Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа
Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования
«ОДИНЦОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
ЛЕБЕДЕВА Маргарита Викторовна
Студентка группы П-21 2-го курса очной формы обучения
Специальность
030301.65 «Психология»
ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
по учебной
дисциплине «Общая психология»
Научный руководитель:
Лобза Ольга Валерьевна
К защите _____________________________
«___»______________2011 г.
_________________________О.В. Лобза
(подпись)
Работа защищена
с оценкой ______________________________
«___» _______________2011
г.
________________________
(подпись)
Одинцово
2011
Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия в нашем обществе все чаще возникает проблема воспитания творческой личности. Поэтому возникает необходимость изучения развития творческих процессов, таких как воображение. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития в подростковом возрасте.
Проблемой
воображения в жизни ребенка
занимались практически все психологи,
изучавшие онтогенез
На данный момент в психологической литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся специфики воображения как на разных этапах психического развития человека, так и особенностей воображения у детей подросткового возраста. Решение этого вопроса требует выделения психологических основ формирования и развития воображения. Познание особенностей воображения школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста.
Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.
Предмет исследования. Воображение детей подросткового возраста.
Гипотеза
исследования. Развитие творческого
воображения в подростковом возрасте
зависит от успеваемости обучения в школе.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по теме исследования;
2. Подобрать
пакет диагностических методик,
3. Определить уровень воображения детей подросткового возраста.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Разработать
методические рекомендации, позволяющие
развивать воображение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы:
- дать несколько определений понятию «воображение»
- уточнить
понятия «воображение
Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей воображения подростков.
Методы исследования были подобраны с целью изучения особенностей формирования и развития воображения детей 14-15 лет.
База
исследования. Средняя общеобразовательная
школа № 1997 Южного административного
округа города Москвы района Братеево.
Учащиеся 8 «Б» класса подростки 14-15
лет.
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна
настоящая природа воображения.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Воображение
является основой наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
По
И. Канту и Хайдеггеру воображение
выступает как одна из способностей
души, основа познания и осознания
мира[8]. Очень много известно
о том, какое значение воображение
имеет в жизни человека, как оно влияет
на его психические процессы и состояния
и даже на организм.
Воображение человека выражается:
1) в
построении образа средств и
конечного результата
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
3) в
продуцировании образов,
4) в
создании образов,
Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно.
В
психологическом словаре
«Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [3].
Имея богатое воображение, человек может летать в своих мечтах, жить в разном времени. Прошлое зафиксировано в образах памяти человека, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Любое воображение порождает что-то новое, преобразует то, что дано восприятием. Эти преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, создаст себе картину того, чего в действительности никогда не было. Для исследования воображения необходимо выяснить его особенности. В научной литературе представлено много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [4].
Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [4]
Воображение
выполняет функции
Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и явлений, сложившихся в прошлом опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях. Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.
Таким
образом, воображение – это не
просто разновидность психического
отражения, а психологическое
С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [1].
Можно
сказать, что существенным признаком
воображения считается
Многие исследователи считают, что воображение есть процесс создания новых образов. Эта часть исследователей относит воображение к формам чувственного отражения, другие же считают, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике. Является очевидным, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при единстве чувственного и рационального.
Мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. [10].
Воображение
- это необходимый элемент
Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста