Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5
Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
Способы измерения одаренности………………………………………..…13

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20
2.1 Родители как великие инквизиторы одаренности…………………..……20
2.2 Особенности воспитания одаренных детей в семье………………………24
2.3 Способы развития одаренности ребенка…………………………….……30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 85.29 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

ГОУ ВПО МГОСГИ

Кафедра социальной психологии и педагогики 
 
 
 

      Курсовая  работа на тему: 

      Особенности воспитания одаренного ребенка в семье 
       
       
       
       

    Выполнила:

студентка

психологического  факультета

группы  СП-41

Короткова

                                                                     Кристина Анатольевна

                                                                    Научный руководитель:

                                                                                      к.и.н., доцент

                                                                                         Ляпин А.С. 
       
       

      Коломна

      2011

      План: 

Введение…………………………………………………………………………3 

I Одаренность как психолого-педагогический феномен………………………5

    1. Понятие и кризисы одаренности…………………………………………….5
    2. Проблемы выявления одаренных детей……………………………………..9
    3. Способы измерения одаренности………………………………………..…13
 

II Методический аспект воспитания одаренного ребенка в семье…………..20

2.1 Родители  как великие инквизиторы одаренности…………………..……20

2.2 Особенности  воспитания одаренных детей в семье………………………24

2.3 Способы  развития одаренности ребенка…………………………….……30 

Заключение………………………………………………………………………33 

Приложение………………………………………………………………………34 

Список  литературы………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями  в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному  воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан  Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

     Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства, Поэтому, для нас является важным уловить те моменты, те особенности  воспитания, которые способствуют развитию в семьях поистине творческих людей.

     Именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

     Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и  делают их вклад в нее чрезвычайно  значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство  справедливости; они способны чутко  улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени  в науке, культуре, технике, быстро и  адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

     Вторая  особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект  дают возможность получать новые  знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных  детей интуитивного и дискурсивного  мышления (в подавляющем большинстве  случаев при доминировании первого  над вторым) делает процесс получения  новых знаний весьма продуктивным и  значимым.

       В-третьих, большинству одаренных  присущи большая энергия, целеустремленность  и настойчивость, которые в  сочетании с огромными знаниями  и творческими способностями  позволяют претворять в жизнь  массу интересных и значимых  проектов

     Актуальность темы данной работы состоит в том, что на сегодняшний день проблема выявления и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне семьи стоит очень серьезно и насущно. 

     Цель данной работы: изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме одаренности на основе теоретического анализа научной литературы и систематических данных, выявить способы развития одаренности ребенка в семье. 

     В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Теоретико-методологический анализ литературы  по проблеме одаренности и условиях воспитания одаренных детей в семье.
  2. Изучить особенности воспитания одаренных детей в семье.
  3. Обобщение форм и методов развития одаренности ребенка в семье.

     Гипотеза: глубокое теоретико-методологическое исследование психолого-педагогического феномена одаренности и анализ литературы в значительной степени позволяет найти способы развития одаренности ребенка в семье, чтобы помочь мамам и папам, бабушкам и дедушкам воспитывать одаренных детей, общаться с ними.

     Объект: семейное воспитание одаренных детей.

     Предмет: особенности семейного воспитания в семьях, где растут одаренные дети.

     Методы  исследования: анализ литературных источников, метод независимых характеристик, анкетирование, методы математической статистики.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. 

        I.Одаренность как психолого – педагогический феномен 

    1. Понятие и кризисы одаренности
 

     Различные аспекты проблемы детской одаренности  изучались многими учеными. Исследована природа одаренности (В. Александер, Г. Вебб, Д. Векслер, Дж. Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е. Шафер и др.), определена сущность понятий «одаренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (А. Карне, Н.С. Лейтес, В.И. Панов, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), рассмотрены фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Щадриков и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес  и др.), предложены способы изучения одаренности (А. Бине, Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.).

     В трудах ученых (В.А.  Орлов, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева, В.А. Ясвин и др.) рассмотрены организационно-педагогические основы обучения и воспитания одаренных  детей.

     Теоретический анализ позволяет констатировать, что  одаренность в настоящее время  выступает как комплексная проблема. С педагогической и психологической  точки зрения одаренные дети –  это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или  в среде своей социальной группы. От того, как трактуется понятие  «одаренность», что имеется ввиду, когда ребенка называют одаренным  напрямую зависит эффективность  взаимодействия с такими детьми.

     Обратимся к существующим определениям. Ниже представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие «одаренность».

     Содержание  понятия «одаренность» 

СОДЕРЖАНИЕ АВТОР
высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере  деятельности Большая советская  энциклопедия
результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости Дж. Рензулли
одаренными  и талантливыми детьми можно назвать  тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют  высокие достижения Комитет по образованию  США
индивидуальный  когнитивный. Мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать  высоких результатов  в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные  возможности Немецкие психологи
понятие синтетическое – качественно  своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность  достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности Б.М. Теплов
генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития А.И. Савенков
единство  способностей, обуславливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его  деятельности Т.А. Стефановская
1) качественно  своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение  деятельности; 2) общие способности  или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей  человека, уровень и своеобразие  его деятельности; 3) умственный потенциал,  или интеллект, целостная индивидуальная  характеристика познавательных  возможностей и способностей  к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика  степени выраженности и своеобразия  природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних  условий для выдающихся достижений  в деятельности Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров
 

     Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения – психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического. Выделяют 2 основных вида одаренности:

  1. Общая (интеллектуальная) – проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества.
  2. Специальная – связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (математическая, техническая, музыкальная, изобразительная и т.д.).

   Следует уточнить, что основой всех специальных  способностей являются общие способности. Поэтому общие способности не зря называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности». В настоящее время сложились определенные представления о некоторых видах детской одаренности: общая интеллектуальная, конкретно-предметная или конструктивно-продуктивная, художественная, организаторская, одаренность к лидерству.

   Зарубежные  исследования выделяют сферы проявления одаренности:

  1. Интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, позволяющий успешно решать различные задачи).
  2. Сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний, таких, как математика, чтение, естествознание).
  3. Креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в решении проблем).
  4. Общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером).
  5. Сфера художественной деятельности (интерес к художественным занятиям и получение удовольствия от них, успешность в различных областях искусства, музыки, изобразительной деятельности).
  6. Двигательная сфера (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

   При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают  на следующие особенности одаренных  детей:  более высокая, чем у сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления, наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью, необычайно высокая познавательная активность, насыщаемая потребность в деятельности, ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению, способность к выдающимся достижениям.

Информация о работе Особенности воспитания одаренного ребенка в семье