Особенности воображения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     Интерпретация результатов:  

Шкала оценки творчества 

Пункт Характеристика

Составленного предложения

Оценка предложения

(балл)

а В предложении  использованы все три слова в  остроумной и оригинальной комбинации 6
б В предложении  использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации 5
в В предложении  использованы все три слова в  обычной комбинации 4
г Заданные три  слова использованы с менее необходимой, но логически допустимой комбинации 3
д Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи 2
е Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение 1
ж Задача правильно  понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трёх слов или использует их с искажением 0,5
з Предложение представляет собой бессмысленное объединение  всех трёх слов 0
 
 

     Если  испытуемый придумал очень похожие  друг на друга предложения с повторением  темы, то второе и все последующие  предложения этого типа оцениваются  в 1/2 начального балла.

 Каждое  придуманное предложение оценивается  по таблице «Шкала оценки творчества»,  потом эти баллы складываются. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность  творческой деятельности. От 40-60 баллов  – очень хороший показатель  творчества, От 30– 40 – хороший показатель творчества, 10 – 30 – плохой показатель творчества, 0 – 10 – очень плохой показатель творчества. 
 
 

  Методика «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немов 

     Описание. Испытуемому дается лист бумаги, набор карандашей и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. Цель: определить уровень развития воображения. Инструменты: Лист бумаги, карандаши.

     Оценка  результатов:

Оценка  рисунка ребенка производится в  баллах по следующим критериям:

10 баллов  — ребенок за отведенное время  придумал и нарисовал нечто  оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов  — ребенок придумал и нарисовал  что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и  красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов  — ребенок придумал и нарисовал  нечто такое, что в целом  является не новым, но несет  в себе явные элементы творческой  фантазии и оказывает на зрителя  определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла  — ребенок нарисовал нечто  очень простое, неоригинальное, причем  на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

0-2 балла  — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

     Выводы  об уровне развития

10 баллов      — очень высокий.

8-9 баллов    — высокий.

5-7 баллов    — средний.

3-4 балла      — низкий.

0-2 балла      — очень низкий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

2.2 Результаты изучения  особенностей воображения детей подросткового возраста.

 

     Основной  задачей экспериментального исследования было изучение воображения у детей  подросткового возраста.

Результаты  уровня воображения  по методике Р.С. Немова «Придумай рассказ» 
 

 

Рис.1 Диаграмма  уровня воображения детей подросткового  возраста по методике Р.С. Немова «Придумай  рассказ» 

     Вывод: Из проведенной обработки результатов по этой методике, можно говорить о среднем уровне воображения подростков. У 37,5% превалирует низкое воображение, у 25%  – высокое воображение, у  18,75 - очень низкое воображение и у оставшихся 18,75% - среднее воображение.   По результатам этой методики средний балл уровня воображения близится к 4, что означает средний уровень воображения 8 «Б» класса. 

Результаты  творческого воображения  по методике «Исследование  творческого воображения» В. П. Соломин, Т. В. Маликова 

 

Рис.2 Диаграмма  уровня творческого воображения  у детей подросткового возраста по методике «Исследование творческого воображения» В. П. Соломин, Т. В. Маликова 

     Вывод:  Эта методика подтверждает показатель воображения ниже среднего. У 6,25 % - хороший показатель творчества, у 25% - очень плохой показатель творчества, у 31,25% - очень хороший показатель творчества и у 37,5% - плохой показатель творчества. По результатам этой методики средний показатель творчества является 28,5, что означает плохой показатель творчества. 

Результаты  уровня воображения  по методике «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немова.

 

Рис.3 Диаграмма  уровня воображения у детей подросткового  возраста по методике Р.С. Немова «Нарисуй что-нибудь» 

     Вывод: По результатам этой методики у 18,75% - очень высокое воображение, у 37,5% - низкое воображение, у 25% - среднее воображение, у 18,75%  - высокое воображение. Средний показатель воображения по формуле является 6,85, что означает средний показатель творчества. 

     По  результатам проведенных методик 2/3 школьников 8 «Б» имеют средний уровень воображения и 1/3 школьников  имеет плохое воображение. 
 

       

Рис.4 Пирамида уровня воображения детей подросткового возраста по проведенным методикам. 
 

Уровень успеваемости в обучении. 

Рис.5 Диаграмма уровня успеваемости в обучении исследуемых подростков. 
 
 
 
 
 
 
 

     Соотношение уровня воображения  с успеваемостью  в учебе. 
 
 

Рис.6 Процентное соотношение уровня воображения  с успеваемостью в учебе. 

     Вывод: У 75% обучающихся уровень воображения совпадает с уровнем успеваемости в обучении, из чего следует, что в большинстве случаев уровень воображения зависит от уровня успеваемости в обучении. Таким образом, гипотеза поставленная нами в начале исследования подтвердилась:

Развитие  творческого воображения в подростковом возрасте зависит от успеваемости обучения в школе. 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по 2 главе 

     В подростковом возрасте усиливается  независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы  внешнему воздействию со стороны родителей и учителей. В период отрочества повышается внимание ребёнка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию, самовоспитанию.

     В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации  обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических  действий подростки и юноши должны уметь отличать существенные от несущественных свойств, предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо  использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения.

     По  мере формирования теоретического мышления подросток всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно  переходить от единичного через особенное  к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Подросток, не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение   в действительность.

     В результате исследования нами было выявлено, что дети подросткового возраста имеют средний уровень воображения, что огорчает, поскольку действительно в последнее время остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Нами, также было замечено, что уровень воображения зависит от уровня успеваемости в школе, что дает нам возможность развивать воображение школьников. 

Заключение 

     Существует  мнение, что у детей воображение богаче, чем у   взрослого, и что по мере развития сила фантазии и   воображение   идут на убыль. Этому послужили следующие представления: детская фантазия нетребовательна и неприхотлива, в отличие от фантазии взрослого; дети больше живут в фантастическом мире, ему свойственна любовь к сказкам, преувеличение и искажение реального опыта.

     Однако, известно, что опыт ребенка беднее, его интересы проще, элементарнее, отношения  со средой не имеют той сложности, тонкости и многообразия, как   у   взрослого.

     Воображение   начинает созревать по мере приближения  к зрелости: в   подростковом возрасте соединяются мощный подъем воображения   и начало созревания фантазии. Выготский  говорит о том, что существует тесная связь между половым созреванием и развитием   воображения.   У     подростка   подытоживается его накопленный опыт, вызревают постоянные интересы, получает окончательное оформление деятельность его   воображения   на фоне общего созревания.[4]

     В детском возрасте развитие   воображения  и развитие рассудка очень расходятся, и именно независимость детского   воображения   от деятельности рассудка и является выражением бедности фантазии ребенка. Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый, он доверяет продуктам своего   воображения   и меньше их контролирует,   у   него беднее характер комбинаций элементов действительности, их качество и разнообразие.   У   ребенка   есть   только две формы связи   воображения   с реальностью: реальность элементов и реальность эмоциональной основы   воображения. Остальные формы развиваются только с годами.

     Переломным  моментом в развитии воображения  является   подростковый возраст, после которого воображение   и рассудок тесно соединяются. Деятельность воображения приспосабливается  к рациональным условиям и становится смешанным. Однако у многих творческое     воображение   приходит в упадок под воздействием «прозы жизни», но оно не исчезает совершенно, а делается случайностью.

Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста