Особенности воображения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     В целом же подростковый возраст во  многом  благоприятен  для  развития творческих  способностей,  но  имеет  в   этом   плане   ряд   специфических особенностей.

     Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве и в раннем подростковом возрасте, постепенно он утрачивает свою яркость и силу. По мнению ряда авторов, это происходит за счет того, что в период обучения эта функция утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить некое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Подросток помещен в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с деятельностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, то есть включение воображения подростка в решение какой-то проблемы, задачи.

     Подростковый  возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя и строит планы своего будущего. Его воображение принимает более критические формы. Он уже не верит в сказочные чудеса. Воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Именно поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства (т. е. тоже полуфантастические).

     Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения и развивающего обучения.

     Таким образом, значение функции творческого  воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

     В чем важность воображения?  Все наши цели рождаются «в голове», в воображении. Если воображение сковано стереотипами, то и мысли стереотипны. Воображение - это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Бурно развивающееся воображение оказывает сильное влияние на формирование личности. В силу специфичности того, что жизнь стала более эмоциональной, подросток чаще всего погружается в какое-то одно значимое переживание, вот тогда особенно сильно проявляется действие законов общего эмоционального знака и эмоциональной реальности воображения. Сущность закона общего эмоционального знака состоит в том, что всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет подростком в данную минуту. Впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящие сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует налицо.

     Закон эмоциональной реальности воображения  проявляется в том, что всякое построение фантазии обычно влияет на чувства, и если это построение и  не способствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим чувством. Из-за процесса перестройки, постепенной дифференциации воображения, представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко могут стать настолько реальными, что подросток непроизвольно пытается  воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах о них, делающих их как будто бы реальными.

     Таким образом, значение функции творческого  воображения подростка в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. 
 

Вывод по 1 главе 

     Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

     Обладая богатым воображением, человек может  «жить» в разное время, что не может  себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано  в образах памяти, произвольно  воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

     В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма  творческого  воображения, как мечта  — образ желаемого будущего.

     Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего. В творческом воображении заложено активное начало для развития личности подростка.

     Образовательная система в целом и учительство, в частности, выполняют жизненно важную функцию помощи и поддержки  при вхождении учащихся в мир  социального опыта. Однако, передача информации от одного поколения к  другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Развитие творческого воображения подростка возможно только в процессе творческой деятельности, в процессе решения проблемно-творческих задач.

ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое  изучение особенностей воображения у детей подросткового возраста.

 

2.1. Организация и  методы исследования 

     Экспериментальная часть исследования осуществлялась в 2011 году на базе Средней  общеобразовательной  школы № 1997 Южного административного  округа города Москвы района Братеево.  В эксперименте принимали участие  16 человек в возрасте 14 – 15  лет 8 «Б» класса. Из них 5 человек – 14 лет, (3 девочки и 2 мальчика) 11 человек – 15 лет, (6 девочек и 5 мальчиков).

     С целью изучения особенностей воображения  у детей подросткового возраста  были использованы следующие методы исследования: 

  • Методика «Придумай рассказ» Р. С. Немов [12]
  • Методика «Исследование творческого воображения» В. П. Соломин,   Т. В. Маликова [19]
  • Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов [12]
 
 

Ниже  приводится описание всех методик и  анализ полученных результатов. 

Методика  «Придумай рассказ» Р. С. Немов 

     Описание. Испытуемому  дается задание придумать и записать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 5 мин. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Инструменты: ручка, лист бумаги. 
 
 

     Оценка  результатов:

Воображение ребенка в данной методике оценивается  по следующим признакам:

Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

Разнообразие  образов, используемых в рассказе.

Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся  в рассказе.

     По  каждому из названных признаков  рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько  в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для  выводов об этом используются следующие критерии.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа  оценивается  так. Если ребенок просто механически  пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ  по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

     По  критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

     Оценка  проработанности и детализации  образов в рассказе  производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в  рассказе  оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на читателя, то рассказ  оценивается в 0 баллов. Если рассказ  удивляет чем-то читателя, то 1 балл. Если сам рассказ достаточно эмоционален и выразителен, то он получает оценку — 2 балла.

Выводы  об уровне развития

  1. баллов      — очень высокий.

     7-6 баллов    — высокий.

     5-4 баллов    — средний.

     3-2 балла     — низкий.

    1-0 - балл       — очень низкий 
 

Методика  «Исследование творческого  воображения» В. П. Соломин, Т. В. Маликова 

     Описание. Применяется для обследования подростков и взрослых.

Данное  исследование можно проводить с  одним человеком и с группой, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений. 

     Цель. Оценка особенностей творческого воображения.

     Материал  и оборудование. Бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

     Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин.

Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста