Особенности воображения детей подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности воображения подростков и дать рекомендации по развитию и совершенствованию воображения у детей подросткового возраста.
Объект исследования. Психологические особенности воображения ребёнка-подростка.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1 Понятие воображения 5
1.2. Психологические особенности воображения в подростковом возрасте 16
1.3. Особенности воображения в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. Экспериментально-психологическое изучение особенностей воображения детей подросткового возраста 28
2.1 Организация и методы исследования 28
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немова 28
Методика "Исследование творческого воображения" В. П. Соломин, Т.В. Маликова……………………………………………………………………………….… 30
Методика " Нарисуй что-нибудь" Р.С. Немова………………………………….32
2.2 Результаты изучения особенностей воображения детей подросткового возраста 34
Результаты по методике «Придумай рассказ» Р.С. Немова 34
Результаты по методике «Исследование творческого воображения» В.П. Соломин, Т.В. Маликова 35
Результаты по методике «Нарисуй-что нибудь» Р.С. Немова 36
Уровень успеваемости школьников…………………………………………....38
Соотношение успеваемости и уровня воображения 39
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения 44
Выводы 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     По  мнению Э.В. Ильенкова сущность воображения  заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. [10]. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.  [15].

     Воображение – особая  форма человеческой  психики, стоящая отдельно от остальных  психических  процессов  и  вместе  с  тем  занимающая промежуточное  положение  между  восприятием,  мышлением  и  памятью.  Специфика  этой  формы психического  процесса  состоит  в  том, что воображение, вероятно, характерно только  для  человека  и  странным  образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.  Последнее  означает,  что  ни  в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный  и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно  воображение,  желание  его  понять  и  объяснить  привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.[4].

     Процесс воображения чрезвычайно сложен, и о настоящем удостоверяет тот  факт, что и до сих пор нет  его удовлетворительного определения. Г. Эрдман понимал под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения. [12].

     Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит  к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [ Цит.,17].

     В современной психологии чаще всего  воображением называют процесс создания человеком на основе ее предыдущего  опыта образов объектов, которых  она непосредственно не воспринимала и не воспринимает. Или: воображение - это необходимый  элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Первое из определений является более четким и более лаконичным.

     В зарубежной психологии существует несколько  точек зрения на воображение. Концепция  одних идеалистов  сводится к  тому, что утверждается полная спонтанность воображения, независимость от действительности. Такой взгляд является принципиально не верным. В действительности воображение человека детерминировано объективной действительностью и направленная на ее отображение.

     Представители ассоциативной психологии В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести фантазию к другим психическим процессам или их комбинации. При этом она теряла свою самостоятельность, и в одних случаях ее рассматривали как комбинацию понимания и воли, а в других как комбинацию восприятия, памяти и интеллекта. [7].

     Для «старой» психологии, в которой чаще всего все виды психической деятельности человека рассматривались как известные  ассоциативные комбинации прежде накопленных  впечатлений проблема воображения  была неразрешимой загадкой. Старая психология должна была сводить воображение к другим функциям, потому что самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.  Следовательно, для ассоциативной психологии, которая рассматривала всякую деятельность как комбинирование уже бывших в сознании элементов и образов, воображение должно было быть неразрешимой загадкой. [5]

     Известно, что «старая» психология пыталась обойти эту загадку путем сведения воображения  к другим психическим функциям.

     Т. Рябо рассматривает два  вида воображения, выделяя воспроизводящее воображение и творческое, или воссоздающее воображение.

     Воспроизводящее воображение та же самая память. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим  в сознании ряд образов, пережитых  нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет. Такая деятельность памяти, которая состоит в возникновении в сознании прежде пережитых образов и не связана с непосредственным актуальным поводом для их воспроизведения, называлась старыми психологами воображением.

     Различая  эту форму воображения от памяти в истинном смысле слова, психологи  говорили так: «Если я, видя сейчас какой-нибудь пейзаж, вспоминаю другой, похожий  пейзаж, который я когда-то видел, видел где-то в другой стране, то это деятельность памяти, потому что наличный образ, наличный пейзаж вызывает во мне пережитый образ. Это обычное движение ассоциаций, которое лежит в основе функций памяти. Но если я, погруженный в собственное раздумье и мечты, не видя никакого пейзажа, воспроизвожу в памяти пейзаж, который видел когда-то, то эта деятельность будет отличаться от деятельности памяти тем, что непосредственным толчком для нее служит не наличие вызывающих ее впечатлений, а какие-то другие процессы» [5].

     Иначе говоря, эти психологи нащупали верную мысль, что деятельность воображения даже  тогда,   когда   оно   оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

     Однако  здесь психологи наталкиваются  на следующее обстоятельство: вспоминаю ли я прежний пейзаж, глядя на настоящий, или же я вспоминаю его, когда в голове у меня промелькнуло слово — название местности, напомнившее мне пейзаж, который я видел, от этого дело по существу не меняется. Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность. Сама же деятельность в обоих случаях оказывается очень сходной, потому что, если стоять на точке зрения атомистической психологии, которая из элементов создает сложные формы деятельности, нет другого пути для объяснения деятельности воображения, как предположение о том, что какое-то наличие образов вызывает ассоциированные с ними образы. При таком подходе проблема воспроизводящего воображения целиком сливалась с проблемой памяти: она рассматривалась как одна из функций памяти – среди  многих других ее функций. [5].

     Труднее обстояло дело с тем видом деятельности, который психологи называют творческим воображением. Здесь на первый план выдвигается отличие, а именно присущие воображению моменты создания новых образов, которых не было в сознании, не было в прошлом опыте. Возникновение новых творческих образов ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. При творческом воображении появляются новые комбинации из этих элементов, которые сами не являются новыми. Это основной закон воображения с точки зрения старой психологии, выразителями которой были В. Вундт и Т. Рибо, говорившие, что воображение способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно создать ни одного нового элемента. [5].

     Вопрос  о природе воображения, как чрезвычайно  важный свелся к вопросу о его  первичности.

     Воображение действует без заметного детерминизма; по этой именно причине ему и приписывают самопроизвольность. Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону; оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

     Творческое  воображение в своем развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах. Эта формула есть лишь краткое выражение опыта, а потому ее нужно оправдать и объяснить именно опытом. Для этого мы должны заимствовать факты из двух различных источников. Одним будет развитие личности, где наблюдения всего вернее, яснее и удобнее; вторым – развитие вида (или историческое), в силу допущенного начала, что филогенез и онтогенез, вообще, идут согласно между собою.

     Первый  период. Это – возраст, с которого начинается проявление воображения. Как  правило, он начинается с трех лет, охватывает детство, отрочество, юность и продолжается. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

     Второй  период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности. Этот момент кризиса  можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. Физиологисческие причины – образование взрослого организма и взрослого мозга; психологические – антагонизм между чистою субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, или другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума.

     Третий  период. Окончательный период; воображениеделается  рассудительным, подчиняется рассудку.

     У некоторых людей воображение, хотя и сильное, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму. Это продолжающееся детское состояние воображения, вообще представляющее аномалию, производит скорее смешные диковины, чем творения.

     Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

     Творческое  воображение  – это  психическая  деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение - способность творчески мыслить. Так же воображение - это умение фантазировать, мысленно представлять. В чем важность воображения?  Все наши цели рождаются «в голове», в воображении. Если воображение сковано стереотипами, то и мысли стереотипны. Воображение - это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Поэтому воображение это то, без чего жить невозможно. [5] 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Психологические  особенности воображения  в подростковом  возрасте 

     Подростковый  возраст является самым  долгим переходным периодом, который характеризуется рядом физических изменений. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст  — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь»[6,с.400].

     Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового  комплекса".

     Проявления  «подросткового комплекса»:

•        крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

•  внимательность порой уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

•        чувствительность к оценке посторонних  своей внешности 

     Суть  «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды

     Причина психологических трудностей связана  с половым созреванием, это неравномерное  развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. 

Для подростков характерно:

•        Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется  ранимостью и неуверенностью в себе;

•        Романтические настроения нередко  граничат с цинизмом, расчетливостью;

•        Неустойчивость может смениться  апатией, отсутствие стремлений и желаний  что-либо делать,

•        Нежность, ласковость бывают на фоне недетской  жестокости.

•        Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

•        Развязность в поведении порой  сочетается с застенчивостью;

Информация о работе Особенности воображения детей подросткового возраста