Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ память ЕГИЗАРЬЯНЦ.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить  детей в такие условия, при  которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую  игру в воспитательно-образовательном  процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение игровых правил направляется, контролируется  игровыми действиями (за правильный ответ ребёнок получает фишку и пр.) Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего». Так любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Бондаренко А. К. предлагает нам  методику организации дидактических   игр. Она считает, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  • углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов) память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимости для решения игровой задачи.

Проведение дидактических  игр включает:

- ознакомление детей с  содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и  правил игры. При этом воспитатель  обращает внимание на поведение  детей в соответствии с правилами  игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель  учит детей правильно выполнять  действие, доказывая, что в противном  случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то, из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра.  Мера непосредственного участия  воспитателя в игре определяется  возрастом детей, уровнем их  подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием );

.- подведение итогов игры  – это ответственный момент  в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов  её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

По совету Бондаренко А. К. рассмотрим подробнее некоторые  приёмы и методы руководства дидактической  игрой.

Игра становится методом  обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической  игры ребёнок может приобретать  и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес  к ней, желание играть. Это достигается  различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры, её ход. В этот же период темп игры, естественно, замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается, темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности  развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, Рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается  в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет  в них уверенность в своих  силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант и т. д. Разыгрывание   фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплотиться, выполнить смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят бодрое настроение. Игра не терпит скуки, принуждения.

Таким образом, мы выяснили, что дидактическая игра имеет  свою структуру и методику, является развивающей игрой, так как выступает  и как средство всестороннего  воспитания ребёнка, поэтому её вполне можно использовать при обучении детей одному из сложных приёмов  логической памяти – классификации.

Внимательно изучив психолого-педагогическую литературу, особенно работы известного психолога Житниковой Л. М. ([12], [13]) нами был составлен план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также разработана программа обучения детей классификации с помощью дидактических игр, которая была рассчитана на три месяца. Каждый месяц разбивался пополам на 2 недели, которые содержали ряд определённых задач, которых нужно достигнуть за этот срок.

Так, 1 – 2 неделя февраля  месяца включала в себя следующие  задачи:

  • показать детям факт объединения однородных предметов в группы;
  • проследить с детьми процесс их группировки, связанный с употреблением обобщенного названия;
  • дать детям образец действия по созданию группы, употребляя родовые названия.

Исходя из содержания задач, были подобраны соответствующие  им дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в коробочке?», «Кто в домике живёт?», «Посмотрим, что у нас есть», «Нам прислали подарки».

3 - 4 неделя февраля включала  в себя такие  задачи:

- привлечение детей к  группировке объектов под руководством  воспитателя;

- упражнение детей в  отнесении единичного к заданному  общему. К этим задачам также  были подобраны следующие игры: «Поможем кукле», «Кто быстрее  соберёт?», «Кто быстрее положит?»  [45, с. 47], «Найди в мешочке», «Найди  то, что я попрошу» (11), «Кто найдёт, пусть возьмёт», «Магазин», «Бегите  ко мне», «Мы работаем», «Мы  гуляем», «Путешествие», «Разведчики».

1 – 2 неделя марта месяца  содержала в себе ряд следующих,  более сложных задач:

- учить осуществлять практические  действия отнесения и группировки;

- ввести в обучение  различные словесные игры, где  дети должны действовать в  форме внешней речи, опираясь  на имеющиеся у них знания. К данным задачам были отнесены  следующие игры: «Назови, что знаешь»,  «Продолжай», «Кто больше назовёт», «Будь внимательным» [28], «Что  вам нужно», «Нужно – не нужно» (Е. И. Удальцовой), «Что вы задумали?»,  «Назови правильно», «Не ошибись»  или «Бегите ко мне».

3 – 4 неделя марта месяца  включала в себя следующие   задачи:

- научить детей находить  те общие признаки, по которым  предметы могут быть отнесены к одной группе, т. е. научить их операциям самостоятельного обобщения и обозначения;

- побуждать детей к  самостоятельному употреблению  родовых названий.

Этот период был разделён по неделям: 3 неделя включала в себя задачи на упражнение детей в действии с наглядным материалом. Для этого  были использованы такие игры; как: «Найди, что подходит», «Дай, что подходит», «Четвёртый лишний», «Узнай, что в мешочке», «Назови одним словом», »Наведи порядок» [28, 35, 46]; «Найди и принеси», «Разведчики», «Не ошибись», «Не зевай», «Каждую птицу на своё место» [51, с. 22], «Кто быстрее наведёт порядок», «Кто больше» и т. п. [7]. 4 неделя была предназначена для упражнений детей группировке с помощью словесных игр: «Назови одним словом» [1, с. 170], «Назови, что знаешь», «Продолжай», «Что это?», «Не ошибись», «Раз-два!», «Охотник» [5, с.134], «Лишнее слово» [39, с. 39], «Я знаю...» [1, с. 166]. 1 – 2 недели апреля месяца тоже содержали сложную задачу: обучать детей классификации как речевому и умственному действиям. На этот период были подобраны следующие игры: «Кто быстрее назовёт одним словом», «Называй – не повторяй», «Какую группу мы спрятали?», «Отгадай, какую группу взял Петрушка», «Спрячем группу», «Магазин», «Наведи порядок», «Путешествие» [28, 35, 38 и др.]. 3 – 4 неделя апреля месяца заключает в себе основной этап – обучение детей классификации как способу логического запоминания. В него были включены следующие задачи:

- учить создавать целостные  образы группы, для обозначения  которых ребёнок должен употреблять родовое название;

- учить умению группировать  картинки в уме. Для этого  использовались такие игры, как:  «Какой группы не стало?», «Чего не стало?», «Какая группа прибавилась?», «Что изменилось?», «Какая группа исчезла?» [1, с. 226], «Убавилось или прибавилось» [1, с. 227].

На этом и заканчивается  курс обучения детей классификации  как одному из способов логической памяти детей. Нужно отметить, что  игры проводились три раза в неделю и дополнительно один раз с  детьми низкого уровня развития.

Как отмечают Болотник Л. Р. и др. [4, с.139], обучение в детском  саду может осуществляться в дидактических  играх, которые могут использоваться как самостоятельная форма, а могут включаться в качестве составной части занятия. Игровая форма облегчает детям усвоение материала. Они с удовольствием выполняют те действия, с помощью которых осуществляется игра и решается игровая задача, она же (игра) содержит учебную, интеллектуальную и практическую задачи.

Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте