Особенности воображения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

•        Целеустремленность, настойчивость и импульсивность 

     Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь").

     Стенли  Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в  этот период в личности подростка  сосуществуют прямо противоположные  потребности и черты. Сегодня  девочка-подросток скромно сидит  со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение. [13.]

     Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

     Стремление  к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

     У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к  взрослому.

     Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

     Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

     У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная  группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться. 

    1. Особенности  воображения в  подростковом возрасте.
 

     Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. Они с удовольствием сочиняют стихи и музыку, импровизируют танцы, пытаются решить сложнейшие вопросы науки. Поскольку сензитивный период для развития воображения в этом возрасте сохраняется, постольку функция воображения для своего развития требует постоянного притока новой информации, своего рода «пищи». Поэтому все подростки любят читать и смотреть фантастику, боевики, включающие героев, резко отличающихся от нормального человека, и малореальные обстоятельства .

     Подростковый  возраст изучали такие учёные, как В.И. Андреев, И.Я. Лернер, Ю.А. Полуянов, Л.Ю. Субботина и др.. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

     По  утверждению психолога Л.Ю. Субботиной, развитие воображения  проходит две фазы, связанные с рассудочной деятельностью, где первый период развития охватывает первые 15 лет жизни человека, затем рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие, а воображение, в большинстве случаев, характеризуется падением интенсивности. Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и развиваться при соответствующей организации учебной деятельности.[8]

     Многими психологами (Т.Рибо, Л.Ю. Субботина, В.Г. Крысько и др.) предлагаются разнообразные  способы развития воображения: олицетворение, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типизация, рисование  эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты), основанные на преобразовании элементов действительности, частично применяемые в учебной деятельности. В условиях общеобразовательной школы опыт учащихся расширяется и за счет знаний параллельно изучаемых предметов, следовательно, творческая деятельность, направленная на развитие творческого воображения должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.[4]

     В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма  творческого воображения, как мечта  — образ желаемого будущего. Подросток  мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

     Рассматривая  особенности  подросткового возраста,  в  связи  с  повышением  интеллектуального  развития   подростка ускоряется и развитие  воображения.  Сближаясь  с  теоретическим  мышлением, воображение дает  импульс  к  развитию  творчества  подростков.  Воображение подростка, «конечно,  менее  продуктивно,  чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии  ребенка».

     Существует   две  линий  развития  воображения  в подростковом возрасте. Первая линия  характеризуется стремлением  подростками  к достижению объективного творческого  результата.  Она  присуща  далеко  не всем подросткам,  но  все  они  используют  возможности  своего  творческого воображения, получая удовлетворение  от   самого  процесса фантазирования.[17]

     Направление развития воображения по первой  линии,  ориентированной на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий  как формы воображения у подростков – задача  педагога,  определяющая  развитие  многих важных творческих способностей, таких как способность к переносу  опыта, способность   к   сближению   понятий,   к   гибкости   мышления,   легкости генерирования   идей,   способности   к   предвидению   в   основу   которых исследователь   психологии   творчества  А. Н. Лук  ложил    творческое воображение.[15]

     Развитие  творческих способностей находится  в тесной взаимосвязи с таким  психическим процессом, как воображение. Существенные  изменения  в  развитии воображения у подростков отмечал  и Л.С.Выготский. Он  говорил  о  том,  что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит  в  сферу  фантазии». Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается  у него  в  интимную  сферу,  которая  скрывается  обычно  от  людей,   которая становится   исключительно   субъективной    формой   мышления,    мышления исключительно для себя». Подросток прячет  свои  фантазии  «как  сокровенную тайну и охотнее признается  в своих поступках,  чем обнаруживает  свои фантазии».[11]

     Воображение является главной составляющей креативности личности. Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комфорности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых.. К. Спирмен считал, что этот «сила человеческого ума, создающая новое содержание путём изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Не смотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изображением чего-то нового. [18.]

Изображение чего-то нового является задачей воображения, поэтому мы смело можем говорить что «воображение и креативность – две стороны одной медали».

     В структуре  художественных  творческих  способностей  воображение играет главенствующую роль. Это,  как  мы  упоминали  выше,  выделял А.А. Мелик- Пашаев  в   своей   работе   «Педагогика   искусства   и   творческие способности».[13.]

     Воображение в данном возрасте выходит на новый  уровень развития, теперь оно имеет  более продуктивный характер, чем  в  детстве,  но  всё  таки  чаще всего оно уходит   «в  интимную  сферу»  и  становится  субъективной  формой мышления.  Преодоление  этого,  направление  развития  воображения  по  пути стремления  к  его  продуктивности  –  одна  из  задач педагогики  решающей проблему развития творческих способностей подростка. Главными новообразованиями этого возраста  являются  становление «Я-концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности,  проистекающие  возникающего  в  этом  возрасте    чувства взрослости.  Особенности  становления  и  развития  данных   новообразований определяют  особенности   творческого   процесса   –   его   направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к  творчеству  самого  подростка. Возникновение этих новообразований дают возможность  повысить  эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям,  могущим  возникнуть в  процессе  становления  «Я-концепции»  подростка,  свойственно   негативно влиять  на  развитие  творческих  способностей  путём  снижения   самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.  Типом  ведущей  деятельности  в  данном  возрасте   является   интимно-личностное  общение,  что  определяет характер  индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

     Немецкий  философ и психолог Э.  Шпрангер  в  своем  труде  «Психология  юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст  начала качественного  «врастания  в  культуру».  Ребенок   начинает   усваивать   и принимать   «врастать   психикой»   в   объективный   и  нормативный дух эпохи.[16]  Поэтому  он  утрачивает  столь  характерное  для младшего школьника, как показал анализ работы Левина  В.А.  «Воспитание  творчества», преобладание  более  чистого  восприятия  в  способности  к   «сцеплению   и антисцеплению».[14] Всё  более  начинает  доминировать  способность  к «сцеплению». Несколько  утрачивая  способность  к  «антисцеплению»,  ребенок невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам  зрения.  Это наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры,  которые наименее актуальны для подростка и в которых он наименее  склонен к поиску собственных идей.

     Из  противоречий возникающих в этом  возрасте  и влияющих  на  развитие творческих способностей стремление подростков к социальной мимикрии и в то же  время желание выделится в группе  сверстников.   Последствия   этого противоречия  снижают   эффективность   организации   педагогом   творческой деятельности учащихся.

Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста