Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.29 Кб (Скачать)
      1.   Способы развития одаренности ребенка
 

     Одним из доминирующих личностных качеств  одаренного ребенка является любопытство.  Жан Пиаже писал, что задача активного  интеллекта заключается в быстрой  обработке информации и аналогична задаче организма по переработке  пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых.  Надо найти  верный момент, правильные слова и  примеры. Но слова – это еще  не главный канал для маленьких  детей. Надо вести себя так, чтобы  укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи.

     При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

     Не  должно быть боязни перенасытить детский  мозг информацией.

     Многие  считают, что в интеллектуальном развитии ребенка главным является накопление знаний о внешнем мире. Конечно, без знаний мы не можем формировать способности. Знания в данном случае – рабочий материал. Гораздо важнее использовать знания в качестве вспомогательного средства для развития общих умственных способностей. И еще важнее – сформировать у ребенка потребность к умственной деятельности. У одаренных детей эта потребность более активна и более высокого порядка. Вот почему родителям в конкретных ситуациях необходимо уметь находить способы действия, подкрепляющие эту умственную активность.

     Надо  уметь заметить вовремя  у каждого ребенка  интерес к новизне. Необходимо поддерживать инициативу ребенка  во всех видах деятельности.

     Одаренный ребенок нуждается в среде, богатой сенсорной информацией. Надо помнить, что дети в раннем детстве не могут разграничить слитые воедино реальность и фантазию. Одаренные дети имеют свой внутренний «эрмитаж» чудес в своем словесном расцвечивании и художестве. Здесь и нагромождение собственных фантастических эпизодов, иллюзорных трюков. Они настолько сживаются с ними, что «летают» в пространстве живого воображения. Это ослепительное воображение рождает несуществующих героев, желанных волшебников и целую фантастическую жизнь – красочную, богатую, захватывающую.

     Родители  должны помнить, что это прообраз дальнейшей жизни одаренного ребенка, где сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход.

     Мировой опыт учит, что именно в первые годы жизни (до трех лет) целесообразно  быть с ребенком, во-первых, строгим, а уж потом добрым и ласковым. Именно в этот период надо научить уважать его волю, его «я».

     Практика  учит, что воздействие родителей на ребенка должно постепенно затухать до школьной поры. И самое важное то, что невмешательство и спокойное любование одаренными детьми в раннем возрасте, а потом ужесточение, строгость в более позднем, приводит к покушению на их талант и вызывают сопротивление.

     С самого раннего детства ребенка  носят на руках. Его гладят, тискают ,целуют. Это немаловажно для развития его психочувствительности и интеллекта. При поглаживании возникает особый контакт с кожей. Он необходим всему живому, поскольку благотворно воздействует на определенные группы мышц и нервов, на весь организм в целом.

     Поглаживания, прикосновения –  важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления  духовной одаренности.

     Есть  примеры из практики, когда чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, однако ребенок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает. Это верный путь к уравновешенности и доброте.

     Исследования  современных психологов подтверждают очень благотворное влияние бабушек и дедушек на развитие одаренности. Мудрость, строгость, справедливость дедушек и терпеливость, мягкость, рассудительность бабушек хорошо подкрепляют силу духа, выносливость детей раннего возраста.

     Также родителям надо четко уяснить, что нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей и посторонних людей. Каким бы незначительным ни был дефект, никогда нельзя предугадать, какой вред это нанесет. Последствия могут быть удручающими. Надо помнить, что огромным душевным недугом является застенчивость. Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении, мешает ясно мыслить и эффективно общаться. И самое главное, застенчивость уже с раннего детства сопровождается негативными переживаниями, тревожностью и депрессией.

     Одаренные дети значительно раньше осваивают  сюжет игровых действий. Поэтому  они нуждаются у усложнении сюжета игры и в решении более сложных  заданий.

     Когда ребенок увлеченно  играет один, постарайтесь не беспокоить его  и даже не встречайтесь с ним взглядом, чтобы не разрушить  мир, который он создал в своем воображении. Родителям необходимо предоставлять детям возможность как можно больше играть на песке. Песочные игры полезны одаренным детям для развития их интуиции, психочувствительности и творческих порывов.

     Для формирования самостоятельности  и активности детей  важно осуществлять систему заданий  нарастающей трудности. Необходимо не допускать  развития отрицательных  эмоций и всячески способствовать развитию положительных. [4. с.9 - 31]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Рассмотрев  и проанализировав данную тему «Особенности воспитания одаренного ребенка в  семье» мы можем сделать вывод  насколько важным является влияние родителей на развития одаренности ребенка. Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Важными являются приобретенные в семье знания, умения, навыки, которые остаются основой и ядром всей последующей жизни. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. В семье ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что впоследствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.

     Еще раз хотелось бы отметить, что главная  трудность оценки признаков одаренности  в годы детства и отрочества –  выявить, уловить в меняющемся, возрастном то межвозрастное, устойчивое, что сохранится и разовьется, что будет присуще  именно данной индивидуальности. Но у  детей индивидуальное еще недостаточно отделимо от возрастного. Специалисты  многое могут сделать для диагностики  наличного уровня особенностей ребенка, но пока мало – для предвидения  того, каким же из этих особенностей предстоит укрепиться, оказывать  свое воздействие и дальше.

     Внимание  к одаренному ребенку не должно исчерпываться  лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные  люди испытывают и в периоде  профессионального  самоопределения,  и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими  словами таланту нужна постоянная забота всего общества.

     И начинать нужно с общепсихологической  грамотности. Нужны специальные  школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные  учебники —  но прежде всего, нужно признание самого факта, что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание. 
 
 
 
 
 

                                                                                                       Приложение 1

     Не  гений ли вы? 

  1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
  2. Может ли мужчина женится на сестре своей вдовы?
  3. Есть ли 7 ноября в Австралии?
  4. У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, издохли. Сколько осталось овец?
  5. Вы пилот самолета, летящего из Гаванны в Москву с двумя посадками в Алжир. Сколько лет пилоту?
  6. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
  7. Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. В ней есть две лампы: газовая и бензиновая. Что Вы зажжете в первую очередь?
  8. Один поезд из Москвы в С. – Петербург, а другой из С. – Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?
  9. Отец с сыном попали в катастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату заходит хирург и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Могут ли эти слова быть правдой?
  10. Археологи нашли монету, датированную 35-годом до нашей эры. Возможно ли это?
  11. Палку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов?
  12. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  13. В каком количестве взял Ной зверей в свой ковчег?
  14. Врач прописал больному три укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать уколы?
  15. Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100?
  16. Одинокий ночной сторож умер днем. Дадут ли ему пенсию?
  17. Горело 7 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось?
  18. Кирпич весит 1 кг. Плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
  19. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

    Обработка результатов. За каждое совпадение с  ключом вы получаете 1 балл.

    КЛЮЧ

  1. Один час (будильник не разбирает, где утро, а где вечер).
  2. Нет (т.к. вдова – это та, у которой умер муж).
  3. Есть.
  4. Девять.
  5. Вы – пилот (пилоту столько лет, сколько Вам).
  6. Во всех.
  7. Спичку.
  8. Одинаково (В момент встречи они находятся в одной точке).
  9. Да, если хирург – мать мальчика.
  10. Нет, тогда на монетах не писали дату изготовления.
  11. 11 распилов
  12. 50.
  13. Каждой твари по паре.
  14. 1 час.
  15. 20.
  16. Нет, не умер.
  17. Три (три погасло, а остальные сгорели).
  18. 2 кг.
  19. Под мокрым.

    ДИАГНОЗ

    От 18 до 19 – Вы гений!

    От 15 до 17 – интеллектуал!

    От 13до 14 – нормальный человек.

    От 11 до 12 – рядовой идиот.

    От 9 до 10 – рядовой идиот с побочными  явлениями.

    От 6 до 8 – абсолютный идиот.

    От 4 до 5 – не способен мыслить.

    От 0 до 3 – необходима изоляция от общества. [4. с. 219 - 221] 

                                                                                                      Приложение 2 

    Тест  – опросник для  определения уровня самооценки одаренного ребенка школьного  возраста 

     Тест  – опросник включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов  ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, Вы проставляете баллы в зависимости от избранного Вами варианта ответа:

     «очень  часто» - 4 балла

     «часто» - 3 балла

     «иногда»  - 2 балла

     «редко» - 1 балл

     «никогда» - 0 баллов.

  1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
  2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
  3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
  4. Многие мне завидуют.
  5. Меня считают безынициативным.
  6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
  7. Я боюсь выглядеть смешным.
  8. Я считаю себя малосимпатичным.
  9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
  10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.
  11. Я не считаюсь с мнением собеседника.
  12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
  13. Меня считают эгоистом.
  14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
  15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
  16. Я чрезмерно скромен.
  17. Я чувствую никчемность своего существования.
  18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
  19. Окружающие ждут от меня многого.
  20. Мои одноклассники не интересуются моими достоинствами.
  21. Бремя моих способностей меня удручает.
  22. Я склонен к риску и авантюрам.
  23. Я делюсь со своими одноклассниками оригинальными мыслями.
  24. Я смущаюсь от похвал.
  25. Мое высокомерие меня выручает.
  26. Я рад, что меня не понимают.
  27. Я не чувствую себя в безопасности.
  28. Спорить я не с кем не хочу.
  29. Я чувствую себя скованным.
  30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.
  31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
  32. Мои любимые увлечения меня пугают.

Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье