Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:36, курсовая работа
Запоминание у детей дошкольного возраста происходит в деятельности. Как известно из психолого-педагогических исследований, ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра (А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. К. Бондаренко, И. А. Барташникова и др.). Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания» .
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольников 5
1.1 Общие понятия о памяти 5
1.2 Особенности развития памяти у дошкольников. 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логической памяти у старших дошкольников 18
2.1. Исследование исходного уровня развития логической памяти детей 18
2.2. Содержание и методы работы воспитателя по развитию памяти детей дошкольного возраста 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 29
Заключение …………………………………………………………………… 35
Литература…………………………………………………………………......37
Развитие памяти происходит и тогда, когда взрослый просит рассказать сюжет просмотренного мультипликационного фильма, детской передачи или пересказать знакомую сказку, рассказ. Тренировка памяти происходит и в тех случаях, когда ребёнок вспоминает и рассказывает, как прошёл его день рождения, как провёл выходные дни и т. д.
В работе с детьми следует учитывать такую закономерность памяти, как реминисценция. Это отсроченное воспроизведение того, что казалось незакрепившимся в памяти. После предъявления достаточно сложного материала, который к тому же является и интересным, некоторые дошкольники не сразу могут самостоятельно вспомнить его. Они способны лишь ответить на заданные вопросы. Однако через несколько дней (3 – 5) воспроизведение того же материала улучшается, происходит увеличение числа подробностей, которые ребёнок не мог вспомнить в первый день сразу после его предъявления. Например, после весёлого праздника – посещения выставки народно-прикладного искусства – некоторые дети, особенно впечатлительные, дают бедные, бессодержательные ответы, рисунки. Необходимо подождать несколько дней, когда улягутся те сильные чувства, впечатления, которые вызвал прошедший праздник. Как отмечают учёные, чем сложнее и необычнее для детей то или иное событие, тем больше следует взрослым считаться с явлением реминисценции.
Для воспитания памяти дошкольников целесообразно широко использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объёма запоминаемого, прочности сохранения в памяти. Особенно уместно использовать картинки, книжки-ширмы, игрушки при запоминании стихотворений, потешек и т.д. Этот приём особенно заметно улучшает и облегчает запоминание текста большого объёма. Кроме того, он воспитывает интерес к книгам, к творчеству писателей, поэтов. Дети чаще всего берут красочно иллюстрированные книги стихов, сказок и по иллюстрациям припоминают их содержание. При запоминании очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, вкус. Несмотря на то, что при обучении старших дошкольников значительно возрастает роль словесных методов, действенное знакомство с предметами имеет ещё большое значение. В связи с этим различные обследовательские действия: рассматривание и активное ощупывание овощей, фруктов семян, плодов, определение их по форме, размерам, узнавание по вкусу и запаху надолго сохраняют в памяти ребёнка конкретные образы этих объектов. Активное действие, включённое в процесс восприятия, обеспечивает лучшее запоминание. Огромное значение имеет понимание детьми того, что заучивается. Важно обогащать память детей такими знаниями, которые были бы понятными и полезными для их дальнейшего интеллектуального и нравственного развития.
Как считают психологи ([15], [18], [20] и др.) важно понимание детьми цели, ради которой заучивается материал. Если детям неясно, для чего надо запоминать, они не прилагают серьёзных усилий, чтобы что-то выучить. Дети также должны знать свои успехи в заучивании. Старшие дошкольники должны привыкать к самоконтролю, что является важным условием для дальнейшей работы памяти.
Запоминание успешно происходит
в деятельности. Как известно из
психолого-педагогических исследований,
для детей-дошкольников ведущей
деятельностью является игровая
(А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец
и др.) В игре ребёнок не только
усваивает способы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти в дошкольном возрасте.
Экспериментальная работа по
формированию у детей логической
памяти на примере приёма классификации
проводилась в МАДОУ № 31 ст. Ленинградской
с детьми подготовительной к школе
группы в период с января по март
2011г. Для этой цели были взяты 2 группы
детей: контрольная и экспериментальная.
В контрольную группу вошло 8 человек,
в экспериментальную-9. Группы составлялись
таким образом, чтобы количественное и
качественное соотношения были приблизительно
одинаковы. То есть с помощью методов наблюдения,
а также беседы с воспитателями данной
группы, детей распределили по трём уровням
психического развития - высокий, средний
и низкий, далее группу детей делили так,
чтобы количество одинаковых уровней
и количество детей в группах было равным.
Это делается для того, чтобы более объективно
оценить, насколько эффективна методика
формирования у детей умения пользоваться
классификацией материала как приёмом
запоминания путём сравнения изменений,
произошедших после обучения в общих группах. Опытно-
Тест «Классификация предметов»
Используются следующие картинки: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан» капуста, подсолнух, вишня, гвоздика (Приложение № 2). Перед ребёнком кладут лист бумаги с изображением трёх корзин. Инструкция: «Вот три корзины. Эта (показывают) – корзина для фруктов, эта (показывают) – для овощей, эта (показывают) – для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда - все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)». Оценки: за каждый правильно классифицированный предмет начисляется I балл
9 баллов – В, 7 – 8 баллов – С, 6 и менее баллов – Н.
Тест предназначен для
диагностики зрительной памяти (вариант
теста Бернштейна).
Сейчас я покажу тебе на короткое время таблицу с различными фигурками. Будь очень внимателен и постарайся их запомнить. Потом я уберу эту таблицу и покажу тебе другую. На ней будет уже больше фигурок, но среди них будут и те, что ты запомнишь. Тебе нужно будет только найти их и показать мне. Если ты готов начать игру, скажи: «Готов!»
Оценка результатов:
За каждую правильно воспроизведённую фигуру – 1 балл.
9 баллов – В, 6 – 8 баллов – С, 0 – 5 баллов – Н.
Тест «Запомни 10 слов».
Тест предназначен для
диагностики слуховой вербальной памяти
(вариант теста З. М. Истоминой). Материал: 10 слов,
не связанных друг с другом по смыслу. Форма
А: груша, глаз, лев, берёза, сапог, очки,
диван, аист, чашка, ранец. Инструкция
для ребёнка: Послушай внимательно
слова, которые я прочитаю, и постарайся
их запомнить. После того, как я закончу
их читать, ты назовёшь те слова, которые
запомнил. Оценка результатов:
Высокий уровень – 7 – 10 баллов,
средний уровень – 5 – 6 баллов,
низкий уровень – 1 – 4 балла.
Результаты диагностики исходного уровня развития логической памяти детей подготовительной группы представлены в таблицах № 1 и 2 .
Таблица 1. Исследование исходного уровня развития памяти детей 6 – 7 лет экспериментальной группы
Ф. И. ребенка |
Результаты тестирования по уровням | |||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
Итог | |
1. Андриященко В. |
В |
В |
С |
В |
2. Иваненко К. |
С |
С |
С |
С |
3. Житкова К. |
В |
С |
С |
В |
4. Кулишь В. |
С |
С |
В |
Н |
5. Лебедева К. |
С |
Н |
С |
С |
6. Полижай А. |
В |
С |
С |
С |
7. Кривощеков З. |
С |
С |
Н |
Н |
8. Гидзевская О. |
Н |
С |
Н |
Н |
9. Ершов А. |
С |
С |
В |
С |
Таблица 1. Исследование исходного уровня развития памяти детей 6 – 7 лет контрольной группы.
Ф. И. ребенка |
Результаты тестирования по уровням | |||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
Итог | |
1. Балясный А. |
В |
С |
С |
В |
2. Попова Р. |
С |
С |
Н |
С |
3. Аракелов В. |
В |
С |
С |
С |
4. Солодовникова С. |
Н |
С |
Н |
Н |
5. Филиппова С. |
С |
С |
С |
С |
6. Фоменко О. |
В |
С |
С |
С |
7. Никитин Н. |
С |
С |
С |
С |
8. Овчарова С. |
С |
Н |
Н |
Н |
По результатам таблиц были сделаны выводы: в количественном и качественном отношении дети распределены приблизительно поровну; основная масса детей в группе имеет средний уровень развития логической памяти (9 человек), 4 человека – высокий уровень и 4 человека – низкий. Анализ результатов теста № 1 показал, что дети подготовительной группы недостаточно хорошо владеют приёмом классификации. Самая распространённая ошибка этого теста – отнесение картинки с изображением подсолнуха к группе цветов. Этот факт свидетельствует о том, что дети не могут определять общие и отличительные свойства сравниваемых объектов. Так, например, Оля И. на вопрос о том, почему он отнёсла подсолнух к цветам, ответила, что у нее есть лепестки, листики, он похож на цветок, просто он очень большой цветок. Ещё одна распространённая ошибка у детей подготовительной группы заключается в том, что они путают определения «овощи» и «фрукты». Это говорит о том, что воспитатели используют родовые определения от случая к случаю, не делают акцент, не привлекают к ним особое внимание, а самое главное – не закрепляют такой сложный материал в игровой деятельности. Тест № 2 показал, что дети данной группы слабо владеют приёмом сравнения предметов по памяти. Это говорит о том, что воспитатели мало заинтересовывают детей играми и заданиями для повышения умственной активности. По результатам таблицы мы видим, что только один ребёнок смог выполнить задание точно, получив высокий уровень. Многие дети легкомысленно отнеслись к заданию, не сумев максимально сосредоточить внимание на данном объекте. Некоторые ребята, например, Дима К., Валерия А. не только допускали ошибки, показывая другие изображения, но и показывали правильные, повторяясь несколько раз. Этот факт только подтверждает слабое развитие зрительной памяти. Использование в данном задании формы А, как более облегченной, чем форма Б, позволит нам в дальнейшем более точно установить, насколько улучшилась зрительная память, а также произвольное внимание дошкольников. Тест № 3 показал, что дошкольники 6 – 7 лет в среднем запомнили 5,8 слов из 10, показав средний уровень развития, хотя бралась облегчённая форма А, предназначенная для детей 5 – 6 лет. Форму Б будем использовать в контрольной группе тестов. Можно сказать, что в целом дети старались запомнить слова, слушая не отвлекаясь, внимательно. Но, как выяснилось, воспитатели в детском саду в основном используют механический способ запоминания, то есть тренируют память на основе заучивания стихотворений. В итоге мы получили не совсем удачный результат, к которому стремились.
Подводя итог по анализам тестирований исходного уровня развития логической памяти можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в специальном целенаправленном обучении. Только в этом случае они смогут овладеть таким сложным приёмом логической памяти, как классификация. Овладев этим приёмом дети уже в наиболее короткие сроки могут научиться и использованию других приёмов мнемической деятельности. По итогам анализа исследования исходного уровня развития памяти детей 6 - 7 лет подтвердилось правильное распределение детей по уровням, сделанное на основе метода наблюдения и беседы с воспитателями. Как видно из таблиц, в основном преобладает средний уровень развития детей. Это значит, что дети в процессе тестирования сталкивались с небольшими затруднениями, нуждались в подсказках взрослого. Дети с высоким уровнем умственного развития выполняли задания без помощи взрослого, самостоятельно, внимательно выслушивали инструкции к заданиям, поведение их было спокойное, уравновешенное, ответы давали чёткие, быстро, без колебаний, делая совсем небольшие паузы. Особое внимание следует обратить на детей с низким уровнем развития. Это сигнал о том, что ребёнок не готов к обучению в школе. Такие дети плохо справляются с выполнением заданий, не могут их делать самостоятельно, нужна помощь взрослого, который частично подсказывает или задаёт ребёнку наводящие вопросы, чтобы ребёнок был в состоянии на него ответить. Анализ содержания и методов работы воспитателей по развитию памяти детей дошкольного возраста и исследование исходного уровня развития логической памяти детей позволил нам сделать следующие выводы:
- необходимо познакомить
воспитателей с научной
- научить воспитателей
на примере приёма
- обучить детей приёму классификации для развития их логической памяти.
Проведённые анализы деятельности
воспитателя и выявления
Информация о работе Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте