Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

     Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников («WPPSI»)

     Тест  «WPPSI» также является индивидуальным и применяется для измерения общих умственных способностей. Шкала Векслера состоит из двух частей: вербальной шкалы, содержащий 5 субтестов, и шкалы действия, в которую включены 5 субтестов. Субтесты вербальной шкалы включают задания на осведомленность, понимание, арифметические задания, нахождение сходства, словарный запас. Шкалу действия образуют субтесты на конструирование из кубиков, лабиринты, завершение картинок, кодирование. 

     Тест  Слоссона для измерения  интеллекта детей  и взрослых («SIT»)

     Тест  Слоссона разработан для индивидуального  измерения вербального интеллекта как у взрослых, так и у детей. Характерно, что, как правило, все  задания теста предполагают устные ответы. Этот тест позволяет определить умственный возраст и IQ испытуемых. Квалификационным результатом в данном случае является цифра 120 и выше. 

     Рисуночный  тест на интеллект

     Тест  предназначен для измерения общих  умственных способностей детей от 3 до 8 лет, в том числе имеющих  сенсорные и физические недостатки. Тест состоит из заданий 6 видов: на определение объема словарного запаса, понимание,  установление сходства, знание величин и чисел, память. По условиям теста в качестве ответа от ребенка требуется лишь указать на тот или иной из имеющихся вариантов. Полученные таким образом предварительные результаты преобразуются в показатель умственного возраста, который в свою очередь переводится в показатель отклонения. Показателем общего умственного развития служит индекс общего познания. [7. с.176 - 178]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II Методы воспитания одаренного ребенка в семье 

     2.1 Родители как великие  инквизиторы одаренности 

     Способности от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, дается прямо сразу от природы (хотя ее тоже надо развивать), и именно от нее в самой значительной мере зависит развитие способностей. Для  развития способностей необходимо, чтобы  умственная деятельность протекала  на фоне ярко выраженных положительных  эмоций – чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как  раз обеспечивает такой фон –  именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких  эмоций способности не удается развить  за долгие часы напряженной умственной работы.

     Познавательная  потребность характеризует человека с самого рождения. Но чуть ли не с  самого рождения окружение ребенка  – люди, и прежде всего родители – делают все возможное, чтобы  эту потребность подавить. Это  не так-то просто, но постепенно это  получается у многих родителей. И  потому большое число детей у  нас не способные. А могли бы стать  и одаренными.

     Есть  вещи, которые не очень зависят  от родителей, даже самых лучших. Скажем, сейчас трудно, а может, и невозможно обеспечить будущей маме, а потом и ребенку экологически чистое и полноценное питание, медицинское обслуживание нужного качества и т.д. однако даже в том, что зависит от самих родителей и только от родителей, многие из них делают се возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.

     Свою  полную, ничем не ограниченную любовь мама должна проявлять к своему ребенку  буквально с первых часов жизни. Ребенок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти  полноценным, нормальным, а значит, одаренным.

     Но  дальше к этому серьезному обстоятельству присоединяются и другие. До 6 лет  категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен.

     Помимо  названных, есть еще немало способов, с помощью которых родители достаточно успешно воюют с познавательной потребностью. Тут и «разорванное»  внимание, очень рано с помощью  родителей формирующееся у детей, и принуждение к чтению, вообще мыслительной работе, которая с самого начала рассматривается исключительно  как долг, также это отсутствие интереса к вопросам ребенка, в том  числе и познавательного характера. И еще много чего… всего  этого было бы достаточно, чтобы  уничтожить познавательную потребность  в самом зародыше, однако у родителей  «припасены» еще более действенные, своего рода стратегические средства.

     Важнейшее из них – это, конечно, климат в  семье. Одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей. Климат в семье – принципиальная основа для развития познавательной потребности. Но сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной системы, окружающей ребенка, - своего рода семейной педагогической системы. [13. с.21 - 31].

     В результате исследований западных и  американских психологов были найдены  связи между родителями и детьми с точки зрения наличия отдельных  способностей и определена корреляция между уровнями развития способностей у детей и различного рода элементами окружающей среды. Отмечается также  важность этих факторов для формирования не только абсолютного уровня способностей, но и их индивидуальных особенностей.

     При анализе исследований, связанных  с выявлением влияния семьи на развитие одаренного ребенка, можно  выделить два направления.

     Первое  направление связано с выявлением роли наследственности и среды в природе одаренности. Результаты исследований в данном направлении показали связь высокого показателя IQ с одаренностью (Гальтон, Термен, Йенсен, Вернон, Бине – Симон, Векслер). Кроме того, анализ показал, что одаренность присуща людям белой расы и связана с наследственными факторами. Но исследователями мало учитывался фактор культуры (в основном обследовались дети из обеспеченных семей), и поэтому результаты не до конца достоверны.

     Интересны данные, полученные в результате исследования наличия тех или иных способностей у родственников. В результате исследований было выявлено, что родители талантливых детей показывают высокий интеллектуальный уровень развития, хотя немногие осознают это, в детстве они проявляли неординарные способности.

     В отношении личностных характеристик  родителям детей с высоким  уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное  отношение к жизни. Как правило, они любят свою работу, энергичны  и динамичны. Главное, что их отличает, - это антиконформизм, независимость  от постороннего мнения, от условностей  и предрассудков общества. Они  уверены в себе и ведут себя свободно, не заботясь о своей репутации (Ж. Годфруа).

     Данные, полученные отечественными психологами  в ходе анкетирования и бесед, подтвердили описание родителей  одаренных детей. Исследуемые родители предпочитают на досуге культурное времяпрепровождение, ходят в театры, на выставки. Эти  семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Не реже одного раза в  месяц к ним приходят знакомые с детьми или они сами ездят  в гости.

     Приведенные результаты интересны с точки  зрения описания семьи одаренных  детей, но, к сожалению, они не дают возможности однозначно высказаться  о преобладании наследственности или  среды. Таким образом,  рассматривая семью с точки зрения наследования от родителей интеллектуальной и творческой одаренности, трудно однозначно сказать, какие доминанты ее определяют.

     Втрое направление касается анализа семьи как места, где воспитывается ребенок (Л. Байярд – де = Вало, В. Герцель, Р. Зайонц, В.С. Юркевич, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Е.С. Белова, И.П. Ищенко и др.). Бесспорно, что в детстве, особенно дошкольном, ребенок окружен семьей. Поэтому существующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют очень важное значение для его будущего и для развития интеллектуальных и творческих способностей. В исследованиях большинства зарубежных и отечественных психологов особое внимание уделяется нескольким факторам:

     ● структуре и эмоциональному климату  семьи;

     ● стилям детско-родительских отношений;

     ●отношению  родителей к детской одаренности;

     ●влиянию  этих факторов на развитие детей.

     Если  говорить о структуре семьи, то отмечаются низкие результаты почти по всем видам  тестов интеллекта в относительно больших  семьях, семьях без отцов и с  другими неблагоприятными семейными  обстоятельствами. По данным о структуре семьи отечественных исследователей (О.М. Дьяченко, Е.С. Беловой, И.П. Ищенко и др.), большинство одаренных (87%) воспитывалось в полных семьях. Ни у кого из обследуемых детей не было младших братьев и сестер. Возможно, это связано с ранним распознаванием родителями одаренности своих детей, их стремлением отдавать все свое время одаренному ребенку, всесторонне развивая его (В. Герцель).

     Так, например, исследования Р. Зайонца и  его сотрудников показали зависимость  интеллектуальной одаренности от количества детей в семье. Они предложили модель интеллектуального развития, согласно которой в каждой семье  складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена  семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья  влияет на него. Из модели следует, что  большего уровня интеллектуального  развития следует ожидать в малых  семьях с большой разницей лет  между сиблингами (Т.А. Думитрашку). Ими было установлено, что чем  больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.  Было обнаружено. Что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры. Разница IQ между этими крайними группами составляет 10 баллов.

     Скорее  всего, это происходит из-за того, что  младшие дети имеют меньше возможностей общаться с взрослыми. Первенцы же получают больше родительского внимания и  больше взаимодействуют с родителями, чем позже рожденные дети, что  и позволяет им быстрее развиваться  интеллектуально.

     Структура семьи в большинстве случаев  связана с системой отношений  между родственниками и эмоциональным  климатом семьи. Многие ученые отмечают значительное влияние, оказываемое  на детей родителями противоположного пола. Исследование психологами детских  рисунков показало, что в своих  рисунках дети отражают близость к  родителям противоположного пола. Ответы на вопросы анкеты и результаты наблюдений также свидетельствовали о том, что родители противоположного пола больше внимания уделяют своим детям, чем родители того же пола.

     Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходима ласка, принятие, любовь и уважение. Но однозначных  данных о том, какой эмоциональный  климат чаще всего встречается в  семье, где воспитываются такие  дети, не найдено.  

     Ф. Вайсс рассмотрел ряд работ, где  найдены положительные корреляции между уровнями развития умственных способностей и социальным статусом семьи, между одаренностью детей  и уровнем сложности отцовской  профессии. Высокоспособные дети очень  редко происходят из среды малоквалифицированных  родителей.

     В рамках изучения стратегий воспитания потенциально одаренных детей и  связи их с наличием познавательного  интереса у их родителей интересны  наблюдения В.С. Юркевич, которые указывают  на то, что одаренные дети, как  правило, вырастают в семьях, безусловно, интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах,  а в атмосфере  в семье, стиле детско-родительских отношений, в системе ее основных ценностей. Для одних семей главное  – потребительские интересы, а  в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы.

     Вопрос  о господствующем в семьях с одаренными детьми эмоциональном климате изучен недостаточно как в зарубежной, так  и в отечественной психологии одаренности. И окончательные выводы о семейном климате таких семей  сделать трудно.  [12. с.565 - 573]. 

     2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье 

     Многие  думают, что ребёнок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в  учебных занятиях – ему уготовано  более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития.

Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье