Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров пути их разрешения и предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить некоторые особенности межличностных конфликтов среди офицеров и психологические условия их разрешения.
Задачи:
1. Изучить литературу на тему особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их разрешения.
2. Провести анализ процесса разрешения межличностных конфликтов между офицерами.
3. Выявить достоверность различий в полученных эмпирических данных.
4. Подобрать возможные рекомендации для решения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность конфликтов и их классификация.
1.2 Основные подходы в современной социальной психологии к изучению разрешения конфликтов.
1.3 Взгляды военных психологов на проблему условий успешного разрешения конфликтов. Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
2. Практическая часть
2.1 Описание выборки испытуемых. Описание методик исследования.
2. Эмпирические данные
3. Изучение специфики конфликтов во взаимоотношениях офицеров методом анализа документов
4. Анализ психологических условий, влияющих на успешность разрешения конфликтов, полученных методом опроса
5. Определение достоверности различий по частоте возникновения конфликтов среди младших и старших офицеров
3. Практические рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтов.
3.1 Пути предупреждения конфликтов во взаимоотношениях офицеров.
3.2. Стратегия разрешения конфликта.
3.3 Практические рекомендации руководителям и подчиненным по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

    Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако... число желающих "подставить другую щеку" не множится.

    Выделяют  три основных типа конфликтогенов:

   - стремление к превосходству;

   - проявления агрессивности;

   - проявления эгоизма.

      Проблема  конфликта имеет выраженный междисциплинарный  характер. Ее исследованием занимаются искусствоведы, математики, педагоги, политологи, правоведы, психологи, социобиологи, социологи, философы. История изучения конфликта, степень разработанности проблемы и характер связей с другими дисциплинами для каждой науки специфичны. Существенной особенностью проводимых в рамках различных наук исследований является их изолированность. Наиболее развиты междисциплинарные связи у психологии и педагогики. [21]

      В обществе в настоящее время сформировалась потребность в действенных рекомендациях по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов. В рамках одной науки объективно трудно выработать практические рекомендации, которые были бы полезны в разрешении реальных конфликтов.

      Дальнейшее  развитие понимания сущности конфликта вообще и межличностного конфликта в частности может быть связано с определением его как одного из способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. Помимо конфликта, противоречия социального взаимодействия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Конфликт характеризуется, во-первых, противодействием оппонентов, т.е. их общением, поведением или деятельностью, направленными на защиту  своих интересов путем ограничения активности оппонента и нанесение ему морального или материального ущерба. Второй важный признак конфликта - переживание оппонентами выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.

      Важной  предпосылкой изучения межличностных  конфликтов является определение их взаимосвязей с другими видами и типами конфликтов. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Н.Ф. Феденко и В.П. Галицкий  отмечают, что в основе классификации конфликтов могут быть следующие параметры: содержание конфликта, его объект, форма проявления, источник возникновения, последствия и другие. Если в качестве основания выбрать особенности сторон, участвующих в конфликте, то можно предложить следующий вариант классификации (приложение 1). [19]

      Социальные  конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, межгосударственные.

        Внутриличностные конфликты: борьба двух позитивных или двух негативных тенденций, борьба позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта.

        Зооконфликты: интрапсихические и между животными (территориальные, иерархические, половые, ресурсные).

      В.В.  Емуаров предлагает следующую классификацию  конфликтов:

а) Типология  конфликтов:

      - по сфере проявления – экономические,  идеологические, социально- бытовые;

      - по степени проявления – скрытые,  открытые, случайные, хронические;

      - по степени  длительности и  напряженности – бурные быстротекущие,  длительные слабовыраженные и  вялотекущие, слабовыраженные и  быстротекущие;

      - по типам субъектов конфликтного  взаимодействия – внутриличностные. межличностные, «личность- группа», межгрупповые;

       -  по характеру взаимодействия  – деструктивные и конструктивные;

       -  по предмету – реалистичные  и нереалистичные.

б) Структура  конфликта:

  • участники;
  • условия;
  • причины;
  • взаимодействие (характер действий, степень активности, направленность действий);
  • последствия (подчинение, компромисс, прерывание конфликта, интеграция).

в) Динамика конфликта:

      - возникновение предконфликтной  ситуации или «стадия потенциального  конфликта»;

      - дальнейшее усиление взаимной напряженности или возникновение объективной конфликтной ситуации;

      - возникновение повода для конфликтного  столкновения (внутреннее побуждение  и внешнее побуждение) или переход  к конфликтному поведению, начало  конфликта;

      -   апогей - высшая точка развития конфликта;

      -   разрешение конфликта; 

      -   постконфликтный период. [23]

        Предлагаемые классификации, разумеется, не является единственно правильными  и полными, поскольку попытки  предлагать какую-либо единственную, так сказать, истинную классификацию конфликта представляются заведомо неоправданными. [17]

      Конфликт  можно отнести к одному из типов  трудных ситуаций, возникающих в  процессе жизнедеятельности. Наряду с  трудными ситуациями деятельности, социальные и внутриличностные конфликты обладают основными признаками трудной ситуации, поэтому в разработке методологических теоретических и методических проблем изучения конфликтных ситуаций можно использовать богатый опыт, который накоплен в исследованиях трудных ситуаций деятельности.

      Межличностные конфликты во взаимоотношениях имеют две группы причин: объективные и субъективные. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуально-психологическими особенностями, которые приводят к выбору ими конфликтного, а не иного способа разрешения возникшего объективного противоречия. [7]

       В числе наиболее значимых предпосылок конфликтов:

       - отсутствие навыков общения, грубость, обращение по кличкам;

       - несовпадение взглядов на происходящие  события; 

       - ложные направления завоевания  авторитета, стремление главенствовать;

       - демонстрация эгоизма, самоуверенности,  зазнайства;

       - нечестность, паразитирование; 

       - применение "грубой силы";

       - занудливость, назойливость;

       - бесхарактерность;

      - вздорность, эмоциональная несдержанность. [2]

      К числу основных объективных причин, приводящих к возникновению конфликтов, относятся естественное столкновение интересов в процессе их жизнедеятельности, слабая разработанность нормативных процедур разрешения типичных межличностных противоречий, недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ и др.

      В целом, к настоящему времени в  психологии утвердилось понимание  того, что конструктивное разрешение конфликта возможно только в результате комплексного воздействия на объективную и субъективную стороны конфликта.

      Специалистами большое внимание уделяется выявлению  и изучению объективных и субъективных условий конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Обычно к ним относят: диагностику противоборства (выяснение причин конфликта, мотивов поведения сторон и т.д.); осуществление тщательного ситуационного и позиционного анализа (т.е. прояснение сложившейся ситуации, позиций и интересов сторон); прогнозирование последствий конфликта для каждого из участников и т.п.

      Одно  из первых исследований по изучению способов разрешения межличностных конфликтов выполнено И.В. Черновым и А.И. Щербаковым, которые установили, что наиболее часто применяемый способ - взаимные уступки. Среди других способов авторы выделяют: вмешательство общественности, уход одной из сторон из коллектива, административное вмешательство.

      Два обобщенных способа разрешения конфликта  выделяет А.Н. Алексеева. 

         - конструктивный - выбор личностью оптимального алгоритма действий с причинением наименьшего ущерба для себя, окружающих и противоположной стороны в рамках принятых в обществе моральных и правовых норм;

      - деструктивный - вытеснение или псевдоразрешение конфликта, а также его разрешение с помощью неприемлемых с точки зрения моральных и правовых норм общества  действий в отношении себя или других.

    Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). [23]

      Н.В. Гришина способы разрешения конфликтов подразделяет на индивидуальные и диалогические. [6]

    В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

    Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

    Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

    Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

    Нереалистические  конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

    Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до 4, 6 и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

    Внутриличностный  конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

     В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие формы внутриличностных конфликтов:

     * перцептивную (возникающую при затруднении  в восприятии);

     * интеллектуальную (человек затрудняется  решить задачу);

     * эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

     * волевую (человек не может управлять  собой);

     * мотивационную (связанную с борьбой  мотивов).

     Психологическая устойчивость - это характеристика личности военнослужащего, состоящая  в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

Информация о работе Особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров пути их разрешения и предупреждения