Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

     Прежде  всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены  семьи, когда обнаружится необычность  ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок  вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление  чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается  хотя бы не обрушить на голову ребёнка  все свои сомнения и страхи. В  других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка  восхищаются, охотно его демонстрируют  знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

     Дети  с ранним умственным подъемом нередко  особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В  семье  могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов  семьи  иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

  В   семье   детям  с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у  ребёнка  то, чего они не ожидали.

     Таким образом, в вопросе о  воспитании   одаренных   детей  большая  ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя  подсказать, направить родительское  воспитание. [2. с.88 - 94].

     Но  ребёнок  с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу  семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм. 

     Часто выступает одна из показательных  черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание  делать то, что ему неинтересно. Такие  дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим [3. с.116 - 124].

     Детей с опережающим темпом развития, с  очень высокой умственной активностью  трудно учить и трудно воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы  и порывисты, более остро, чем  другие, реагируют на окружающее. Исследования психологов показывают, как благотворно  влияет на интеллект детей высокий  уровень активности и, наоборот, как  тормозится умственный подъем, если ребенок  вял, пассивен, безынициативен.

     Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его  познавательная энергия встречали  доброжелательное отношение,  поддержку  со стороны старших. Необычные затеи  и бесконечные вопросы ребенка  не должны становиться поводом для  раздражения. Большинство родителей  интуитивно чувствуют, что необычный  расцвет интеллекта требует к  себе осторожного, внимательного отношения. Но зачастую они бывают в некоторой  растерянности, не зная, как поддержать, сберечь ростки одаренности, понимая, что не только чрезмерная нагрузка, но  и недогрузка может отрицательно сказаться на ходе развития. [9 с.215 - 218].

     Исследователи семей одаренных детей большое  значение уделяли стилю детско-родительских отношений. В одном случае они  рассматривают его как – стиль  предъявления требований к детям, и  разделяли его на императивный и  инструктивный. В другом – сравнивали взаимоотношения в семье, где воспитывается ребенок с интеллектуальными способностями и в семье творчески одаренного ребенка.

     Ученые  единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного  вмешательства, не дают возможности  для развития одаренной личности. Особенно показательно в этом плане  исследование Р.Хесса и В. Шипмана.

     Они разделяли родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для  императивного стиля типичны  однозначные команды, родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний. Их отношения основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребенка. Установлено, что императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их неохотно и  медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки.

     Установлено, что императивный стиль развивает  в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но вызывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет  их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стремятся найти  любые отговорки.

     Инструктивный стиль содержит больше информации. Родители беседуют с ребенком «на  равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок  видится им равноправным партнером.

     В противоположность императивному  инструктивный стиль воспитывает  инициативу и твердость. Именно такой  стиль свойственен большинству  родителей, чьи дети были признаны умственно  одаренными. Он подталкивает детей  к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора и  творческого подхода. В то же время  в попытках обосновать свое нежелание  делать что-либо умственно одаренные  дети проявляют чудеса изобретательности  и ораторского мастерства. С одной  стороны, родителям гораздо сложнее  справиться с ребенком, который не боится идти на открытый конфликт и  готов оспаривать их точку зрения. С другой, очевидно, что ребенок, осознанно выполняющий те или иные действия, будет делать их охотнее и быстрее. При таком стиле отношения у детей, в частности у одаренных, складывается ориентация не на внешний, а на внутренний контроль, так необходимый для реализации любых задатков.

     Рассматривая  стили детско-родительских отношений, некоторые ученые предположили, что  семьи, где развиваются интеллектуально  одаренные дети, и семьи, где воспитываются  семьи с творческими способностями, различны. [6. с.39 - 45].

     Важным  аспектом, на который обращают внимание исследователи семей умственно  одаренных детей, является отношение  родителей к детской одаренности. Человек, в особенности ребенок, вообще склонен смотреть на реакции окружающих  его людей и в зависимости от них оценивать себя, строить свое поведение, систему ценностей и устремлений. Поддержка взрослых, и прежде всего родителей, ведет к закреплению у ребенка тех или иных форм поведения и отвержению других, не одобряемых ими. Одаренный ребенок особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция его родителей на продвижение будет определять, развиваться его способностям или нет, станет он двигаться вперед или попытается «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

     Анализ  исследований зарубежных и отечественных  психологов приводит к выделению  нескольких типов отношений родителей  к одаренности: отрицательное, игнорирующее и положительное. В случае отрицательного или игнорирующего отношений  к одаренности со стороны родителей  ребенок делает вывод, что важнее всего на свете – не выделяться. Тогда он начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах  это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на складывающуюся личность.

     Можно сказать, что для развития потребности  ребенка в познании и одаренности  пренебрежение, безразличие к его  познавательной деятельности – самое  опасное отношение. Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может положительно влиять на развитие ребенка (в случае сильной потребности  в познании), чем равнодушие.

     Другой  вариант родительского отношения  к одаренности можно охарактеризовать как гиперсоциализация. Родители таких детей видят в их одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Для таких родителей, прежде всего, важно то, каких результатов добивается ребенок, можно ли рассказать о них другим, престижна ли область, в которой проявляются детские способности. При этом их не очень интересуют другие стороны развития. Они водят детей в самые разнообразные кружки и студии, не заботясь о том, способен ли ребенок выдержать такую нагрузку, нужны ли ему эти занятия.

     Чрезмерно загруженный ребенок быстро устает и не может добиваться высоких  результатов. Повышенные требования родителей  часто приводят к тому, что собственные  достижения начинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удовлетворяют  его,  причиняя ненужную боль и переживания, снижая его самооценку и веру в  собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником  в глазах родителей и соответственно в своих собственных.

     Было  замечено (J. Freeman), что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей. Вырастая, они могут испытывать чувство неудовлетворенности, неадекватность в восприятии себя. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители не воспринимали их как личность, а видели только способности и достижения.

     Еще одним вариантом отношения родителей  к детской одаренности является тот, когда они ценят и любят  самого ребенка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, ее реализации. Оно дает ребенку уверенность  в себе, чувство защищенности, значимости и т.п. большинство родителей этой группы, определяя свою систему ценностей  и формулируя пожелания к будущему ребенку, говорят о том, что, прежде всего, они хотят видеть его счастливым. Они много занимаются с детьми, читают им, разговаривают на интересующие темы, предоставляют развивающие  игры, несмотря на занятость, посещают театры, музеи и т.п. Однако, если ребенок переутомляется, они отказываются от дополнительной нагрузки, оставляя только самое важное.

     В российских семьях в большинстве  случаев одаренные дети живут  с родителями, бабушками, дедушками  и другими родственниками. Именно бабушки и дедушки больше всего  занимаются с детьми, знакомя их с различными сферами жизни.

     Таким образом, можно говорить об активной позиции всей семьи. Способности  ребенка не только поддерживаются, но  и  прилагаются значительные усилия к дальнейшему его продвижение, контролю и руководству социальными  аспектами жизни, учитывая при этом особенности, потребности и возможности  самого ребенка.

     Анализируя  результаты исследований семей с  одаренными детьми, можно сделать  вывод о том, что, несмотря на множество  общих факторов, составляющих семейную воспитательную систему, все семьи  имеют много специфического, как  в соотношении этих факторов, так  и в их наличии. Это, прежде всего, связано с тем, что на наличие  той или иной семейной воспитательной системы оказывает влияние неповторимость личного каждого субъекта этой системы  как родителей, так и детей. И  следует учитывать уникальность каждого, которая влияет на взаимоотношения  членов семьи, семейную атмосферу, на развитие ребенка в целом и его способностей и одаренности в частности. [12. с.573 - 578]. 
 

Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье