Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ память ЕГИЗАРЬЯНЦ.docx

— 102.88 Кб (Скачать)

Дидактическая игра может  быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Дети старшей и подготовительной группы сами могут на занятии создавать  дидактические игры.

Обучение детей может  осуществляться и в процессе разнообразных  экскурсий, походов. Как предлагает Бондаренко А. К. [5, с. 121], остановимся на организации и руководстве играми вне занятий. Она отмечает, что шестилетние дети в часы, свободные от занятий, с увлечением играют. Но воспитатель может давать новые игры в том случае, если у ребят имеются необходимые для решения игровых задач.

Принципы отбора игр, таким  образом, остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.

Даже в подготовительной к школе группе воспитатель продумывает  связь дидактических игр с  другими видами детской деятельности, с творческими играми, трудом, художественной деятельностью. Опыт показывает, что дидактические игры являются одним из путей создания игрового замысла в творческой игре. Предметы, атрибуты, эмблемы, с которыми дети знакомятся в дидактической игре, они используют затем в своих самостоятельных играх. Это повышает интерес к некоторым занятиям.

Таким   образом, и в  подготовительной группе воспитатель активно руководит дидактической игрой. Здесь игра используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне её, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.

Нужно отметить, что формирование логической памяти старших дошкольников с помощью дидактических игр осуществлялось в утренний отрезок времени (до завтрака), на некоторых видах занятий (развитие речи, познавательное развитие, рисование), на прогулке, а также во второй половине дня. Хотя планировалось по одной игре три раза в неделю, в остальные дни детям давалась возможность играть самостоятельно.

Из всего вышесказанного можно сделать  вывод, что, используя планирование, а также, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, можно разработать, внедрить в обучение дошкольников программу, основанную на игровых методах для развития таких важных психических процессов, как логическое мышление и логическая память, что гарантирует в дальнейшем более успешное усвоение материала школьного обучения.

 

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В процессе обучения старших  дошкольников приёму классификации  нами были получены следующие результаты.

Так как обучение детей  проводилось во втором полугодии, то соответственно общий уровень готовности детей к обучению в школе был почти завершён. Дети уже получили достаточный запас знаний, который в этот период закрепились.

Но как уже говорилось выше, дети не пользуются приёмом классификации как способом запоминания. Хотя многие родовые понятия они знают: овощи, деревья, цветы, игрушки. Задачей педагога было научить детей пользоваться приёмом классификации для того, чтобы улучшить формирование логической памяти, которая является наиболее важной в процессе школьного обучения.

Как уже отмечалось, процесс  обучения детей проходил по двум этапам, каждый их которых содержал ряд задач, распределённых на две недели. Для удобства задачи мы обозначим стадиями.

Итак, какие же результаты были получены на первой стадии? Так  как в детском саду обучение детей  сводилось к занятиям, то, соответственно, на игры практически не оставалось времени. Поэтому дети с большим удовольствием включались в процесс игры. Уже на второй неделе дети могли безошибочно и самостоятельно называть родовые понятия. На второй стадии в целях обучения детей классификации как самостоятельному познавательному действию проводились дидактические игры с картинками, которые помогают упражняться в операции отнесения и в усвоении обобщающих слов.

Проводимые с детьми игры на этой стадии позволили нам расширить  представления детей о предметах, входящих в различные группы. Например, дети узнали, что к группе ягод относятся не только малина, клубника, вишня, смородина, но и такие малознакомые детям ягоды, как ежевика, крыжовник, клюква, брусника и т. д. Так что помимо поставленных задач с успехом решалась и ещё одна, в процессе которой дети получали новые знания.

На третей стадии дети учились находить общие признаки, по которым предметы относились к одной группе, то есть учились операциям самостоятельного обобщения и обозначения, самостоятельного употребления родовых названий. Здесь дошкольники сначала упражнялись с наглядным материалом (картинками). Нужно отметить, что дети старшего дошкольного возраста уже безошибочно делили предметы по группам, но названия таких групп, как насекомые, транспорт, обувь, инструменты, фрукты ещё не совсем усвоили. Так, например, в игре «Четвёртый лишний» Горельцева В. безошибочно отделила картинки с изображением огурца, моркови, помидора в группу «Овощи», а картинку с изображением яблока отложила, говоря: «Это не овощ». На вопрос воспитателя: «А что это?», отвечала: «Это яблоко». – «К какой группе относится?» – «К группе... забыла, растёт на дереве... вспомнила, это фрукт». Вика без колебаний отложила яблоко от других картинок, хотя цветом оно было таким же, как помидор. Из этого можно сделать вывод, что дети научились выделять существенные признаки в изображаемых предметах.

Как только дети научились  правильно группировать предметы с  помощью наглядного материала, им предлагаются словесные игры, типа «Назови одним словом», где дети учатся самостоятельно употреблять родовые названия. В этот период детям предлагаются в основном те группы объектов, родовые названия которых дети воспроизводят с ошибками или затрудняются отвечать.

Четвертая стадия, находящаяся на втором этапе (заключительная)представляет собой обучение детей классификации как анемическому действию. Здесь детей учат создавать целостные образы, для обозначения которых они должны употреблять родовое название, а также учат умению группировать картинки в уме. Т.е. на примере игры «Какая группа прибавилась?» детям дают задание рассмотреть картинки, лежащие перед ними (не в рядах по группам, а вперемежку), самостоятельно про себя определить, какие здесь есть группы, затем воспитатель просит детей закрыть глаза и добавляет несколько картинок из группы, которой ещё не было перед детьми (также вперемешку с остальными картинками). Дети должны внимательно рассмотреть все картинки, затем рассказать, какие из них прибавились, и объединить их затем в группу, дав ей родовое название.

Это стадия превращения познавательного  действия классификации в способ логического запоминания.

Проведя с детьми З-хмесячное  обучение их классификации как способу логического запоминания в целях выявления овладения ими этой операцией, были проведены индивидуальные игры-занятия с направляющей помощью воспитателя. Например, воспитатель разложил перед ребёнком несколько групп картинок (около 15 штук), предлагает ребёнку их рассмотреть, затем задаёт вопрос, какие группы он будет здесь запоминать, Вика К. (6 л. 2 мес.) отвечает: «Игрушки, овощи и одежда». Затем воспитатель задаёт вопрос: «А какую первую группу ты будешь запоминать? – «Игрушки». – «Какие?» – «Мишку, куклу, юлу, кубики» – «Все игрушки назвала?» – «Нет, вот ещё есть машина». – «Так, какие здесь у нас есть игрушки?» – «Кукла, юла, мишка, кубики, машина» – «Хорошо. Будь внимательна. А какую следующую группу ты будешь запоминать?» – «Одежду». – «Перечисляй». – «Рубашка, шорты, платье, юбка, майка. Да. Все назвала». – «Какую следующую?» – «Теперь овощи: помидор, картошка, морковка, горох и вот огурец. Всё. Все запомнила». Картинки накрываются листом бумаги и воспитатель предлагает ребёнку вспомнить, какие группы картинок нужно было запомнить. Вика отвечает: «Я помню. Овощи, потом игрушки и одежда. Затем воспитатель предлагает вспомнить, какие картинки были в группе «овощи». Вика, подумав, отвечает: «Морковка, горох, огурец, картошка и помидор. Все?» – «Да, все. Молодец. А теперь вспомни картинки группы «игрушки» – «Так. Кукла, юла, кубики, машина. Все?» – «Нет, не все. Подумай ещё?» – «…А, мишка». – «Теперь все». – «А сейчас одежду говорить?» – «Называй, какая у нас была одежда?» – «Майка, шорты, ещё платье, ещё рубашка... Всё» – «Нет, нет всё». – «Я не помню... майка, шорты, платье, юбка, рубашка». – «Теперь всё. Молодец».

К концу обучения дети уже  сами понимают необходимость классификации материала для его запоминания. У них возрастает лёгкость и свобода в оперировании группами.

На протяжении всего обучения дети самостоятельно использовали игры, которые им больше всего понравились  на прогулке, во второй половине дня. Для  этого, после каждой запланированной  обучающей дидактической игры картинки или игрушки, которые использовал  педагог, оставляли в групповой  комнате в специально отведённой развивающей зоне.

Наблюдения показали, что  руководство за игрой берут на себя в основном дети с высоким  уровнем развития, остальные же с  не меньшим удовольствием подключаются к ним.

Так как данная программа  включала в себя обучение детей экспериментальной группы, соответственно дети контрольной группы знакомились с дидактическими играми только в самостоятельной игровой деятельности детей экспериментальной группы. Так, например, наблюдая, как Вика В., Таня О. и Вика Г. (из экспериментальной группы) увлечённо играют в игру "Четвёртый лишний", Алёша Б. подходит к ним и говорит: "И я хочу с вами играть". Девочки переглянулись: "А ты умеешь?" - "Нет. Вы мне покажите. Я научусь". Девочки, перебивая друг друга, объясняют ему, какая картинка лишняя: "Вот смотри. Видишь, здесь помидор, морковка, огурец...и малина. Малина здесь лишняя. Это же овощи. А малина не овощ! Это...ягода. Теперь понял?". Алёша утвердительно кивает: "Теперь я. Что это? Так, машинка, кукла, дерево, юла...Здесь дерево лишнее" (откладывает).

Объяснений, почему дерево лишнее мальчик не даёт.

Наблюдая за самостоятельной  игровой деятельностью детей, видя их успехи в обучении, можно сделать  вывод, что обучение детей классификации как логическому способу запоминания с помощью игровых методов является наиболее продуктивным. Конечно, нельзя забывать и о составлении программы, потому что дети должны получать знания последовательно, в определённой системе, так как результаты тестирования показали, что если проводить с детьми дидактические игры без программы, то они не могут использовать приём классификации в целях запоминания материала.

После проведённой работы для анализа результатов развития памяти детей была использована контрольная группа тестов, которые включали в себя те же тесты, что и тесты определения исходного уровня, только с изменением материала.

Контрольное тестирование предполагало изменение уровня логической памяти не только при формировании умения пользоваться классификацией материала  как приёмом запоминания, но и  в других видах памяти (зрительной, слуховой). В тесты на классификацию предметов брались картинки, не участвовавшие в процессе обучения.

Тест 1  включал в себя следующий ряд картинок: кот, ворона, олень, ласточка, овца, воробей, корова, медведь. Ребёнку давалось задание: "Перед тобой три домика. Рассели туда правильно всех животных.

Оценки : за каждый правильно классифицированный предмет начисляется I балл.

10 баллов - В

9-8 баллов - С

7 и менее баллов - 

Тест   2  "УЗНАВАНИЕ ФИГУР" предполагал Форму Б.

Оценка результатов при  этом не менялась.

Тест  3  "ЗАПОМНИ 10 СЛОВ" содержал в себе Форму Б: яблоко, нос, слон, дуб, лампа, иголка, книга, машина, ворона, молоток. Оценка результатов остаётся прежней.

Рассмотрим подробнее  результаты контрольного тестирования. Нужно отметить, что при сравнении  таблиц исходного и контрольного тестирования экспериментальной группы появились заметные улучшения процессов памяти.

Экспериментальная группа.                                                            Таблица 3.

Ф. И. ребенка

Результаты тестирования по уровням

№ 1

№ 2

№ 3

Итог

1. Андриященко В.

В

В

С

В

2. Иваненко К.

В

В

С

С

3. Житкова К.

В

С

С

В

4. Кулишь В.

В

С

В

Н

5. Лебедева К.

В

С

С

С

6. Полижай А.

В

В

С

С

7. Кривощеков З.

В

С

Н

Н

8. Гидзевская О.

В

С

Н

Н

9. Ершов А.

В

В

В

С

Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте