Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ память ЕГИЗАРЬЯНЦ.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Контрольная группа.                                                                                 Таблица 4.

Ф. И. ребенка

Результаты тестирования по уровням

№ 1

№ 2

№ 3

Итог

1. Балясный А.

В

С

С

В

2. Попова Р.

С

С

Н

С

3. Аракелов В.

В

С

С

С

4. Солодовникова С.

С

С

Н

Н

5. Филиппова С.

В

В

С

В

6. Фоменко О.

В

С

С

С

7. Никитин Н.

С

С

С

С

8. Овчарова С.

С

С

В

С


 

Тест 1  однозначно показал высокий уровень у всех детей экспериментальной группы. Дети безошибочно расселили всех животных по домикам, сопровождая этот процесс комментариями, например, Валера К. все картинки говорит: "Ну, конечно, здесь есть вот птички, их надо в один домик поселить. А вот это корова, и кот, и овца - их в другой - это домашние животные. Медведя с оленем и ёжиком надо отдельно - это же дикие животные. Правильно?".

В контрольной группе, где  дети не обучались приёму классификации, всё-таки допускались ошибки. Группу птиц все дети отделяли сразу. А вот  группу животных делили по-разному, например, Дима С. разместил кота, медведя и ежа в один домик, а оленя, овцу и корову -в другую. На вопрос, почему он их так расселил, ответил: "Корова, овца и олень траву едят, а кот и медведь - не едят".

Из этого нужно сделать  вывод, что детей нужно целенаправленно  обучать приему классификации. Только в этом случае они смогут распределять предметы в группах по существенным, главным признакам, т.е. обучать детей классификации как познавательному действию.

Анализ  теста   2 -  показал, что дети экспериментальной группы повысили уровень памяти почти на 44%. Из этого следует, что развитие логической памяти, даже используя только приём классификации, улучшает процессы зрительной памяти.

Результаты изменений  развития памяти детей контрольной  группы практически не изменились.

Подводя итог анализа опытно-экспериментальной  работы, отметим, что обучение детей  приёму классификации повлияло на развитие логической и других видов памяти. Это говорит о том, что развитие этого жизненно необходимого для всего человечества психического процесса следует начинать ещё в дошкольном возрасте, используя доступные для разновозрастных групп методы и приёмы.

Развивая вовремя все  психические процессы у детей, мы можем качественно подготовить их к школьному обучению. А если бы воспитатели уделяли больше внимания индивидуальной работе, особенно с детьми низкого уровня развития, используя на практике игровые методы и приёмы, то можно с уверенностью сказать, что к началу обучения в школе этих детей было бы намного меньше, а может быть и вообще не было,  потому что каждый нормальный ребёнок без аномальных отклонений вполне обучаем, нужно только обязательно найти к нему особый, индивидуальный подход, но, нужно отметить, что на самом деле не все воспитатели достаточно образованы, чтобы найти подход к так называемым "трудновоспитуемым" детям. Поэтому очень хорошо, что практически в каждом детском саду открыли ставку психолога. Это повышает шансы таких детей достичь по крайней мере среднего уровня развития, а значит,  быть подготовленным к школьному обучению.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе составления данной экспериментальной работы нами была изучена психолого-педагогическая литература ведущих отечественных учёных и специалистов в области педагогики и психологии на современном этапе. Знакомясь с материалами, касающимися такого важного психического процесса как память, нами была выяснена её огромная роль в жизни человека, особенно ребёнка. Как и когда развивать процессы памяти и с помощью каких методов и приёмов, как правильно проводить диагностику - всё это доступно изложено в данной литературе.

После углубленного изучения психолого-педагогической литературы нами были определены исходные уровни развития памяти детей с помощью  психо-диагностических методик. Выявление  исходного уровня даёт нам возможность  в дальнейшем (после обучения детей) сравнить результаты и выяснить, насколько  эффективна данная методика формирования у дошкольников умения пользоваться классификацией материала как приёмом запоминания.

Нужно отметить, что овладевая  любым способом запоминания, ребёнок учится выделять цель запомнить-вспомнить и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти.

Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определённым изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствуют успешному овладению более сложным способом запоминания - смысловой группировкой, с которой дети неизбежно встречаются в школе.

Процессы классификации  и смысловой группировки имеют  много общего по составу входящих в них операций, и те затруднения, которые встречаются у младших школьников при решении ими познавательных и мнемических задач, во многом являются результатом недостаточного внимания в детском саду вопросам обучения дошкольников способам логического запоминания.

Используя возможности развития мышления и памяти дошкольников, можно  более успешно готовить детей  к решению тех задач, которые  ставит перед ними школьное обучение.

Формирование классификации  как умственного действия у детей  старшего дошкольного возраста происходит довольно успешно.

В процессе классификации  старшие дошкольники проявляют  большую самостоятельность и  меньше нуждаются в организации  их деятельности со стороны взрослых.

Более отчётливо выражается и мнемическая направленность у  шестилетних детей. Они чаще используют повторение, как для лучшего запоминания названий групп, так и для запоминания их элементов.

Для детей этого возраста характерны собранность и сосредоточенность во время выполнения задания на запоминание, отношение к ним как к серьёзной учебной деятельности, более ярко выражено стремление запомнить и вспомнить предложенный материал. Старшие дошкольники легко запоминают названия выделенных групп и оперируют ими при воспроизведении. Значительно чаще они самостоятельно употребляют названия групп в процессе воспроизведения и с большей лёгкостью к свободой опираются на них в своей деятельности.

Дети старшего дошкольного  возраста успешно овладевают классификацией как умственным действием с опережающим словесным обобщением, благодаря чему у них появляется возможность использовать классификацию в качестве способа логического запоминания.

Формирование у дошкольников способов логического запоминания  является одним из условий их подготовки к школе.

Достижение учебной задачи предполагает развитие у ребёнка  первоначальных умений управлять своим поведением и своими психическими процессами. Возникающая произвольность поведения означает, что ребёнок учится выполнять указания взрослых, делать то, что надо, а не то, что хочется. Учебная деятельность требует умений быть внимательным, управлять своим восприятием, памятью, мышлением.

Овладевая познавательными, мнемическими действиями, ребёнок становится более умелым, уверенным в себе; у него сформируется самоконтроль, самостоятельность в поведении и деятельности, развиваются способности.

После обучения детей приёму классификации, нами был проведён качественный и количественный анализ результатов, где проводилось сравнение результатов  экспериментальной группы с результатами контрольной, а также выявление эффективности методики обучения детей старшего дошкольного возраста приёму классификации в целях развития логической памяти. Здесь были отмечены положительные результаты игровых методов обучения, а также влияние систематического и планомерного обучения детей данному приёму.

Конечно, существенные изменения  в психике детей происходят в  школьные годы, но многое зависит от того, как развивался ребёнок в  дошкольном возрасте. Это имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного  формирования личности школьника.

 

литература.

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя: игры и тесты для детей 5-7 лет - Харьков, 1997.
  2. Белоус А.Н. Соотношение приёмов логического запоминания у детей дошкольного возраста. - Автореф. дис..канд. психол.наук. – Минск, 1986.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
  4. Болотина Л.Р., Комарова Т.О.. Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М., 1997.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.» 1991.
  6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Под ред. и со вступ. статьёй А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. - М., АПИ РСФСР, 1956.
  7. Голубева Л. Р. Влияние обучения на развитие у детей 6-7 лет умений обобщать и классифицировать. - Учёные записки кафедры дошкольной педагогики пединститута им. Герцена, т. 319, Л., 1967.
  8. Детская психология. Под ред. Венгер Л.А. - М., 1985.
  9. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М., 1981.
  10. Житникова Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников. - Автореф. дис. ...канд. пед.наук (по психологии). - М., 1996. - 19 с.
  11. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет.сада. - 3-е изд.. до..- М.: Просвещение, 1985 - с. 96.
  12. Захарюта Н.В. Особенности развития памяти у детей-дошкольников.-Армавир, 1996.
  13. Захарюта Н.В. Формирование логической памяти у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону, 1996.
  14. Истомина З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Автореф. дис. доктор психол. наук. - М., 1975.
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.. 1997.
  16. Куприянова Н.Б.» Федосеева Т.И. Игры и занятия с детьми до 3-х лет. - М., 1965.
  17. Леонтьев А.И. Развитие памяти. - М.» 1931.
  18. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. - М.» 1986.
  19. Общая психология (курс лекций). Сост. Рогов Е.И. - М., 1995.
  20. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений./ Красицкая Г.С., Борщанская Б.Р.» Ненашева Л.А., Семушкина Л.Г. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр "Академия", 1998.
  21. Радина Е.И. Дидактические в организации детской жиз^и игры и педагогическое руководство ими. - В кн. Роль игрц в\детском саду. М., 1961. с. 63.
  22. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина Ф.А. Пособие для воспитателя детского сада. - М.; Просвещение, 1976.
  23. Смирнов А.А. Введение. - В кн.: "Развитие логической памяти у детей. - М.: Педагогика, 1976.
  24. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду.-М.; 1962, с. 47.
  25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений, - 2-е изд. - М., 1997.

 


Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте