Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа
Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье
Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13
II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО МГОСГИ
Кафедра
социальной психологии
и педагогики
Курсовая
работа на тему:
Особенности
воспитания одаренного
ребенка в семье
Выполнила:
студентка
психологического факультета
группы СП-41
Короткова
Коломна
2011
План:
Введение…………………………………………………………
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы
развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства, Поэтому, для нас является важным уловить те моменты, те особенности воспитания, которые способствуют развитию в семьях поистине творческих людей.
Именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая
особенность - непрекращающаяся познавательная
активность и высоко развитый интеллект
дают возможность получать новые
знания об окружающем мире. Творческие
способности влекут их к созданию
новых концепций, теорий, подходов.
Оптимальное сочетание у
В-третьих, большинству
Актуальность
темы данной работы состоит в том, что
на сегодняшний день проблема выявления
и развития одаренности у детей, а также
условия их воспитания на уровне семьи
стоит очень серьезно и насущно.
Цель
данной работы: изучить отечественный
и зарубежный опыт по проблеме одаренности
на основе теоретического анализа научной
литературы и систематических данных,
выявить способы развития одаренности
ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: глубокое теоретико-методологическое исследование психолого-педагогического феномена одаренности и анализ литературы в значительной степени позволяет найти способы развития одаренности ребенка в семье, чтобы помочь мамам и папам, бабушкам и дедушкам воспитывать одаренных детей, общаться с ними.
Объект: семейное воспитание одаренных детей.
Предмет: особенности семейного воспитания в семьях, где растут одаренные дети.
Методы исследования: анализ литературных источников, метод независимых характеристик, анкетирование, методы математической статистики.
Структура
работы: работа состоит из введения,
двух глав и заключения.
I.Одаренность
как психолого – педагогический
феномен
Различные аспекты проблемы детской одаренности изучались многими учеными. Исследована природа одаренности (В. Александер, Г. Вебб, Д. Векслер, Дж. Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е. Шафер и др.), определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (А. Карне, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Щадриков и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес и др.), предложены способы изучения одаренности (А. Бине, Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.).
В
трудах ученых (В.А. Орлов, В.И. Панов,
А.И. Савенков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева,
В.А. Ясвин и др.) рассмотрены организационно-
Теоретический
анализ позволяет констатировать, что
одаренность в настоящее время
выступает как комплексная
Обратимся к существующим определениям. Ниже представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие «одаренность».
Содержание
понятия «одаренность»
СОДЕРЖАНИЕ | АВТОР |
высокий
уровень развития способностей человека,
позволяющий ему достигать |
Большая советская энциклопедия |
результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости | Дж. Рензулли |
одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения | Комитет по образованию США |
индивидуальный когнитивный. Мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности | Немецкие психологи |
понятие синтетическое – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности | Б.М. Теплов |
генетически
обусловленный компонент |
А.И. Савенков |
единство способностей, обуславливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности | Т.А. Стефановская |
1) качественно
своеобразное сочетание |
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров |
Одаренность
как самая общая характеристика сферы
способностей требует комплексного изучения
– психофизиологического, дифференциально-
Следует уточнить, что основой всех специальных способностей являются общие способности. Поэтому общие способности не зря называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности». В настоящее время сложились определенные представления о некоторых видах детской одаренности: общая интеллектуальная, конкретно-предметная или конструктивно-продуктивная, художественная, организаторская, одаренность к лидерству.
Зарубежные исследования выделяют сферы проявления одаренности:
При
психологическом описании феномена
одаренности чаще всего указывают
на следующие особенности
Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье