Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

   «Рабочая  концепция одаренности» (под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова) разработана в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети». Согласно концепции одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок – это ребенок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет  внутренние предпосылки для таких  достижений) в том или ином виде деятельности.

   Авторы  концепции рассматривают «ядро  одаренности» в виде двух основных компонентов – инструментального  и мотивационного; выделяют пять критериев  определения видов одаренности:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-целевой).
  2. Степень сформированности (дифференцируется как потенциальная и актуальная).
  3. Форма проявлений (явная и скрытая одаренность).
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность).
  5. Особенности возрастного развития (ранняя одаренность и поздняя одаренность).

   Одаренность ребенка, как и отдельные его  способности, не бывает дана от природы  в готовом виде. Врожденные задатки  – одно из условий очень сложного процесса формирования способностей, в огромной степени зависящих  от окружающей среды, от характера деятельности. Способности вырастают, развиваются  из задатков при обязательном условии: деятельность ,которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость ,удовольствие. Одаренность не является неизменным, раз и навсегда данным качеством  личности. Во-первых, потому, что проявления ярких неординарных способностей могут  оказаться возрастными, переходящими, и многообещающие дети в дальнейшем могут не оправдать возлагавших на них надежд. Во-вторых, таланты вырастают не только из детей с ранними выдающимися показателями. Одаренность может обнаружиться на более поздних возрастных этапах из-за того, что ранние признаки одаренности не удалось разглядеть в ребенке или дремлющие способности будут позднее разбужены благоприятными обстоятельствами.

   Теоретический анализ позволил определить ряд признаков, по которым можно выявить способных, одаренных детей: успешный результат выполнения деятельности; творческий подход к выполнению деятельности (внесение в него своего, собственного); быстрота преодоления неблагоприятных условий развития; наличие ранних (по возрасту) достижений в том или ином виде деятельности; высокий темп продвижения в данном виде деятельности.

   Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его  мышления. Успешность усвоения учебного материала и способность к  творчеству –  наиболее известные  признаки одаренности. [6. с.6 – 14].

   Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности  можно увидеть уже у младенца. Но все же всерьез о существовании  одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет (речь идет об общей одаренности).

   В связи с этим стоит коротко  упомянуть о так называемых сензитивных  периодах развития способностей. Было выяснено, что для развития различных  специальных способностей существуют определенные периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Скажем, наиболее ранний сензитивный период, у музыкальных способностей. До трех лет. Иначе говоря, чтобы у ребенка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трех лет он жил в музыкально богатой среде – вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки, он сам должен попробовать спеть что-либо. После сензитивного периода, т.е. после трех лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или уж во всяком случае там, где в семье любят музыку.

   Такие сензитивные периоды есть для  всех способностей без исключения. Но в таком случае каков сензитивный  период для развития общих способностей, общей одаренности? Поскольку сколько-нибудь серьезных исследований в этом отношении  пока не существует, ответ можно  дать пока лишь приблизительно. Опыт показывает, что начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает  определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного. Это еще  не фатально, но с каждым годом все  определеннее. [13. с.13 - 14]. 

    1. Проблемы  выявления одаренных  детей
 

     Словосочетанием – «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Эти дети, уже по определению, качественно  отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и нельзя не отметить, что оно отражает реальное положение дел.

     Одаренность принято диагностировать по степени  опережения ребенком своих ровесников при прочих равных условиях. Принято  считать, что диагностика детской  одаренности не педагогическая, а  исключительно психологическая  проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Вместе с тем современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

     Для выявления одаренности используются самые разные методы: от простого педагогического (и даже родительского) наблюдения до специально разработанных, стандартизированных  и валидизированных тестовых заданий, а также игровых, учебных и  тренинговых заданий.

     Как отмечает А.И. Савенков, в педагогической психологии проблема диагностики одаренности  традиционно рассматривается на 2х уровнях, условно их можно назвать  теоретическим и методическим (психометрическим). Естественно, что подобная точка  зрения утвердилась и в педагогической практике.

     Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно  отнести к одаренным детям.

     Второй  уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических  процедур-методик, позволяющих идентифицировать одаренных.  Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным.

     Однако  массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это  не так. Известно, что один и тот  же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающиеся  явления нередко склонны приписывать  либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с  ней психометрических методик. Последние  обычно обвиняются в недостаточной  надежности и валидности,   то есть ни одна психометрическая методика не дает полной картины психического развития ребенка и достаточной  уверенности в оценке степени  одаренности.

      Исследования  и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование подумано с организационно-педагогической точки зрения. Это означает, что  проблема диагностики одаренности  может и должна рассматриваться еще на одном уровне – «организационно - педагогическом», то есть оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучать творческие способности, психосоциальное и физическое развитие. Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребенка. Но при этом следует помнить о том, что у ребенка, показавшего высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.

      В настоящее время можно выделить следующие варианты организации  диагностического обследования одаренных  детей (А.И. Савенков):

- экспресс  диагностика;

- долговременные  диагностические модели («Принцип  турникета» Дж. Рензулли, С. Рейс, Л. Смит и др.).

      Анализ  теории и педагогической практики свидетельствует, что только долговременное обследование может быть объективным. Диагностическое  обследование одаренных детей разовым  быть не может. Этого не позволяют  сделать ни современный уровень  теоретической разработанности  данной проблемы, ни существующий уровень  методического обеспечения этого  процесса.

      Задачи  диагностики при работе с одаренными детьми могут быть разными: отбор, психолого-педагогический мониторинг, оценка эффективности и  экологичности образовательных  программ, технологий, профориентация, индивидуальная психологическая помощь ребенку, его родителям и педагогу. Как указывает В.И. Панов тесты, применяемые для диагностики  одаренных детей, должны отвечать основным требованиям тестологии:  стандартизации (единообразие процедуры проведения и оценки результатов), надежности (стабильность результатов при повторении), валидности (соответствие поставленной задачи).

      Широко  используется при диагностике детской  одаренности метод экспертной оценки, в основе которого лежит субъективный (качественный) характер оценивания, что  накладывает требование на тщательность подбора экспертов.

     В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети. Для каждой из этих категорий необходим свой, специально разработанный инструментарий. Только сопоставление полученных данных может дать картину, максимально приближенную к истине. 

     Методики  диагностики для  родителей 

     В отечественной психолого-педагогической науке они разрабатываются мало. В практической работе педагоги-психологи  используют методики, созданные и  адаптированные А.И. Савенковым. Следует  заметить, что диапазон применения данных методик ограничен возрастом  детей (дошкольник и младший школьник). Наблюдается очевидный дефицит  диагностических методик для  подростков (70% воспитанников, занимающихся в УДОД составляют подростки).

     Проведенные экспериментальные исследования (С.А. Леднева и др.), анализ педагогической практики позволяют констатировать, что педагоги довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности  детей. Вместе с тем в реальной работе полученная информация учитывается  явно недостаточно.

     Для работы с родителями одаренных детей  чаще всего используются традиционные опросники, проективные методики, позволяющие  выявить особенности межличностных  отношений в семье, преобладающий  стиль воспитания и т.д. [6. с. 16 - 20].

     Есть  немало детей, достоинства интеллекта которых долго остаются как бы неузнанными. Иногда они кажутся  окружающим самыми обычными, иногда их могут относить к числу детей  с повышенными способностями, не замечая, однако, ростков того необыкновенного, а то и чрезвычайного, что им присуще. Не только педагоги, но и родители зачастую могут недооценивать, «в упор не видеть»  признаки одаренности ребенка. Бытует мнение, что любящие родители (прежде всего матери) склонны верить в якобы особые умственные данные своего дитяти, превозносить его способности и тогда, когда для этого нет оснований.

     Предвзятость  оценки часто связана с преувеличенным значением, которое придается успешности обучения. Вместе с тем, как известно, учебные отметки во многом зависят  от развития устной и письменной речи ученика, от скорости его умственной работы, от готовности к послушанию и исполнительности, т.е. от особенностей, которые далеко не всегда дают верное представление о действительной силе интеллекта.

Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье