Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития логического мышления, проанализировать развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Задачи:

- определить круг психолого-педагогической литературы, освещающей поставленный вопрос;

- изучить теоретический материал по данной проблеме;

- выделить основные показатели целостного логического мышления;

- определить методы и особенности формирования логического мышления у дошкольников;

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 337.00 Кб (Скачать)
 

       Из таблицы 1 видно, что возраст детей примерно одинаковый.

       Эксперимент проводился в обеих группах детей в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Было применено три методики для выявления уровня развития связной монологической речи.

      

     Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).

       Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

       Материалы: сюжетная картинка  с простым, доступным для ребенка сюжетом.

       Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

       Если ребенок затрудняется в  описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

       Анализ результатов.

       Рассказ ребенка, описание им  картинки оцениваются следующим образом:

      1 балл – ребенок составляет 2 – 3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов; часто предложения не связаны между собой (низкий уровень).

      2 балла – ребенок составляет  рассказ из 4 – 5 предложений, при  этом предложения могут отражать  события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

      3 балла – ребенок составляет  развернутый рассказ с использованием  прилагательных, наречий, а также  диалогов между персонажами, изображенными  на картинке; предложения могут  передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

     Результаты  обследования детей по данной методике представлены в таблицах 2 и 3. 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.

     Определение уровня развития словесно-логического  мышления на основе составления рассказа детьми контрольной группы.

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1 Маша Е. 1 Низкий
2 Настя С. 2 Средний
3 Арина Л. 3 Высокий
4 Кирилл П. 2 Средний
5 Лера Н. 2 Средний
6 Дима С. 1 Низкий
7 Никита П. 1 Низкий
8 Руслан К. 2 Средний
9 Настя З. 1 Низкий
10 Полина С. 3 Высокий
 

       Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать выводы:

     1. высокий уровень показали 2 ребенка;

     2. средний уровень – 4 ребенка;

     3. низкий уровень – 4 ребенка.

       Для детей седьмого года жизни  это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год. 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.

     Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа детьми экспериментальной группы.

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1 Оля К. 3 Высокий
2 Паша Ф. 2 Средний
3 Толя С. 2 Средний
4 Юля Б. 2 Средний
5 Игорь С. 1 Низкий
6 Вика П. 1 Низкий
7 Алеша П. 1 Низкий
8 Влад Г. 1 Низкий
9 Диана Л. 2 Средний
10 Юля У. 2 Средний
 

       Данные, представленные в таблице  3, позволяют сделать следующие выводы:

     - высокий уровень получил 1 ребенок;

     - средний уровень – 5 детей;

     - низкий уровень – 4 ребенка.

       Также как и у детей контрольной  группы, в среднем, уровень развития  словесно-логического мышления при  составлении рассказа по картинке  довольно низкий.

     Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

       Цель: определить уровень развития  словесно-логического мышления с  использованием серии сюжетных  картинок. Материалы: наборы последовательных картинок.

       Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном  порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

       Анализ результатов.

      1 балл – рассказ составлен  не правильно, на уточняющие  вопросы не отвечает, логические  связи не обосновывает;

      2 балла – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

      3 балла – рассказ составлен  правильно, состоит из распространенных  предложений, на уточняющие вопросы отвечает.

       Результаты обследования детей  по данной методике представлены в таблицах 4 и 5.

     Таблица 4.

     Определение уровня развития словесно-логического  мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной группы.

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1 Маша Е. 1 Низкий
2 Настя С. 2 Средний
3 Арина Л. 3 Высокий
4 Кирилл П. 1 Низкий
5 Лера Н. 2 Средний
6 Дима С. 2 Средний
7 Никита П. 2 Средний
8 Руслан К. 2 Средний
9 Настя З. 1 Низкий
10 Полина С. 2 Средний
 

     Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют следующие показатели:

       высокий уровень получил только 1 ребенок;

       средний уровень – 6 детей;

       низкий уровень – 3 ребенка.

     Таблица 5.

     Определение уровня развития словесно-логического  мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы.

Имя ребенка Баллы Уровень развития
1 Оля К. 3 Высокий
2 Паша Ф. 1 Низкий
3 Толя С. 1 Низкий
4 Юля Б. 2 Средний
5 Игорь С. 2 Средний
6 Вика П. 1 Низкий
7 Алеша П. 1 Низкий
8 Влад Г. 2 Средний
9 Диана Л. 1 Низкий
10 Юля У. 2 Средний
 

     По  результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:

     - высокий уровень получил 1 ребенок;

     - средний уровень – 4 ребенка;

     - низкий уровень – 5 детей.

     Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С. Ушакова).

       Цель: определение уровня построения  логического высказывания и связного изложения.

       Методика проведения.

       Детям предлагается самостоятельно  придумать сказку и дать ей  название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.

       Выполнение задания оценивается по следующим показателям:

      1 - выраженность сказочного содержания;

      2 - соответствие названия содержанию;

      3 - логичность, законченность построения;

      4 - грамматическая правильность речи;

      5 - использование языковых выразительных средств.

       Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.

       Результаты обследования детей представлены в таблицы 6 и 7.

     Таблица 6.

     Определение уровня построения связного высказывания (контрольная группа).

Имя ребенка Показатели Общий Уровень развития
1 балл 2 балл 3 балл 4 балл 5 балл
1 Маша Е. 1 1 1 2 2 7 Низкий
2 Настя С. 2 2 2 1 1 8 Средний
3 Арина Л. 3 3 3 3 2 14 Высокий
4 Кирилл П. 2 1 1 2 2 8 Средний
5 Лера Н. 2 1 2 2 3 10 Средний
6 Дима С. 1 1 2 2 2 8 Средний
7 Никита П. 1 2 1 2 1 7 Низкий
8 Руслан К. 2 2 2 2 1 9 Средний
9 Настя З. 1 1 1 2 1 6 Низкий
10 Полина С. 3 2 3 2 3 13 Высокий

Информация о работе Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста