Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития логического мышления, проанализировать развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Задачи:

- определить круг психолого-педагогической литературы, освещающей поставленный вопрос;

- изучить теоретический материал по данной проблеме;

- выделить основные показатели целостного логического мышления;

- определить методы и особенности формирования логического мышления у дошкольников;

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

   Первая  линия состоит в следующем: согласно Л.С. Выготскому, развитие игры идёт от развёрнутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам. Игры по правилам становятся интересны и значимы лишь к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребёнок сознательно подчиняется правилам, причём эти правила становятся для него внутренними не принудительными. По мнению А.Н. Леонтьева в игре по правилам ребёнок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Учитывая тот факт, что «центральным моментом формирования высших форм мыслительной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребёнка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания» [8;с. 56], можно утверждать, что решающее значение для формирования логического мышления в дошкольном возрасте имеет развитие игр с правилами.

     Вторая  линия - перенос значений в игре. Этот путь по мнению Д.Б. Эльконина - путь к символическому мышлению. Этот феномен можно объяснить исходя из того факта, что ребёнок видит окружающий мир только с той позиции, в которой он стоит. В игре же ребёнок всё время «вращается», меняет свою позицию. Иными словами, игра служит децентрации детей, что способствует становлению у них логического мышления.

      Любая форма игры имеет специфическое  значение, направленное на развитие определённой составляющей психики ребёнка. Так, в режиссёрской игре формируется механизм идентификации, лежащий в основе многих фундаментальных человеческих способностей.

      В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр: подвижная и дидактическая. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это - игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребёнок уже меньше увлекается процессуальной стороной деятельности и начинает руководствоваться учебными интересами,  стремлением приобрести некоторые новые знания и умения.

      В отличие от игр вообще, игра в образовательном процессе обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде. Кроме того, дидактическая игра  включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры и играет важнейшее значение в процессе формирования логического мышления, поскольку уже само выделение дидактической задачи представляет собой логический акт.

      В игре формируются и перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запомнить и запоминает лучше и больше, чем, например, в лабораторных условиях.

      В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

      Важная  роль игры в процессе овладения ребёнком высших форм мышления объясняется тем, что она предоставляет индивиду способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему усвоено.

      Использование игры делает обучение в этом возраст  «сообразным природе ребёнка». Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития» ребёнка. Л.С.Выготский писал: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [3;с. 64].

      Исходя  из этого, использование игры в образовательных целях может стать катализатором развития индивида в целом и его мышления в частности, если принципы организации этих игр будут основаны на особенностях развития психики ребёнка.

      Как уже отмечалось, являясь основным видом деятельности в дошкольном возрасте, игра имеет свои специфические особенности в зависимости от того в какой области она используется дошкольником. Если говорить об образовательном процессе, специфическим типом выступает дидактическая игра.

      Дидактическая игра - это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.

     Дидактическая игра является сложным многосторонним явлением. В дидактических играх  происходит не только усвоение учебных  заданий, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

     Особое  место в процессе формирования логического  мышления отводится математике. Это обосновано тем, что ни одна другая наука не даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а затем и к логическому мышлению. Кроме того, математические знания предполагают изучение в чистом виде процессов анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение, что даёт ребёнку возможность самому выводить новые знания из уже известных, или вновь узнаваемых во всех существующих направлениях науки. 

      Выводы  по первой главе.

     Проанализировав всё вышесказанное, можно подчеркнуть, что дошкольный возраст - это этап интенсивного психического развития, охватывающий все сферы, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных мыслительных операций.

       Период  жизни между 3 и 7 годами является наиболее сензитивным для совершенствования мыслительной деятельности, т.к. характеризуется быстрым физическим развитием и является временем интенсивного совершенствования различных видов психогенной деятельности.

     Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие моменты:

-появление  произвольности в поведении и  познавательных процессах; 

-способность  действовать по образцу и инструкции;

 -умение оценить свою работу и работу других;

 -способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации;

 -способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач;

 -способность осуществлять контроль за собственными действиями.

     Развитие  мышления дошкольника происходит поэтапно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него через наглядно-схематическое к логическому мышлению.

     Само  по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщённого, эта форма мышления остаётся образной, опирающейся на реальные действия с предметами или их заместителями.

     При специальной методической организации  деятельности дошкольника, процесс перехода к высшим формам мышления может быть простимулирован. Однако этот процесс не будет иметь негативные последствия только в случае соблюдения принципа природосообразности, который предполагает, что одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста: основного вида деятельности и взаимосвязи мышления со всеми психическими процессами. Таким образом, постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную деятельность стимулирует переход к логической форме мышления.

     Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста подразделяются на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.

     Предлагаемые  стратегии осуществимы в наиболее полной мере в рамках игровой деятельности, так как в ней складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.

     Исходя  из вышесказанного, практическая организация  образовательного процесса в дошкольном возрасте может базироваться на игре, как ведущем типе деятельности, и исходя из следующих психологических, обеспечивающих эффективность процесса обучения:

 - обучение должно проходить совершено естественно в соответствии с развитием - ребёнок сам себя развивает;

- сознание ребёнка является «впитывающим», поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого «впитывания»;

 - в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; сущность разума в упорядочении и сопоставлении;

- отказ от миссии обучать детей - вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и усвоения информации;

 - мышление ребёнка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

     Исходя  из выше сказанного, в дошкольном возрасте можно наблюдать тот факт, что предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов и актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Экспериментальное изучение развития логического мышления в дошкольном возрасте с использованием дидактических игр.

     2.1 Констатирующий этап эксперимента.

     Эксперимент проводился в дошкольном образовательном  учреждении № 62 «Журавленок» г. Сызрань  Самарской области.

     В эксперименте принимало участие 20 детей  подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). 

     Таблица 1.

     Список  детей.

Контрольная группа Экспериментальная группа
Имя ребенка Возраст Имя ребенка Возраст
Маша  Е. 6 лет 4 мес. Оля К. 6 лет 8 мес.
Настя С. 6 лет 6 мес. Паша Ф. 6 лет 4 мес.
Арина Л. 6 лет 8 мес. Толя С. 6 лет 3 мес.
Кирилл  П. 6 лет 3 мес. Юля Б. 6 лет 2 мес.
Лера  Н. 6 лет 2 мес. Игорь С. 6 лет 8 мес.
Дима  С. 6 лет 7 мес. Вика П. 6 лет 3 мес.
Никита  П. 6 лет 3 мес. Алеша П. 6 лет 7 мес.
Руслан  К. 6 лет 8 мес. Влад Г. 6 лет 4 мес.
Настя З. 6 лет 5 мес. Диана Л. 6 лет 3 мес.
Полина  С. 6 лет 7 мес. Юля У. 6 лет 7 мес.

Информация о работе Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста