Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:39, курсовая работа
Цель: изучить некоторые особенности межличностных конфликтов среди офицеров и психологические условия их разрешения.
Задачи:
1. Изучить литературу на тему особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их разрешения.
2. Провести анализ процесса разрешения межличностных конфликтов между офицерами.
3. Выявить достоверность различий в полученных эмпирических данных.
4. Подобрать возможные рекомендации для решения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность конфликтов и их классификация.
1.2 Основные подходы в современной социальной психологии к изучению разрешения конфликтов.
1.3 Взгляды военных психологов на проблему условий успешного разрешения конфликтов. Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
2. Практическая часть
2.1 Описание выборки испытуемых. Описание методик исследования.
2. Эмпирические данные
3. Изучение специфики конфликтов во взаимоотношениях офицеров методом анализа документов
4. Анализ психологических условий, влияющих на успешность разрешения конфликтов, полученных методом опроса
5. Определение достоверности различий по частоте возникновения конфликтов среди младших и старших офицеров
3. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов.
3.1 Пути предупреждения конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
3.2. Стратегия разрешения конфликта.
3.3 Практические рекомендации руководителям и подчиненным по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.
Заключение
Список литературы
5. Сотрудничество, когда
участники конфликта приходят
совместно к решению
Каждая из указанных форм поведения в конфликте имеет свои случаи эффективного использования
Современный
этап исследований межличностных конфликтов
характеризуется
Рассмотренные выше подходы к пониманию проблемы разрешения конфликта свидетельствуют об отсутствии единой точки зрения на данную проблему. Возможно использование в качестве признаков различения понятий, обозначающих завершающую стадию конфликта, степени разрешенности противоречия, лежащего в его основе, а также характера и направленности действий оппонентов и третьих лиц, которые обязаны или вынуждены принимать участие в конфликте.
Поэтому в современной социальной психологии под разрешением межличностного конфликта можно понимать такие действия (конструктивные или деструктивные) оппонентов либо третьих лиц, которые ведут к прекращению конфликтного противоборства и частичному или полному разрешению противоречия, лежащего в основе возникновения объективной конфликтной ситуации.
К
числу деструктивных функций
конфликта относится его
К конструктивным функциям межличностного конфликта относятся улучшение после разрешения конфликта эффективности индивидуальной деятельности оппонентов и совместной деятельности группы, позитивные изменения во взаимоотношениях и социально-психологическом климате коллектива. Конфликт является способом перевода взаимоотношений на новый уровень, оказывает положительное влияние на развитие личности, тестирует участников конфликта, позволяет выявить проблемы в структуре и функциях организации, выявляет несоответствия между формальной и неформальной структурами группы
Психологами разработан достаточно обширный понятийный аппарат описания конфликта, включающий: причины конфликта, типологию, структуру, динамику, функции, предупреждение и разрешение. Полнота исследования любого реального межличностного конфликта может быть достигнута только при условии совокупного рассмотрения всех элементов данного явления.
Проблемы
взаимодействия оппонентов на завершающем
этапе конфликта в качестве самостоятельного
объекта исследований в отечественной
социальной психологии находится в стадии
активной разработки. Основной акцент
в исследованиях по данной проблематике
сделан на изучение путей и способов разрешения
конфликта, как непосредственными
участниками, так и третьими лицами. В
последние годы увеличилось число исследований
по изучению технологии, теоретической
разработки и апробации различных вариантов
социально-психологического тренинга
как средства повышения психологической
компетентности в разрешении межличностных
конфликтов [22].
В военной психологии первые попытки постановки и теоретического осмысления проблемы конфликта предпринимаются в 60-х - 70-х годах. В 1964 году А.Д. Глоточкин, изучая взаимоотношения военнослужащих в первичном воинском коллективе, определил нарушения требований воинских уставов воинами срочной службы как “неуставные взаимоотношения”. В последующем Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий определяют эти нарушения, как конфликты среди военнослужащих.
Одной из характерных черт состояния Вооруженных Сил, в том числе сил и средств Военно-морского флота, в современных условиях стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В них чаще, чем раньше, вступают не только военнослужащие по призыву, но также прапорщики и офицеры. Эта тенденция, на первый взгляд кажущаяся следствием стихийного развития событий, на самом деле достаточно закономерна.
Конфликт, как считают психологи, - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.
Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов. К их числу военные психологи относят:
• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;
• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;
• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.
• сложность и динамичность воинской деятельности;
• несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера отношений военнослужащих тому типу отношений, которые возникают в процессе служебной деятельности;
• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.
Среди субъективных причин возникновения конфликтов в военной психологии выделяются управленческие и психологические.
Управленческие причины:
- принятие необоснованных или ошибочных решений;
-
излишняя опека старшими
- неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;
-
примерное равенство
-
недостаточная
Психологические причины:
- неуставные отношения;
-
недостаточность культуры
-
стремление командира
- предвзятое отношение начальника к подчиненному;
- сложные взаимоотношения между военнослужащими;
-
завышенная самооценка
- стремление стать лидером в коллективе любыми путями;
- негативизм в поведении;
-
повышенная агрессивность и
- эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Анализируя
причины возникновения
К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать.
Поэтому для командира необходимо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы урегулирования типичных конфликтов.
Одна из наиболее значительных работ по проблеме конфликта, где впервые выделены условия разрешения конфликтов между военнослужащими, подготовлена военными психологами Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий. В ней обобщаются результаты изучения конфликтов в воинских коллективах, получает дальнейшее развитие психологическая теория конфликта. Авторы указывают пути выявления и предотвращения конфликтов в целях сплочения воинского коллектива [19].
А.Я. Анцупов, изучив проблему предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров, отметил, что важным является умение офицера отстоять свои интересы, избегая негативных эмоций по отношению к партнеру по взаимодействию и не допуская наступательного разрушительного противодействия ему. Это достигается умением управлять своим психическим состоянием, умением оценить ситуацию взаимодействия, понять интересы и ожидания партнера, найти адекватный ситуации способ разрешения проблемы [2]
Важным условием конструктивного разрешения конфликтов является выбор оппонентами оптимальной стратегии разрешения конфликта, которая в каждом конкретном случае определяется совокупностью ситуативных факторов и личностно-психологическими особенностями конфликтующих сторон (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс).
Основным
условием разрешения конфликтов в воинских
коллективах, как считает Ю.А. Канатаев,
является воздействие офицеров-
Анализ
социально-психологической
Таким образом, можно сказать, что основным направлением современных социально-психологических исследований конфликта является изучение условий разрешения межличностных конфликтов.
К
настоящему времени
Разрешение межличностного конфликта представляет собой сложный многоступенчатый процесс, включающий анализ и оценку конфликтной ситуации, выбор способа и стратегии разрешения конфликта, формирование операционного состава действий, реализацию плана и его коррекцию, оценку эффективности своих действий.
Межличностный конфликт
На процесс разрешения
Основными личностными факторами, оказывающими наибольшее влияние на процесс разрешения конфликта, являются: социально обусловленные качества оппонентов, степень правоты оппонентов, психическое состояние участников.
Основными ситуативными факторами являются: поддержка оппонента окружающими и взаимоотношения непосредственных участников во время конфликта.