Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по теме исследования.
Объект исследования: музыкальное восприятие.
Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.
Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……...3

1. Теоретические основы исследования………………….……………….5

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5
1.2. Формирование музыкального восприятия у младших школьников………………………………………………………………………13

2. Анализ влияния темперамента на восприятие музыки………………19

2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19

2.2. Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента…....22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………..………..………………..…….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая (не оригинал).docx

— 133.95 Кб (Скачать)

     Каждый  ребенок, находящийся на уроке, имеет  свой «мирок» переживаний, своих проблем, зачастую невидимый нам, взрослым. Задача учителя музыки - научить «впустить» чарующий и лечебный поток звуков в душу каждого ребенка. Эмоциональное состояние найдет свое выражение в звучащем произведении, и музыка, как доктор, поможет излечить «душевную неясность».

     Сначала нужно (с помощью музыки) еще раз  пережить неприятное эмоциональное состояние, а затем вытеснить его и переключиться на другой мир образов.

     Например:

     а) Р.К. Щедрин: «Скачки» из балета «Анна Каренина» - З. Фибих:

     «Поэма»               

     б) Д.Д. Шостакович: аллегро из третьей части VIII симфонии -

        Д.Д. Шостакович: романс из музыки к к/ф «Овод»

     в) Л.В. Бетховен: финал сонаты №14 – И. Штраус: вальс «Голубой

     Дунай»

     Об  огромном значении музыки в эстетическом воспитании говорил и русский ученый В.М. Бехтерев. В своих работах он показал, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем детстве, а также об использовании музыки в целях укрепления здоровья. В.М. Бехтерев утверждал, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки, позднее - высота тона и мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных интервалов. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением [10].

     Примеры воздействия музыки на человека можно рассмотреть на уроках в шестом классе. Можно попытаться, например, осознать, почему так нужна была музыка в трудной работе выдающегося советского хирурга С.С. Юдина. Рассказывают, что как-то во время сложной операции С.С. Юдин долго не мог найти осколок, который необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла мелодия финала седьмой симфонии С.С. Прокофьева. Он напел ее и тут же уверенным движением извлек осколок, грозивший жизни пациента. Хирург писал: «На мою профессиональную деятельность особо непосредственное влияние оказала музыка». А особенно умилительное настроение и спокойствие создавали звуки передаваемой по радио увертюры к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» [8, с. 14]. К.Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу <...> вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...» [6, с. 73].

     Особый интерес представляют исследования, посвящённые определению не столько характера, сколько темпераменту произведения. В области психологии большое распространение получила модель определения темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком. Для того чтобы определить место типа темперамента испытуемого в двухфакторной модели учёного (см. рис. 1), используется адаптированный вариант его опросника.

     

 

     Рисунок 1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка 

     Придав  тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, получаем  следующую модель четырех классических типов темперамента: 

     Таблица 1. Модель темперамента по Г. Айзенку 

Нейротизм
 
 
 
 
    Меланхолик

    Ведущая эмоция — печаль 
    Интроверсия

   Холерик

   Ведущая эмоции — гнев 
Экстраверсия

    Флегматик

    Ведущая эмоция — спокойствие

   Сангвиник

   Ведущая эмоция — радость

 
Стабильность

     

Произведем моделирование  эмоций в музыке. Поскольку темперамент  человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а  музыка нацелена на то же самое, то в  этой модели мы можем заменить психологический  параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» - на параметр «медленно-быстро» [1].

     

Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие - мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни.

     

Таким образом, мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека (по Г. Айзенку): 

     

Таблица 2. Моделирование темпераментов и характера музыки 

Минор
 
 
 
 
 
 
 
    Меланхолик

    Музыка  медленная, грустная 
     
    Чайковский,  
    Осенняя песня 
     
    Медленно

   Холерик

   Музыка  минорная, быстрая 
 
Шопен,  
Этюд №12 
 
Быстро

 
 
 
 
 
    Флегматик

    Музыка  медленная, мажорная  
     
    Бородин,  
    Ноктюрн

   Сангвиник

   Музыка  быстрая, мажорная 
 
Бетховен, Рондо  
«Ярость по поводу утерянного гроша»

 
Мажор
 
 

     

К

а

ж

д

а

я

 

и

з

п

р

и

в

е

д

е

н

н

ы

х

 

б

а

з

о

в

ы

х

 

э

м

о

ц

и

й,

н

а

х

о

д

я

щ

а

я

 

с

в

о

ё

о

т

р

а

ж

е

н

и

е

 

в

 

р

а

з

л

и

ч

н

ы

х

 

п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

я

х

 

и

с

к

у

с

с

т

в

а

,

в

ы

р

а

ж

а

е

т

о

с

о

б

о

е

о

т

н

о

ш

е

н

и

е

 

ч

е

л

о

в

е

к

а

к

 

ц

е

н

н

о

с

т

я

м

,

к

о

т

о

р

ы

м

и

п

р

о

н

и

з

а

н

а

 

е

г

о

 

ж

и

з

н

ь

 

в

 

о

б

щ

е

с

т

в

е.

Т

р

а

г

е

д

и

я

и

 

к

о

м

е

д

и

я

,

б

ы

л

и

н

а

и

 

э

п

о

с -

о

т

р

а

ж

е

н

и

е

 

т

е

х

 

ч

у

в

с

т

в

и

 

с

о

с

т

о

я

н

и

й

,

к

о

т

о

р

ы

е

 

п

р

о

н

и

з

ы

в

а

ю

т

 

ж

и

з

н

е

н

н

ы

й

 

п

у

т

ь

ч

е

л

о

в

е

к

а

о

т

р

о

ж

д

е

н

и

я

д

о

м

о

г

и

л

ы.

И

 

в

е

з

д

е

 

м

ы

м

о

ж

е

м

 

п

р

о

ч

у

в

с

т

в

о

в

а

т

ь

т

о

х

а

р

а

к

т

е

р

н

о

е

 

о

щ

у

щ

е

н

и

е

д

в

и

ж

е

н

и

я,

к

о

т

о

р

о

е

 

в

н

у

т

р

е

н

н

е

 

п

р

и

с

у

щ

е

 

т

о

м

у

и

л

и

 

и

н

о

м

у

ч

е

л

о

в

е

ч

е

с

к

о

м

у

 

п

е

р

е

ж

и

в

а

н

и

ю

[

20

].

     

С

р

е

д

и

п

р

о

ч

и

х

и

н

д

и

в

и

д

у

а

л

ь

н

ы

х

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

е

й,

м

н

о

г

и

м

и

 

и

с

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

я

м

и

 

д

а

н

н

о

г

о

 

в

о

п

р

о

с

а

 

в

 

п

е

р

в

у

ю

о

ч

е

р

е

д

ь

 

р

а

с

с

м

а

т

р

и

в

а

е

т

с

я

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

,

к

а

к

 

н

а

и

б

о

л

е

е

к

о

м

п

л

е

к

с

н

у

ю

 

и

 

в

 

с

р

а

в

н

и

т

е

л

ь

н

о

й

 

с

т

е

п

е

н

и

 

л

е

г

к

о

 

п

о

д

д

а

ю

щ

у

ю

с

я

 

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

ю

 

л

и

ч

н

о

с

т

н

у

ю

о

с

о

б

е

н

н

о

с

т

ь

.

К

а

к

 

с

о

о

т

н

о

с

и

т

с

я

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

 

с

л

у

ш

а

т

е

л

я

 

с

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

о

м

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

о

г

о

п

р

о

и

з

в

е

д

е

н

и

я?

     

В

с

в

о

е

й

 

с

т

а

т

ь

е

«

М

о

д

е

л

и

р

о

в

а

н

и

е

э

м

о

ц

и

й

с

р

е

д

с

т

в

а

м

и

м

у

з

ы

к

и

»

 

В

.

И

.

П

е

т

р

у

ш

и

н

 

р

а

с

с

к

а

з

ы

в

а

е

т

о

н

е

о

ж

и

д

а

н

н

ы

х

 

р

е

з

у

л

ь

т

а

т

а

х

 

э

к

с

п

е

р

и

м

е

н

т

а,

ц

е

л

ь

к

о

т

о

р

о

г

о

з

а

к

л

ю

ч

а

л

а

с

ь

 

в

 

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

и

 

в

з

а

и

м

о

с

в

я

з

и

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

ы

х

 

п

р

е

д

п

о

ч

т

е

н

и

й

ш

к

о

л

ь

н

и

к

о

в

с

 

и

х

т

и

п

о

м

 

т

е

м

п

е

р

а

м

е

н

т

а.

58

ш

к

о

л

ь

н

и

к

а

м

 

8-9

к

л

а

с

с

о

в

 

п

р

е

д

л

а

г

а

л

о

с

ь

 

п

р

о

с

л

у

ш

а

т

ь

 

н

е

с

к

о

л

ь

к

о

 

м

у

з

ы

к

а

л

ь

н

Информация о работе Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента