Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности развития логического мышления, проанализировать развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Задачи:

- определить круг психолого-педагогической литературы, освещающей поставленный вопрос;

- изучить теоретический материал по данной проблеме;

- выделить основные показатели целостного логического мышления;

- определить методы и особенности формирования логического мышления у дошкольников;

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

     Все действия, входящие в деятельность учения, можно разделить на два класса: общие и специфические.

  Общие виды познавательной деятельности используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например умение планировать свою деятельность, умение контролировать свои действия и т.д. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приёмы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных, специфических знаний. К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации. К общим видам деятельности относятся также умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать и т.д. Условно их можно объединить в группу «психологических» ввиду их прямой взаимосвязи с основными психическими процессами.

      Специфические действия отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний.

      Указания, относящиеся к способу действия («как делать»), обычно начинают выполняться детьми позднее и с большим трудом, чем указания, относящиеся к результату («что делать»). При усложнении мыслительного процесса эти различия исчезают, и ребёнок с достаточным вниманием пытается выполнять инструкции, относящиеся к действию в целом.

        Однако сам способ действия может быть задан ребёнку в разной форме: либо в виде прямых указаний, относящихся к каждому последовательному элементу действия, либо в виде общего правила, которому ребёнок должен следовать на протяжении всего действия. В первом случае выполнение указаний, относящихся к способу действия, принципиально ничем не отличается от выполнения указаний, относящихся к результату: действие просто дробится на мелкие отрезки; во втором же случае правильное выполнение действия оказывается невозможным без отделения способа от результата и его осознания.

      Конечно, здесь ещё не идёт речь о самостоятельном  поиске ребёнком обобщённого способа действия, ребёнок получает способ в готовом, достаточно конкретном виде. Важен сам факт возможности его осознания и применения дошкольником. Поначалу ребёнок имеет конкретный опыт обращения с предметами, а позже переходит к абстрагированию на основе приобретённых знаний. Когда ребёнок сравнивает, упорядочивает, измеряет, речь идет о проявлении математического мышления. Ребёнок овладевает сенсорным и моторным опытом, развивая при этом математические способности. Дети довольно рано могут овладеть математическими знаниями, и математика может стать такой же близкой и естественной, как и речь, если преподносить эти знания особым способом. Таким способом может стать игра. Однако, для осуществления на практике процесса активизации и совершенствования мышления, необходимо определить механизмы взаимосвязи между игровой и познавательной деятельностью.

      Обобщённый  анализ исследований показывает, что  основой формирования высших форм мышления у детей дошкольного возраста является их активное участие в разных видах деятельности: трудовой, продуктивной, игровой, общении. Причём, между разными 
видами деятельности существует внутренняя психологическая 
взаимосвязь, которая позволяет усмотреть комплексное и 
целенаправленное использование их в качестве инструмента 
формирования логического мышления. Анализ научных работ позволил выделить следующие положения:

1. Проблема  развития логического мышления  ребёнка является одной из  наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.

2. С другой стороны, умение активно перерабатывать в уме информацию, 
использовать приёмы логического мышления, позволяет ребёнку 
получить более глубокие знания и понимание учебного материала в 
отличие от тех, кто обладая невысоким уровнем развития логики, 
постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

3. В современных условиях никакое расширение программного материала 
не способно охватить весь накопившийся и необходимый детям в их 
будущей жизни опыт современного общества. В связи с этим 
образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы 
помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами 
мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать 
необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. 
самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний.

4. Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития 
логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует 
тщательного анализа научной литературы по проблеме развития 
мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки 
программно-методического и дидактического и психологического 
обеспечения всей системы дошкольного образования.

     1.4. Методики по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

     Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста подразделяются на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.

     К первому подходу можно отнести следующие частные методики.

     Авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера в 1994 году была разработана специальная программа «Развитие». Её особенность заключалась в выраженной ориентации на развитие умственных способностей и творчества детей в дошкольном возрасте.

     Согласно  этой программе основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, является развитие у детей способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов.

     Овладение наглядным моделированием в старшем дошкольном возрасте осуществляется по нескольким линиям. Первая линия - это расширение диапазона моделируемых отношений: пространственных, временных и логических. Вторая линия касается степени обобщённости моделируемых отношений внутри каждого типа. Третья линия состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети.

     Программа предусматривает проведение большинства  занятий в подгруппах, численностью 8-10 детей.

     В русле программы развития и воспитания детей «Детство» (1995) (рук. Т.Н. Доронова и Л.И.Иванова), разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, представляют интерес работы, посвященные введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности и порядка. В данных работах выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка. Например, описаны методики использования логических блоков Дъёнеша и палочек Кюизенера, применение которых в работе с дошкольниками помогает развивать у них логико-математические представления и умения. В частности, логические блоки помогают ребёнку овладеть логическими операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции «не», «и», «или».

     Овладевая вышеперечисленными логическими операциями, дети учатся рассуждать, правильно  строить высказывания, оперировать  сразу тремя признаками объекта.

     Ко  второй группе методик можно отнести  методики Дъёнеша, Кюизенера и М. Монтессори. Игры и упражнения с использованием блоков Дъёнеша и палочек Кюизенера и Монтессори-материал используются как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

     Палочки Кюизенера как дидактическое  средство соответствует особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям. Работа с палочками позволяет перевести практические действия во внутренний план, создать полное, и, в то же время, достаточно обобщённое представление о понятии.

     С помощью палочек Кюизенера можно  ещё в детском саду сформировать у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».

     М. Монтессори разработала образовательно-саморазвивающую программу, построенную на психологических основах. Принципиальное соединение психологических и педагогических аспектов обучения - не нововведение. К этой проблеме обращались многие специалисты, как зарубежные, так и отечественные. Существует достаточное количество разнообразных образовательных программ, построенных по указанному принципу. Основополагающей позицией организации образовательного процесса является использование психологических приёмов при осуществлении педагогического воздействия. Причём, в данном контексте педагогическое воздействие понимается, как учебно-информационное.

     Однако, программы обучения, основанные на данном принципе, рассчитаны, в основном, на школьный период. Спецификой же дошкольного возраста можно считать малоэффективность учебного (педагогического) воздействия, ввиду несформированности учебной деятельности как таковой. Таким образом, означенная принципиальная позиция в дошкольном возрасте должна быть трансформирована с учётом ведущего типа деятельности данного периода - игры, и принципов организации воздействия.

     К проблеме введения элементов логики при обучении математике в детском  саду относится также разработанный  Е.А.Пономарёвой интеллектуальный тренинг, который способствует комплексному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в начальной школе.

     Методика  построена по типу формирующего эксперимента. До и после тренинговых занятий проводится обследование детей, позволяющее определить развивающий эффект обучения. В результате экспериментального апробирования методики были получены данные, свидетельствующие о том, что, во-первых, при решении детьми системы задач, распределённых по степени сложности и по характеру игрового и учебного материала, происходит выделение и обобщение приёмов умственной деятельности; во-вторых, основным условием продуктивного решения развивающих задач является использование знакового опосредования, то есть действия моделирования; в-третьих, одновременное развитие основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического - позволяет сформировать у детей умение управлять своими практическими, образными и логическими действиями при решении задач, а также умение рассматривать различные варианты достижения поставленной цели и умение рассуждать.

     Неслучайно, что авторы отводят математике особое место в процессе формирования мышления. Дело в том, что ни одна другая наука  не даёт возможность глубокого и  осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Ни один другой предмет не может дать возможность познать процесс анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение.

     Существующие  известные системы обучения дошкольников имеют ряд серьёзных изъянов. Привнесение в дошкольные учреждения школьных уроков привело к искажению самой сути дошкольного воспитания, коренным образом изменило позицию взрослого по отношению к детям, пагубно отразилось на развитии детских видов деятельности.

     Это заставило теоретиков и практиков дошкольного воспитания вспомнить про игру.

     В рамках игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.

  Однако наряду с игровой, не менее значимыми для ребёнка дошкольного возраста оказываются трудовая и учебная виды деятельности. Поэтому условием достижения успешного результата в обучении должно быть их гармоничное соединение.

  Развитие  познавательных процессов, изменения, происходящие в поведении ребёнка, его личности, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста в структуре деятельности происходят значительные сдвиги. Они касаются как естественных изменений внутри уже существующих видов деятельности, так и появления новых форм игры и формирования предпосылок нового вида деятельности - учебной.

  В старшем дошкольном возрасте ведущей  деятельностью продолжает оставаться игра. Причём, у старших дошкольников можно встретить почти все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

  Игра  на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Её развитие происходит по нескольким направлениям.

Информация о работе Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста