Особенности воображения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)
 

    Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального  образования

«ОДИНЦОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

ЛЕБЕДЕВА  Маргарита Викторовна

Студентка группы П-21 2-го курса очной формы обучения

Специальность 030301.65 «Психология» 

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

по учебной  дисциплине «Общая психология» 

Научный руководитель:

Лобза Ольга  Валерьевна

К защите _____________________________

«___»______________2011 г.

_________________________О.В. Лобза

      (подпись) 

Работа защищена с оценкой   __________________________________________________

«___» _______________2011 г. 

      _________________________ О.В. Лобза 

      (подпись) 
 

Одинцово 2011 

 

Оглавление

 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы. В последние десятилетия в нашем обществе все чаще возникает проблема воспитания творческой личности.  Поэтому возникает необходимость изучения развития творческих процессов, таких как воображение. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития в подростковом возрасте.

     Проблемой воображения в жизни ребенка  занимались практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение  ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Кулагина  ) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с другими психическими процессами.

     На  данный момент в психологической  литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся  специфики воображения как на разных этапах психического развития человека, так и особенностей воображения у детей подросткового возраста. Решение этого вопроса требует выделения психологических основ формирования и развития воображения. Познание особенностей воображения школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового  возраста.

     Цель  исследования. Выявить особенности  воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.

     Объект  исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

     Предмет исследования. Воображение детей подросткового возраста.

     Гипотеза  исследования. Развитие творческого воображения в подростковом возрасте зависит от успеваемости обучения в школе. 
 

     Задачи  исследования: 

1. Проанализировать  психологическую литературу по  теме  исследования;

2. Подобрать  пакет диагностических методик,  определяющих уровень воображения.

3. Определить уровень воображения детей подросткового возраста.

4. Проанализировать  полученные результаты.

5. Разработать  методические рекомендации, позволяющие  развивать воображение. 

     Теоретическая значимость исследования состоит в  том, чтобы:

- дать  несколько определений понятию «воображение»

- уточнить  понятия «воображение подростков»,  определить его структуру, уровень  проявления и механизм  развития;

     Практическая  значимость состоит в экспериментальном  исследовании особенностей воображения  подростков.

     Методы  исследования были подобраны с целью изучения особенностей формирования и развития воображения детей 14-15 лет.

База  исследования. Средняя общеобразовательная школа № 1997 Южного административного округа города Москвы района Братеево.  Учащиеся  8 «Б» класса подростки 14-15 лет. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические  основы проблемы исследования

    1. Понятие воображения
 
 

     Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в  наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

       До сих пор так и неизвестна  настоящая природа воображения.  Ученые не могут объяснить  механизм воображения, его анатомо-физиологическую  основу. Неизвестными остаются такие  факты, как место локализации  воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.

     Возникновение работы воображения  нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной  точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

     Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [8].

     По  И. Канту и Хайдеггеру воображение  выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания  мира[8].  Очень много известно о том, какое значение воображение  имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. 
 
 
 

Воображение человека выражается:

1) в  построении образа средств и  конечного результата предметной  деятельности;

2) в  создании программы поведения,  когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;

3) в  продуцировании образов, которые  не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в  создании образов, соответствующих  описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический  характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие).

Важнейшее назначение воображения в том, что  оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым  ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять  решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно.

     В психологическом словаре воображение  — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. 

     «Философский  словарь» определяет воображение как  «способность создавать новые чувственные  или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [3].

     Имея  богатое воображение, человек может  летать в своих мечтах, жить в  разном времени. Прошлое зафиксировано  в образах памяти человека, а будущее представлено в мечтах и   фантазиях. Любое воображение порождает что-то новое, преобразует то, что дано восприятием. Эти преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, создаст себе картину того, чего в действительности никогда не было. Для исследования воображения необходимо выяснить его особенности. В научной литературе представлено много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

     Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». [4].

     Согласно  Е.И.Игнатьеву, «основной признак  процесса воображения заключается  в преобразовании и переработке  данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [4]

     Воображение выполняет функции программирования  и прогнозирования деятельности субъекта путем создания модели конечного  или промежуточного ее продукта. Это  возможно благодаря предвидению  средств и результатов предметной деятельности. Воображение необходимо для создания программ поведения человека в условиях неопределенности ситуации, для продуцирования образов, заменяющих реальную деятельность, и для создания представлений, соответствующих описаниям объектов или их отдельных свойств.

     Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и  явлений, сложившихся в прошлом  опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях. Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

     Таким образом, воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование  свойств предметов, явлений, отношений. [2]

     С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [1].

     Можно сказать, что существенным признаком  воображения считается способность  субъекта создавать новые образы. Но этого будет мало, потому что  нельзя  будет отличить воображение от мышления. Ведь мышление человека не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

     Многие  исследователи считают, что воображение  есть процесс создания новых образов. Эта часть исследователей относит воображение к формам чувственного отражения, другие же считают, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

     Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике. Является очевидным, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при единстве чувственного и рационального.

     Мы  знаем  очень  много  о том, какое  значение воображение имеет в  жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и  побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению  человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения  и  творчества  людей,  а  какое  значение  эта культура имеет для психического   развития  и  совершенствования  вида  «гомо сапиенс»,  мы  уже достаточно   хорошо   знаем.  Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее.

       От восприятия   воображение   отличается   тем,   что   его   образы   не  всегда  соответствуют   реальности,  в   них  есть  элементы  фантазии,  вымысла.  Если воображение  рисует  сознанию  такие  картины,  которым  ничего  или  мало что соответствует  в  действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме того,  воображение  нацелено на будущее, его именуют мечтой. [10].

     Воображение  - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы  поведения в тех случаях, когда  проблемная ситуация характеризуется  также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. 

Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста