Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа
Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48
Критический период в развитии воображения совпадает с подростковым возрастом. Здесь воображение преобразуется из субъективного в объективное. Причина этого с физиологической позиции – образование взрослого организма и взрослого мозга, а с психологической – антагонизм между «субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов», т.е. «неустойчивостью и устойчивостью ума». Как и сам критический возраст, воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поиском нового равновесия. Проявления деятельности воображения детского возраста свертываются под влиянием критического отношения к продуктам этой деятельности: большинство подростков перестает рисовать, у них пропадает интерес к наивным играм более раннего возраста, фантастическим сказкам и рассказам. Зато формой деятельности воображения становится литературное творчество – сочинение стихов и рассказов, которое стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, углублением интимной жизни, формированием своего внутреннего мира, и со временем также приходит в упадок под влиянием все того же критического отношения. Таким образом, критическую фазу характеризует подъем и глубокое преобразование воображения.
В критической фазе выделяется два типа воображения: 1) пластическое, или внешнее, которое пользуется данными внешних впечатлений, строит из элементов, заимствованных извне, и 2) эмоциональное, или внутреннее, строящее из элементов, взятых изнутри. Первое можно считать объективным, а второе – субъективным.
Проведенное
нами исследование подтвердило взаимосвязь
умственной деятельности и воображения.
Чем у человека больше умственного опыта,
тем богаче его воображение. Исследование
показало нам, что у большинства подростков,
имеющих хорошую успеваемость в обучении
нет недостатка в воображении, а у школьников,
занимающих удовлетворительную позицию
в успеваемости обучения, воображение
стоит на той же ступеньке, т.е. воображение
имеет низкий уровень. Благодаря полученным
результатам исследования мы знаем, что
может помочь нам повысить уровень воображения
детей.
Стараться все увиденное, услышанное, прочувствованное и обдуманное по мере возможности представлять и закреплять в памяти в виде образов.
Изображать знания, полученную информацию в виде схем, чертежей, условных обозначений, символов и т.п. Привносить в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.
Научиться изображать объемные предметы в различных проекциях или просто умственно представлять себе, как тот или иной предмет выглядит с разных позиций и сторон.
В меру имеющихся способностей пробовать заниматься литературным, техническим и другими видами творчества.
Последовательно выполнить, добившись быстроты и высокого качества, специальные упражнения, направленные на развитие способности образно представлять:
а) выберите какой-нибудь знакомый вам предмет. Внимательно посмотрите на него в течение 20-30 с для того, чтобы хорошо запомнить, как он выглядит. Переведите взор в другую часть комнаты и представьте себе, что этот предмет также переместился туда. Постарайтесь "увидеть" его на новом месте таким, каким вы уже видели его. Если это не удастся сделать сразу, повторите упражнение. Выполните его с двумя-тремя другими, более сложными предметами;
б) взгляните на какой-нибудь предмет, запомните, как он выглядит. Закройте глаза, мысленно поверните предмет на 90° в любую сторону и, не открывая глаз, представьте себе, как этот предмет выглядит под данным углом зрения. Повторите упражнение, мысленно разворачивая данный предмет в разные стороны на 120° и 180°. Повторите это же упражнение с двумя-тремя другими предметами, более сложными;
в) представьте себя не на
том месте, где вы сейчас
расположены, а где-то рядом.
Рассмотрите себя как бы со
стороны. Проделайте это
г) представьте себе, что рядом
с вашим образом, вызванным
благодаря выполнению
д) представьте себе, что оба человеческих образа, которые возникли в вашем воображении при выполнении упражнения г), разговаривают друг с другом, у них меняются голос, выражение лица, положение тела, движения рук. Попробуйте оценить эти изменения.
Необходимо
выполнять следующую серию
а)
после очередного завтрака, обеда
или ужина попытайтесь
б) оказавшись в тишине на некоторое время, например перед сном, вспомните и представьте себе все звуки, которые вы слышали недавно, например в течение последних нескольких минут;
в) вспомните и реально
г) представьте и мысленно
д) попытайтесь представить
Также
для развития воображения в школьную
программу должны быть включены какие-нибудь
новые предметы на развитие воображения,
в ходе которых будут проводиться
методические рекомендации по развитии
воображения, таким образом можно заинтересовать
детей в учебе – повысится успеваемость
обучения, а следовательно и уровень воображения.
Выводы:
Была
изучена психологическая
Подобраны методы диагностики направленные на изучение воображения подростков.
Исследована успеваемость обучения школьников и уровень воображения.
Были
выявлена взаимосвязь между
-чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень воображения.
Список
литературы
1. О.
М.Дьяченко Об основных
2. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. Практикум по общей психологии. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модек» 1996г.
3. О.
М. Дьяченко, А. И. Кириллова.О
некоторых особенностях
4. Л. С.Выгодский Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Л.
С. Выгодский.Проблемы
6. Л. М.Веккер Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
7. З.Н.
Новлянская Почему дети
8. Р.С. Немов.Психология: В 3 т. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, владос, 2002
9. К.Д. Ушинский. История воображения. Собр. Соч.: М.-Л., 1950. – Т.8. – С. 429-441.
10 М.В.Межиева
Развитие творческих
11. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт –М», 2001.
12. Р.
С. Немов Психология: Учебник для
студентов высших
13. Б.П. Никитин Ступеньки творчества и развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
14. Н.Н.
Палагина Воображение на
15. Р.
Г.Натадзе. Воображение как
16. С.Л.
Рубинштейн Основы общей
17. М.И., Меерович, Л.И. Шрагин Теории решения творческих задач – Минск: Харвест, 2003. – 428,/4/ с. – (Библиотека практической психологии).
18. Е.
Е. Туник. Диагностика
19. В. П. Соломин, О. В. Шатровой, Л. А. Михайлов, Т. В. Маликова. Психологическая безопасность. Учебное пособие. «Психологическая безопасность»: Дрофа; М.; 2008 с. 76-77
20. Е.
И. Игнатьев О некоторых
21. О. Н.Никифорова. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
22. Л.
Ю. Субботина Развитие
Приложения
Приложение 1 (Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова)
Приложение 2 (Методика «Исследование творческого воображения» В. П. Соломин, Т. В. Маликова)
Приложение
3 (Методика «Нарисуй что-нибудь» Р.С.
Немова)
\\
Приложение
4
Таблица
оценки результатов по методике Р. С.
Немова «Придумай рассказ»
ФИО | Необычайность
сюжета (баллы) |
Разнообр-е образов
(баллы) |
Детализация образов
(баллы) |
Эмоц-ть образов
(баллы) |
Сумма
баллов, уровень вообр-я |
Онисимов Г. П. | 2 | 0 | 0 | 1 | 3
Низкое вообр-е |
Тамаров А.А. | 0 | 1 | 2 | 2 | 5
Среднее вообр-е |
Маринина Н. И. | 2 | 1 | 2 | 2 | 7
Высокое вообр-е |
Гаврилов Д. Д. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1
Очень низкое Вообр-е |
Платонов А. В. | 2 | 2 | 1 | 2 | 7
Высокое вообр-е |
Митина С. С. | 2 | 0 | 0 | 1 | 3
Низкое вообр-е |
Пичужкина М. С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5
Среднее вообр-е |
Щербакова А. Д. | 2 | 2 | 1 | 2 | 7
Высокое вообр-е |
Совков Н. Н. | 2 | 2 | 0 | 2 | 6
Высокое вообр-е |
Доминина А. И. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1
Очень низкое вообр-е |
Анохина А. Б. | 2 | 1 | 0 | 1 | 4
Среднее вообр-е |
Смирнова Е. В. | 2 | 0 | 0 | 1 | 3
Низкое вообр-е |
Сивков О. К. | 1 | 0 | 0 | 1 | 2
Низкое вообр-е |
Гринев Д.Н. | 1 | 1 | 0 | 1 | 3
Низкое вообр-е |
Белоусова А. В. | 2 | 0 | 0 | 1 | 3
Низкое вообр-е |
Сомохина А. Д. | 0 | 0 | 0 | 1 | 1
Очень низкое вообр-е |
Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста