Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить литературу по теме исследования.
Объект исследования: музыкальное восприятие.
Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.
Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……...3

1. Теоретические основы исследования………………….……………….5

Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5
1.2. Формирование музыкального восприятия у младших школьников………………………………………………………………………13

2. Анализ влияния темперамента на восприятие музыки………………19

2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19

2.2. Восприятие музыки детьми с разными типами темперамента…....22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………..………..………………..…….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая (не оригинал).docx

— 133.95 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………..……...3

     1. Теоретические основы исследования………………….……………….5

    1. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия…………………...5

     1.2. Формирование музыкального восприятия  у младших школьников………………………………………………………………………13

     2. Анализ влияния темперамента  на восприятие музыки………………19

     2.1. Понятие темперамента в психологии………………………...……..19

     2.2. Восприятие музыки детьми с  разными типами темперамента…....22

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  использованной литературы…………..………..………………..…….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Музыка  есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных  оттенков эмоционально-чувственных  состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и  инструментом познания, осмысления и  освоения прекрасного в самой  действительности, красоты и глубины  человеческих чувств, отношений.

     Активное  восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность  людей в самих переживаниях, которые  монотонный быт приносит в недостаточном количестве. М.Е. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека [9, с. 36].

     Музыка  как вид искусства открывает  человеку возможность познавать  мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике  постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного  общения, когда в музыкальном  звучании воспринимаются не просто звуки  или структурные элементы, а «социальные  чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде» [22, с. 138].

     У ребенка в процессе восприятия музыкальных  образов возникает чувство сопереживания. После завершения контакта с музыкальным  произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в  какой-то степени обогащенной. Эта  особенность музыки дает возможность  ребенку духовно восполнять то, что  недостает ему в неизбежно  ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством  воображения удовлетворения множества  потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.

     Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает  полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского.

     Актуальность  темы: С изобретением устройств, позволяющих прослушивать музыку в любом месте и в любых количествах, музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь. С чем связана такая тяга человека к постоянному прослушиванию музыки? Какую музыку мы выбираем из огромного количества стилей, направлений, композиций, на чём основаны и как могут отразиться на нас наши музыкальные предпочтения? Как может сказаться ежедневное прослушивание музыкальных произведений на эмоциональном и психическом состоянии ребёнка? Исследование этого влияния является важной задачей, так как позволяет не только оценить степень и характер этого влияния, предотвратить возможные нежелательные последствия, но и сознательно воздействовать на психофизиологические процессы средствами музыки, использовать её в терапевтических целях.

     Цель  работы: изучить литературу по теме исследования.

     Объект  исследования: музыкальное восприятие.

     Предмет исследования: восприятие музыки детьми с разными типами темперамента.

     Задача исследования: провести анализ литературы по проблеме исследования с целью выявления степени её изученности. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 

     1.1 Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Типы музыкального восприятия 

     Роль  восприятия музыки в музыкальной  культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий — то, что принято воспринимающим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и наконец, музыкальное восприятие — это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ученика до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.

     Эти различия обусловлены различной социально-культурной направленностью и внутренней структурой разных типов музыки. Существуют большие индивидуальные различия в восприятии даже одних и тех же или близких друг другу стилей и музыкальных произведений: каждый слушатель пользуется собственными стратегиями восприятия, каждый по-своему расшифровывает содержание музыкального произведения [15].

      Какие психологические механизмы являются инструментом, фундаментом музыкального восприятия? Как происходит истолкование психического «отпечатка» услышанной музыки, своего рода соединение звука  и смысла, слияние звукового и  эстетического начал музыкального искусства? Исследование музыкального восприятия ищет ответы на эти и  другие подобные вопросы, оно направлено, прежде всего, на изучение тех способов и операций, которыми пользуется сознание в ходе многостороннего и сложного процесса превращения совокупности слуховых раздражителей в явление  музыкальной культуры.

     Современная культурная реальность отличается невероятной  множественностью    продуктов    культуры,    которые    предлагаются читателю, зрителю и слушателю. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают не просто разнообразные жанры и стили музыки, но и разные ее виды: классика, джаз, эстрадная и

рок-музыка. Каждый из этих видов обладает своей  инфраструктурой с исполнительскими коллективами, прессой, радиостанциями, концертными залами; каждый из этих видов музыки обращен к своей  аудитории.

     «Музыка переносит нас из сферы видимости  – в сферу чувств, из области  предметных образов – в область  бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный  смысл» (Р.М. Чумичева) [23, с. 5].

     Только  в последние десятилетия исследование музыкального восприятия начало привлекать к себе внимание ученых-музыковедов. Появились труды Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского и др.; значительно возрос интерес к проблемам музыкального мышления, которое стало естественной составной частью и даже центром многих теоретических работ М.Г. Арановского, Е.А. Ручьевской, А.И. Климовицкого, а в самые последние годы — В.Б. Вальковой, М.Ш. Бонфельда и др. Весь этот багаж позволяет сегодня особенно активно продолжать разработку проблем музыкального восприятия в рамках музыкознания, отвечая тем самым на назревшую общественную потребность в обогащении и конкретизации наших знаний о восприятии музыки.

     Несмотря  на то, что музыкальное восприятие в качестве непосредственного объекта  исследования появилось в музыковедческих работах не так давно, незримое присутствие воспринимающего сознания ощущается во всех музыковедческих трудах, особенно общетеоретического порядка. Невозможно мыслить музыку как средство художественного   общения    и    не   пытаться    при   этом   увидеть «направленность музыкальной формы на восприятие», а значит, и те методы, которыми пользуется сознание для постижения музыкальной формы. Эта психологическая тенденция, присутствующая в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля естественно привела к суммированию, обобщению сложившихся в недрах классического музыкознания представлений о восприятии музыки. Таким обобщенным понятием стало «адекватное восприятие» — термин, предложенный В.В. Медушевским.

     «Адекватное восприятие — это прочтение текста в свете музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры. Чем полнее личность вбирает в себя опыт музыкальной и общей культуры, тем адекватнее (при прочих равных условиях) оказывается свойственное ей восприятие. Подобно тому, как в относительных истинах просвечивает абсолютная, в конкретных актах восприятия реализуется та или иная степень адекватности» [11, с. 143].

     В отличие от эталонности, абстрактности, а, следовательно, своеобразной единичности адекватного восприятия, реальное восприятие не обладает эталонностью, оно конкретно и неповторимо и отсюда множественно. И если музыкознанию вполне под силу самостоятельно выработать культурную норму для восприятия каждого стиля и жанра музыки в соответствии с особенностями его структуры и социально-культурного функционирования, то изучение реального восприятия невозможно вне союза с педагогикой и психологией. Как только проблема музыкального восприятия становится проблемой психолого-педагогической, возникают вопросы, связанные с «аппаратом» восприятия: ресурсами памяти и внимания, возможностями слуха и музыкального интеллекта по обобщению и систематизации поступающей информации [12, с. 38].

     В разработке этих вопросов многое сделано российскими учеными Б.М. Тепловым, К.В. Тарасовой. Многое сделано в этой области классиками психологической науки, которые хотя и не занимались специально вопросами музыкального восприятия, но оставили ценные обобщающие идеи по поводу природы и механизмов работы человеческого сознания: труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.М. Веккера и др. играют роль методологического базиса исследований музыкального восприятия.

     Музыкальное восприятие - это достаточно сложная  деятельность, поскольку постижение картины целого музыкального произведения происходит не одномоментно, а складывается в процессе звучания. Это требует  постоянно удерживать в памяти уже  отзвучавшее и соотносить его  со звучащим в данный момент. Таким образом, во время слушания одновременно протекают такие мыслительные процессы как сравнение, анализ, синтез. Направляется внимание на развертывание, раскрытие музыки во времени. Кроме того, слушание музыки рождает в душе некоторые чувства, подчас требующие реагирования. Во время звучания могут посещать различные мысли и образы. Всё это необходимо для гармоничного развития личности, для постижения великой культуры, и даже для саморазвития и самопознания.

     В настоящее время можно считать  установленным, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания — от простейших ощущений до    сложнейших    операций     музыкального     интеллекта.     Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия [10].

     Излишне доказывать, что в отличие от адекватного, реальное восприятие часто испытывает затруднения не только в построении целостного образа музыки из дискретных звуковых единиц, но и в истолковании музыки в соответствующем ей культурном контексте. Поэтому музыкальное восприятие сразу же выдвигает перед педагогом проблему индивидуальных различий — различий в целях, стратегии и результатах восприятия, различий в характере протекания включенных в него психических процессов. Эти различия обусловлены многими причинами — от различия в музыкальных способностях индивидов до различий в их музыкальном образовании и воспитании, а также в уровне и направленности социально-культурных интересов и потребностей личности.

     Наличие общих основ в восприятии самых  несхожих музыкально-стилевых систем можно считать реальностью, доказанной всей современной художественной и научно-психологической практикой. Уяснение этих основ является одной из первоочередных задач, стоящих перед музыкальной педагогикой и психологией [11].

Информация о работе Особенности восприятия музыки детьми с разными типами темперамента