Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа
Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37
Контрольная группа.
Ф. И. ребенка |
Результаты тестирования по уровням | |||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
Итог | |
1. Балясный А. |
В |
С |
С |
В |
2. Попова Р. |
С |
С |
Н |
С |
3. Аракелов В. |
В |
С |
С |
С |
4. Солодовникова С. |
С |
С |
Н |
Н |
5. Филиппова С. |
В |
В |
С |
В |
6. Фоменко О. |
В |
С |
С |
С |
7. Никитин Н. |
С |
С |
С |
С |
8. Овчарова С. |
С |
С |
В |
С |
Тест 1 однозначно показал высокий уровень у всех детей экспериментальной группы. Дети безошибочно расселили всех животных по домикам, сопровождая этот процесс комментариями, например, Валера К. все картинки говорит: "Ну, конечно, здесь есть вот птички, их надо в один домик поселить. А вот это корова, и кот, и овца - их в другой - это домашние животные. Медведя с оленем и ёжиком надо отдельно - это же дикие животные. Правильно?".
В контрольной группе, где дети не обучались приёму классификации, всё-таки допускались ошибки. Группу птиц все дети отделяли сразу. А вот группу животных делили по-разному, например, Дима С. разместил кота, медведя и ежа в один домик, а оленя, овцу и корову -в другую. На вопрос, почему он их так расселил, ответил: "Корова, овца и олень траву едят, а кот и медведь - не едят".
Из этого нужно сделать
вывод, что детей нужно
Анализ теста 2 - показал, что дети экспериментальной группы повысили уровень памяти почти на 44%. Из этого следует, что развитие логической памяти, даже используя только приём классификации, улучшает процессы зрительной памяти.
Результаты изменений развития памяти детей контрольной группы практически не изменились.
Подводя итог анализа опытно-
Развивая вовремя все психические процессы у детей, мы можем качественно подготовить их к школьному обучению. А если бы воспитатели уделяли больше внимания индивидуальной работе, особенно с детьми низкого уровня развития, используя на практике игровые методы и приёмы, то можно с уверенностью сказать, что к началу обучения в школе этих детей было бы намного меньше, а может быть и вообще не было, потому что каждый нормальный ребёнок без аномальных отклонений вполне обучаем, нужно только обязательно найти к нему особый, индивидуальный подход, но, нужно отметить, что на самом деле не все воспитатели достаточно образованы, чтобы найти подход к так называемым "трудновоспитуемым" детям. Поэтому очень хорошо, что практически в каждом детском саду открыли ставку психолога. Это повышает шансы таких детей достичь по крайней мере среднего уровня развития, а значит, быть подготовленным к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе составления данной экспериментальной работы нами была изучена психолого-педагогическая литература ведущих отечественных учёных и специалистов в области педагогики и психологии на современном этапе. Знакомясь с материалами, касающимися такого важного психического процесса как память, нами была выяснена её огромная роль в жизни человека, особенно ребёнка. Как и когда развивать процессы памяти и с помощью каких методов и приёмов, как правильно проводить диагностику - всё это доступно изложено в данной литературе.
После углубленного изучения психолого-педагогической литературы нами были определены исходные уровни развития памяти детей с помощью психо-диагностических методик. Выявление исходного уровня даёт нам возможность в дальнейшем (после обучения детей) сравнить результаты и выяснить, насколько эффективна данная методика формирования у дошкольников умения пользоваться классификацией материала как приёмом запоминания.
Нужно отметить, что овладевая любым способом запоминания, ребёнок учится выделять цель запомнить-вспомнить и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти.
Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определённым изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствуют успешному овладению более сложным способом запоминания - смысловой группировкой, с которой дети неизбежно встречаются в школе.
Процессы классификации и смысловой группировки имеют много общего по составу входящих в них операций, и те затруднения, которые встречаются у младших школьников при решении ими познавательных и мнемических задач, во многом являются результатом недостаточного внимания в детском саду вопросам обучения дошкольников способам логического запоминания.
Используя возможности развития мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед ними школьное обучение.
Формирование классификации как умственного действия у детей старшего дошкольного возраста происходит довольно успешно.
В процессе классификации старшие дошкольники проявляют большую самостоятельность и меньше нуждаются в организации их деятельности со стороны взрослых.
Более отчётливо выражается и мнемическая направленность у шестилетних детей. Они чаще используют повторение, как для лучшего запоминания названий групп, так и для запоминания их элементов.
Для детей этого возраста
характерны собранность и
Дети старшего дошкольного возраста успешно овладевают классификацией как умственным действием с опережающим словесным обобщением, благодаря чему у них появляется возможность использовать классификацию в качестве способа логического запоминания.
Формирование у дошкольников способов логического запоминания является одним из условий их подготовки к школе.
Достижение учебной задачи предполагает развитие у ребёнка первоначальных умений управлять своим поведением и своими психическими процессами. Возникающая произвольность поведения означает, что ребёнок учится выполнять указания взрослых, делать то, что надо, а не то, что хочется. Учебная деятельность требует умений быть внимательным, управлять своим восприятием, памятью, мышлением.
Овладевая познавательными, мнемическими действиями, ребёнок становится более умелым, уверенным в себе; у него сформируется самоконтроль, самостоятельность в поведении и деятельности, развиваются способности.
После обучения детей приёму
классификации, нами был проведён качественный
и количественный анализ результатов,
где проводилось сравнение
Конечно, существенные изменения в психике детей происходят в школьные годы, но многое зависит от того, как развивался ребёнок в дошкольном возрасте. Это имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте