Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа
Цель работы: изучить литературу по теме исследования.
Объект исследования: музыкальное восприятие.
Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.
Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности.
Введение……………………………………………………………..……...3
1. Теоретические основы исследования………………….……………….5
Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5
1.2. Формирование музыкального восприятия у младших школьников………………………………………………………………………13
2. Анализ влияния темперамента на восприятие музыки………………19
2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19
2.2. Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента…....22
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………..………..………………..…….33
Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой «мирок» переживаний, своих проблем, зачастую невидимый нам, взрослым. Задача учителя музыки - научить «впустить» чарующий и лечебный поток звуков в душу каждого ребенка. Эмоциональное состояние найдет свое выражение в звучащем произведении, и музыка, как доктор, поможет излечить «душевную неясность».
Сначала нужно (с помощью музыки) еще раз пережить неприятное эмоциональное состояние, а затем вытеснить его и переключиться на другой мир образов.
Например:
а) Р.К. Щедрин: «Скачки» из балета «Анна Каренина» - З. Фибих:
«Поэма»
б) Д.Д. Шостакович: аллегро из третьей части VIII симфонии -
Д.Д. Шостакович: романс из музыки к к/ф «Овод»
в) Л.В. Бетховен: финал сонаты №14 – И. Штраус: вальс «Голубой
Дунай»
Об огромном значении музыки в эстетическом воспитании говорил и русский ученый В.М. Бехтерев. В своих работах он показал, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем детстве, а также об использовании музыки в целях укрепления здоровья. В.М. Бехтерев утверждал, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки, позднее - высота тона и мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных интервалов. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением [10].
Примеры воздействия музыки на человека можно рассмотреть на уроках в шестом классе. Можно попытаться, например, осознать, почему так нужна была музыка в трудной работе выдающегося советского хирурга С.С. Юдина. Рассказывают, что как-то во время сложной операции С.С. Юдин долго не мог найти осколок, который необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла мелодия финала седьмой симфонии С.С. Прокофьева. Он напел ее и тут же уверенным движением извлек осколок, грозивший жизни пациента. Хирург писал: «На мою профессиональную деятельность особо непосредственное влияние оказала музыка». А особенно умилительное настроение и спокойствие создавали звуки передаваемой по радио увертюры к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» [8, с. 14]. К.Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу <...> вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...» [6, с. 73].
Особый интерес представляют исследования, посвящённые определению не столько характера, сколько темпераменту произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком. Для того чтобы определить место типа темперамента испытуемого в двухфакторной модели учёного (см. рис. 1), используется адаптированный вариант его опросника.
Рисунок
1. Двухфакторная модель экстравертированности
и нейротизма Г. Айзенка
Придав
тем же двум векторам значения интроверсии-
Таблица
1. Модель темперамента по Г. Айзенку
Нейротизм
Стабильность |
Произведем моделирование эмоций в музыке. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» - на параметр «медленно-быстро» [1].
Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни.
Таким образом,
мы получаем модель отражения в музыке
основных базовых эмоций человека (по
Г. Айзенку):
Таблица 2.
Моделирование темпераментов и характера
музыки
Минор
Мажор |
К
а
ж
д
а
я
и
з
п
р
и
в
е
д
е
н
н
ы
х
б
а
з
о
в
ы
х
э
м
о
ц
и
й,
н
а
х
о
д
я
щ
а
я
с
в
о
ё
о
т
р
а
ж
е
н
и
е
в
р
а
з
л
и
ч
н
ы
х
п
р
о
и
з
в
е
д
е
н
и
я
х
и
с
к
у
с
с
т
в
а
,
в
ы
р
а
ж
а
е
т
о
с
о
б
о
е
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
ч
е
л
о
в
е
к
а
к
ц
е
н
н
о
с
т
я
м
,
к
о
т
о
р
ы
м
и
п
р
о
н
и
з
а
н
а
е
г
о
ж
и
з
н
ь
в
о
б
щ
е
с
т
в
е.
Т
р
а
г
е
д
и
я
и
к
о
м
е
д
и
я
,
б
ы
л
и
н
а
и
э
п
о
с -
о
т
р
а
ж
е
н
и
е
т
е
х
ч
у
в
с
т
в
и
с
о
с
т
о
я
н
и
й
,
к
о
т
о
р
ы
е
п
р
о
н
и
з
ы
в
а
ю
т
ж
и
з
н
е
н
н
ы
й
п
у
т
ь
ч
е
л
о
в
е
к
а
о
т
р
о
ж
д
е
н
и
я
д
о
м
о
г
и
л
ы.
И
в
е
з
д
е
м
ы
м
о
ж
е
м
п
р
о
ч
у
в
с
т
в
о
в
а
т
ь
т
о
х
а
р
а
к
т
е
р
н
о
е
о
щ
у
щ
е
н
и
е
д
в
и
ж
е
н
и
я,
к
о
т
о
р
о
е
в
н
у
т
р
е
н
н
е
п
р
и
с
у
щ
е
т
о
м
у
и
л
и
и
н
о
м
у
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
м
у
п
е
р
е
ж
и
в
а
н
и
ю
[
20
].
С
р
е
д
и
п
р
о
ч
и
х
и
н
д
и
в
и
д
у
а
л
ь
н
ы
х
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
е
й,
м
н
о
г
и
м
и
и
с
с
л
е
д
о
в
а
т
е
л
я
м
и
д
а
н
н
о
г
о
в
о
п
р
о
с
а
в
п
е
р
в
у
ю
о
ч
е
р
е
д
ь
р
а
с
с
м
а
т
р
и
в
а
е
т
с
я
т
е
м
п
е
р
а
м
е
н
т
,
к
а
к
н
а
и
б
о
л
е
е
к
о
м
п
л
е
к
с
н
у
ю
и
в
с
р
а
в
н
и
т
е
л
ь
н
о
й
с
т
е
п
е
н
и
л
е
г
к
о
п
о
д
д
а
ю
щ
у
ю
с
я
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
ю
л
и
ч
н
о
с
т
н
у
ю
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
ь
.
К
а
к
с
о
о
т
н
о
с
и
т
с
я
т
е
м
п
е
р
а
м
е
н
т
с
л
у
ш
а
т
е
л
я
с
т
е
м
п
е
р
а
м
е
н
т
о
м
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
о
г
о
п
р
о
и
з
в
е
д
е
н
и
я?
В
с
в
о
е
й
с
т
а
т
ь
е
«
М
о
д
е
л
и
р
о
в
а
н
и
е
э
м
о
ц
и
й
с
р
е
д
с
т
в
а
м
и
м
у
з
ы
к
и
»
В
.
И
.
П
е
т
р
у
ш
и
н
р
а
с
с
к
а
з
ы
в
а
е
т
о
н
е
о
ж
и
д
а
н
н
ы
х
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
а
х
э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
а,
ц
е
л
ь
к
о
т
о
р
о
г
о
з
а
к
л
ю
ч
а
л
а
с
ь
в
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
и
в
з
а
и
м
о
с
в
я
з
и
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
ы
х
п
р
е
д
п
о
ч
т
е
н
и
й
ш
к
о
л
ь
н
и
к
о
в
с
и
х
т
и
п
о
м
т
е
м
п
е
р
а
м
е
н
т
а.
58
ш
к
о
л
ь
н
и
к
а
м
8-9
к
л
а
с
с
о
в
п
р
е
д
л
а
г
а
л
о
с
ь
п
р
о
с
л
у
ш
а
т
ь
н
е
с
к
о
л
ь
к
о
м
у
з
ы
к
а
л
ь
н
Информация о работе Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента