Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа
Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую
игру в воспитательно-
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями (за правильный ответ ребёнок получает фишку и пр.) Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего». Так любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Бондаренко А. К. предлагает нам методику организации дидактических игр. Она считает, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и
правил игры. При этом воспитатель
обращает внимание на
- показ игровых действий,
в процессе которого
- определение роли воспитателя
в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или
.- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
По совету Бондаренко А. К. рассмотрим подробнее некоторые приёмы и методы руководства дидактической игрой.
Игра становится методом
обучения и принимает форму
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры, её ход. В этот же период темп игры, естественно, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается, темп игры снова замедляется.
Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, Рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант и т. д. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплотиться, выполнить смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят бодрое настроение. Игра не терпит скуки, принуждения.
Таким образом, мы выяснили, что дидактическая игра имеет свою структуру и методику, является развивающей игрой, так как выступает и как средство всестороннего воспитания ребёнка, поэтому её вполне можно использовать при обучении детей одному из сложных приёмов логической памяти – классификации.
Внимательно изучив психолого-педагогическую литературу, особенно работы известного психолога Житниковой Л. М. ([12], [13]) нами был составлен план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также разработана программа обучения детей классификации с помощью дидактических игр, которая была рассчитана на три месяца. Каждый месяц разбивался пополам на 2 недели, которые содержали ряд определённых задач, которых нужно достигнуть за этот срок.
Так, 1 – 2 неделя февраля месяца включала в себя следующие задачи:
Исходя из содержания задач, были подобраны соответствующие им дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в коробочке?», «Кто в домике живёт?», «Посмотрим, что у нас есть», «Нам прислали подарки».
3 - 4 неделя февраля включала в себя такие задачи:
- привлечение детей к
группировке объектов под
- упражнение детей в
отнесении единичного к
1 – 2 неделя марта месяца
содержала в себе ряд
- учить осуществлять
- ввести в обучение
различные словесные игры, где
дети должны действовать в
форме внешней речи, опираясь
на имеющиеся у них знания.
К данным задачам были
3 – 4 неделя марта месяца включала в себя следующие задачи:
- научить детей находить те общие признаки, по которым предметы могут быть отнесены к одной группе, т. е. научить их операциям самостоятельного обобщения и обозначения;
- побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий.
Этот период был разделён по неделям: 3 неделя включала в себя задачи на упражнение детей в действии с наглядным материалом. Для этого были использованы такие игры; как: «Найди, что подходит», «Дай, что подходит», «Четвёртый лишний», «Узнай, что в мешочке», «Назови одним словом», »Наведи порядок» [28, 35, 46]; «Найди и принеси», «Разведчики», «Не ошибись», «Не зевай», «Каждую птицу на своё место» [51, с. 22], «Кто быстрее наведёт порядок», «Кто больше» и т. п. [7]. 4 неделя была предназначена для упражнений детей группировке с помощью словесных игр: «Назови одним словом» [1, с. 170], «Назови, что знаешь», «Продолжай», «Что это?», «Не ошибись», «Раз-два!», «Охотник» [5, с.134], «Лишнее слово» [39, с. 39], «Я знаю...» [1, с. 166]. 1 – 2 недели апреля месяца тоже содержали сложную задачу: обучать детей классификации как речевому и умственному действиям. На этот период были подобраны следующие игры: «Кто быстрее назовёт одним словом», «Называй – не повторяй», «Какую группу мы спрятали?», «Отгадай, какую группу взял Петрушка», «Спрячем группу», «Магазин», «Наведи порядок», «Путешествие» [28, 35, 38 и др.]. 3 – 4 неделя апреля месяца заключает в себе основной этап – обучение детей классификации как способу логического запоминания. В него были включены следующие задачи:
- учить создавать целостные образы группы, для обозначения которых ребёнок должен употреблять родовое название;
- учить умению группировать картинки в уме. Для этого использовались такие игры, как: «Какой группы не стало?», «Чего не стало?», «Какая группа прибавилась?», «Что изменилось?», «Какая группа исчезла?» [1, с. 226], «Убавилось или прибавилось» [1, с. 227].
На этом и заканчивается курс обучения детей классификации как одному из способов логической памяти детей. Нужно отметить, что игры проводились три раза в неделю и дополнительно один раз с детьми низкого уровня развития.
Как отмечают Болотник Л. Р. и др. [4, с.139], обучение в детском саду может осуществляться в дидактических играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части занятия. Игровая форма облегчает детям усвоение материала. Они с удовольствием выполняют те действия, с помощью которых осуществляется игра и решается игровая задача, она же (игра) содержит учебную, интеллектуальную и практическую задачи.
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте