Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров пути их разрешения и предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить некоторые особенности межличностных конфликтов среди офицеров и психологические условия их разрешения.
Задачи:
1. Изучить литературу на тему особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их разрешения.
2. Провести анализ процесса разрешения межличностных конфликтов между офицерами.
3. Выявить достоверность различий в полученных эмпирических данных.
4. Подобрать возможные рекомендации для решения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность конфликтов и их классификация.
1.2 Основные подходы в современной социальной психологии к изучению разрешения конфликтов.
1.3 Взгляды военных психологов на проблему условий успешного разрешения конфликтов. Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
2. Практическая часть
2.1 Описание выборки испытуемых. Описание методик исследования.
2. Эмпирические данные
3. Изучение специфики конфликтов во взаимоотношениях офицеров методом анализа документов
4. Анализ психологических условий, влияющих на успешность разрешения конфликтов, полученных методом опроса
5. Определение достоверности различий по частоте возникновения конфликтов среди младших и старших офицеров
3. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов.
3.1 Пути предупреждения конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
3.2. Стратегия разрешения конфликта.
3.3 Практические рекомендации руководителям и подчиненным по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

      Среди инновационных весомыми являются: уровень информированности оппонентов о нововведении, способы внедрения новшества, методы проведения изменений. Влияние факторов этой группы на процесс разрешения конфликта проявляется опосредовано. 
 
 
 
 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ
 

2.1 Описание выборки  испытуемых 

      Наше  исследование проводилось на базе Пограничного управления ФСБ Российской Федерации  в Республике Таджикистан (в/ч 28804). Исследуемые офицеры управления, только мужчины в возрасте от 24 до 50 лет, в количестве 20 человек.

Исследования  проводились  спонтанно, с согласия испытуемых.

     Описание  методов и  методик  исследования

Для  исследования применялись следующие методики:

     1. Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К. Томаса.

     Методика  диагностики предрасположенности  личности к конфликтному поведению.

      Цель: Оценивались 5 способов реагирования в  конфликтной  ситуации: соперничество,  сотрудничество,   компромисс,   избежание,   приспособление.

     Инструкция: « Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете»

     Текст опросника

     1. А. Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

     Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

     2. А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

     Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

     3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

     Б. Я стараюсь успокоить другого  и сохранить наши отношения.

     4. А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

     Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого  человека.

     5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого.

     Б. Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать напряженности.

     6. А. Я пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.

     Б. Я стараюсь добиться своего.

     7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

     Б. Я считаю возможным уступить, чтобы  добиться другого.

     8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

     Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

     9.А.  Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

     Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

     10. А. Я твердо стремлюсь достичь  своего.

     Б. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

     11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

     Б. Я стараюсь успокоить другого  и главным образом сохранить  наши отношения.

     12. А. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры.

     Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

     13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

     Б. Я настаиваю, чтобы было сделано  по-моему.

     14. А. Я сообщаю другому свою  точку зрения и спрашиваю о  его взглядах.

     Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

     15. А. Я стараюсь успокоить другого  и, главным образом, сохранить  наши отношения.

     Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

     16. А. Я стараюсь не задеть чувств  другого.

     Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

     17. А. Обычно я настойчиво стараюсь  добиться своего.

     Б. Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

     18. А. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

     Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

     19. А. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

     Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

     20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия.

     Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию  выгод и потерь для всех.

     21. А. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

     Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

     22. А. Я пытаюсь найти позицию,  которая находится посредине  между моей позицией и точкой  зрения другого человека.

     Б. Я отстаиваю свои желания.

     23. А. Я озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого.

     Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

     24. А. Если позиция другого кажется  ему очень важной, я постараюсь  пойти навстречу его желаниям.

     Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

     25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

     Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

     26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

     Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы  удовлетворить желания каждого  из нас.

     27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры

     Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

     28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

     Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти  поддержку у другого.

     29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

     Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

     30. А. Я стараюсь не задеть чувств  другого.

     Б. Я всегда занимаю такую позицию  в спорном вопросе, чтобы мы с  другим заинтересованным человеком  могли добиться успеха.

     Количество  баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

     Ключ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1       А Б
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5          
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11 А       Б
12       Б А
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А
 
  1. Опросник  Басса-Дарки, диагностика показателей  и форм агрессии.

Цель: Для  изучения уровня агрессивности на предпочитаемый способ разрешения конфликтов.

Опросник Басса–Дарки

 

     Инструкция:  Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».

     Текст опросника.

     1. Временами я не могу справиться  с желанием причинить вред  другим.

     2. Иногда я сплетничаю о людях,  которых не люблю.

     3. Я легко раздражаюсь, но быстро  успокаиваюсь.

     4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

     5. Я не всегда получаю то, что  мне положено.

     6. Я знаю, что люди говорят обо  мне за моей спиной.

     7. Если я не одобряю поведение  друзей, я даю им это почувствовать.

     8. Когда мне случалось обмануть  кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

     9. Мне кажется, что я не способен  ударить человека.

     10. Я никогда не раздражаюсь настолько,  чтобы кидаться предметами.

     11. Я всегда снисходителен к чужим  недостаткам. 

     12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

     13. Другие умеют почти всегда  пользоваться благоприятными обстоятельствами.

     14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал.

     15. Я часто бываю не согласен с людьми.

     16. Иногда мне на ум приходят  мысли, которых я стыжусь.

     17. Если кто-нибудь первым ударит  меня, я не отвечу ему.

     18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю  дверьми.

     19. Я гораздо более раздражителен,  чем кажется.

     20. Если кто-нибудь корчит из себя  начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Информация о работе Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров пути их разрешения и предупреждения