего школьного  возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением  некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные  звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением  их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более  разнообразные впечатления.

     Формирование  сферы музыкального восприятия у  младших школьников должно исходить, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и  следует выстраивать, так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль в этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНАЛИЗ  ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
 

     2.1 Понятие темперамента в психологии 

     Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт, от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению  с другими психическими особенностями  человека [17]. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

     Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности  динамики отдельных  психических процессов;

- имеют устойчивый  и постоянный характер  и сохраняются  в развитии на  протяжении длительного  отрезка времени;

- находятся в строго  закономерном соотношении,  характеризующем  тип темперамента;

- однозначно обусловлены  общим типом нервной  системы.

     Пользуясь определенными признаками, можно  с достаточной определенностью  отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности [17]. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

     Анализ  внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

     Особое  значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который  обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

     К группе качеств, составляющих первый компонент  темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств этого компонента следует выделить такие как: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

     Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной структурой. В качестве его основных характеристик выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим [13].

     Основные  компоненты темперамента образуют в  актах человеческого поведения  то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое  позволяет говорить о целостности  проявлений темперамента и дает возможность  относительно четко ограничить темперамент  от других психических образований  личности - ее направленности, характера, способностей и др.

     Знание  темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей  влияние на протекание психической  деятельности человека, необходимо учителю  в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. 

     2.2 Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента 

     Известно, что особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические, свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

     Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, их отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать.

     У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят.

     Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают нарушение устоявшихся стереотипов. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят.

     Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры [3].

     Разные  типы темпераментов имеют дети, находящиеся в классе. Здесь звучит разнообразие музыки - от мелодий, полных, светлой, искрящейся улыбки (Д.Б. Кабалевский, И.Ф. Стравинский) до глубоко трагичных произведений (В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен).

     У немецкого учёного-музыканта А. Кирхера в трактате «Мusurgia universalis» можно прочитать: «Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся, грустную гармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному вскипанию желчи <...> Флегматиков трогают тонкие женские голоса...» [24, с. 113].

Информация о работе Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента