Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания – уход от проблем.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1Межличностное общение как предмет изучения психологии.
1.1.1 Понятие межличностного общения.
1.1.2. Виды, уровни, функции межличностного общения.
1.1.3. Структурный анализ общения
1.2. Психологические аспекты виртуального общения.
1.3.Понятие и критерии Интернет-зависимости.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Организация и методы исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.1.1. Описание выборки.
2.1.2. Описание методик.
2.2. Описание и анализ результатов исследования особенностей межличностного общения у лиц с интернет-зависимостью.
2.2.1. Результаты исследования на интернет-аддикцию.
2.2.2. Результаты исследования уверенности в себе.
2.2.3. Результаты исследования уровня принятия других.
2.2.4. Результаты исследования уровня общительности.
2.3. Интерпретация результатов.
2.3. Вывод.
3. Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения у интернет-зависимых..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

   российские  пользователи  были  вынуждены   пользоваться    иностранными

   терминами.  Но со временем  для  быстроты  и  удобства  их  «перевели»  в

   русскую  транскрипцию, сократили и, в некоторых   случаях,  придали  форму

   русских  слов. В результате появились   глаголы  типа  «юзать»  (от  англ.

   “Use”  -  использовать,  пользоваться)  или  “кликать”  (от  “click”   –

   щелкать), искаженные  слова,  как,  например,  «дрова»  вместо  драйвера

   (программа,  обеспечивающая  работу дополнительного  оборудования). Многие

   слова  просто сокращаются: модер   вместо  модератора,  сис  админ   вместо

   сетевого  администратора, проги вместо  программ. Имеют место и курьезные

   новообразования.  “Аська” заменяет ICQ,  «моник»  -  монитор,  а  «клава»

   становится  синонимом клавиатуры.

    Вышеперечисленные  особенности Интернет-общения приводят  с значительному

   обеднению   словарного  запаса  пользователей.  Как  следствие   возможно

   возникновение  трудностей с  аффективной   стороной  общения,  то  есть  с

   адекватной   передачей   и    восприятием    эмоционального    состояния

   собеседников. Эти трудности, в частности,  связаны с утратой  возможности

   вербально  описать свои чувства и эмоции. Стандартность построения фраз  и

   использование   небольшого  числа  слов,  речевых   оттенков  и  синонимов

   сглаживает  эмоциональный фон беседы.

 Все  эти   особенности  определяют  не  только   специфику  коммуникативных

процессов в  сети, но и задают новый, «сетевой», стиль  восприятия,  передачи

информации,  следовательно,   и   стиль   мышления   в   новых   категориях.

Иллюстрацией  может  служить   складывающийся   так   называемый   «нэтикет»

(Интернет-этикет),   нормы   и   правила   поведения   в   сети,   стратегии

самопрезентации, а также многие другие элементы  Web-культуры,  создающие  у

пользователя  ощущение сопричастности.

 Таким образом,  в Интернете  в  результате  физической   непредставленности

партнеров по  коммуникации  друг  другу  теряет  свое   значение  целый  ряд

барьеров  общения,  обусловленных  такими  характеристиками   партнеров   по

коммуникации, которые  выражены: их полом,  возрастом,  социальным  статусом,

внешней    привлекательностью    или    непривлекательностью,    а     также

коммуникативной компетентностью  человека,  а  точнее,  невербальной  частью

коммуникативной компетентности. Следовательно,  особенности  коммуникации  в

Интернете позволяют  человеку конструировать идентичность по  своему  выбору,

компенсировать  недостатки,  социально  не  одобряемые  качества  или  просто

скрывать определенные характеристики.

 В связи  с активной включенностью   индивида в процесс виртуального  общения,

в ходе которого он конструирует виртуальную личность, нельзя  обойти  вопрос

о последствиях данного  вида  общения,  о  том,  как  обретение  виртуальной

идентичности  и процесс  взаимодействия  с  другими  виртуальными  личностями

воздействует  на реальную личность. 
 

1.3.Понятие  и критерии  Интернет-зависимости. 

   Проблема  Интернет-зависимости рассматривается  в зарубежной  психологии  с

1994  года.  Первыми  с  ней  столкнулись   врачи-психотерапевты,  а   также

компании, использующие в своей деятельности Интернет и  несущие  убытки,  в

случае, если у  сотрудников появляется патологическое влечение к  пребыванию

он-лайн. По мнению психиатров, Cyber Disorder (CD) в ближайшее  время войдет

в DSM-V на равных с  другими  нехимическими  зависимостями  (аддикциями)  -

гэмблингом,   любовными,      сексуальными      аддикциями,      аддикциями

избегания, отношений, к трате денег и работоголизмом.  При  этом  Интернет-

зависимость определяется как "навязчивое желание выйти  в Интернет, находясь

off-line, и неспособность  выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи

приводят различные  критерии Интернет-зависимости. 

   Кимберли  Янг  приводит следующие симптомы  Интернет-зависимости: 

   1.Навязчивое  желание проверить e-mail; 

   2.Постоянное  ожидание следующего выхода в  Интернет;

   3.Жалобы  окружающих на то, что человек проводит слишком много времени  в

 Интернет;

   4.Жалобы  окружающих на то, что человек  тратит  слишком  много  денег   на

 Интернет.

   Схожие  критерии  приводит  Иван  Голдберг.   По   его   мнению,   можно

 констатировать  Интернет-зависимость при наличии  3  или  более  пунктов  из

 следующих: 

   1. Толерантность.

  1.1. Количество  времени, которое нужно провести  в Интернет, чтобы достичь

удовлетворения, заметно возрастает;

  1.2. Если человек  не увеличивает количество времени, которое он проводит

в Интернет, то эффект заметно снижается.

  2. Синдром  отказа.

2.1 Характерный  "синдром отказа":

2.1.1. Прекращение  или сокращение времени, проводимого  в Интернет,

  2.1.2. Два или  больше из следующих симптомов  (развиваются в течение

периода времени  от нескольких дней до месяца): 

   •Психомоторное  возбуждение;

   •Тревога;

   •Навязчивые  размышления о том, что сейчас  происходит в Интернет;

   •Фантазии  или мечты об Интернет;

   •Произвольные   или   непроизвольные   движения   пальцами, напоминающие

печатание на клавиатуре.

   Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают  снижение или нарушение

социальной, профессиональной или другой деятельности.

   2.2. Использование  Интернет позволяет избежать  симптомов "синдрома

отказа".

   3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или

 чаще, чем  было задумано.

   4. Существуют  постоянное желание или безуспешные  попытки прекратить или

 начать контролировать  использование Интернет.

   5. Огромное  количество времени тратится на деятельность, связанную с

 использованием  Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых броузеров,

 поиск провайдеров,  организация найденных в Интернет  файлов).

   6. Значимая  социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются

 или редуцируются в связи с использованием Интернет.

   7. Использование  Интернет продолжается, несмотря  на знание  об  имеющихся

периодических или постоянных физических, социальных,  профессиональных  или

психологических  проблемах,  которые  вызываются  использованием   Интернет

(недосыпание,  семейные (супружеские) проблемы, опоздания  на назначенные  на

утро  встречи,  пренебрежение  профессиональными     обязанностями,     или

чувство   оставленности значимыми другими).

   Также     было    установлено,     что      Интернет-зависимые      часто

"предвкушают"  свой выход в Интернет, чувствуют  нервозность,  находясь  off-

line, врут относительно  времени пребывания в Интернете,  и  чувствуют,  что

 Интернет  порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а также  социальные

 проблемы, например, студенты страдают  от  академической   неуспеваемости  и

 ухудшения  отношений [11].

  Бурова  В.А.    приводит   данные   исследования,   проведенного   с

использованием  теста,  предложенного  К.  Янг  [11].  На  www-сайте в

Интернет  размещен  переведенный  и   адаптированный   тест   на   Интернет-

зависимость (www.test.lvs.ru). За неполных 5 месяцев  исследования  получено

более 600 анкет, принято к обработке - 570. Из них 196 женщин, 374  мужчины.

Возраст опрошенных от 12 до 47, значение медианы возраста  -  23  года.  49%

имеют  высшее  образование,  20%  -среднеспециальное,  15%  -  незаконченное

высшее. 32% респондентов продолжают  образование.  78%  используют  Интернет

для работы, ! остальные 22% исключительно для отдыха и развлечения.

  Распространенность  этого расстройства составляет  примерно 2%  (по  данным

К. Янг - 1-5%), причем более подвержены ему гуманитарии  и  люди, не  имеющие

высшего  образования,  нежели  специалисты  по  компьютерным  сетям.   Среди

подверженных  зависимости  преобладают  мужчины  (67%).  Скорее  всего,  это

связано с тем, что в Рунете пока женщин  просто  в  принципе  меньше.  Также

подтвердились данные о том, что сравнительно  часто  среди  лиц,  страдающих

Интернет-зависимостью,     встречаются      злоупотребляющие      алкоголем,

патологические  игроки и т.п.  Стаж  пребывания  в  Интернет  у  зависимых  в

среднем  более  2-х  лет,  однако,   наблюдается   значительное   количество

опрошенных, набравших  по тесту К. Янг  "пограничное"  количество  баллов  со

стажем менее  года. Здесь можно предполагать, скорее, не  предрасположенность

к зависимости, а увлечение новой "игрушкой". 

                        Причины  Интернет-зависимости. 

   В уже  упоминавшемся исследовании К.Янг  было установлено,  что "Интернет-

независимые пользуются преимущественно  теми  аспектами  Интернет,  которые

позволяют  им  собирать  информацию  и  поддерживать  ранее   установленные

знакомства. Интернет-зависимые  преимущественно  пользуются  теми  аспектами

Интернет,   которые   позволяют   им   встречаться,   социализироваться   и

обмениваться  идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных  среде". То  есть,

большая часть  Интернет-зависимых пользуется сервисами  Интернет,  связанными

с общением.

   Относительно  того, какие особенности Интернета являются для них  наиболее

  привлекательными,  86%  Интернет-зависимых  назвали   анонимность,  63%  -

доступность, 58% - безопасность и 37% - простоту использования.

   По мнению  Буровой В.А. , притягательным в  качестве  средства  "ухода"

от реальности Интернет делает:

   1. Возможность  анонимных социальных интеракций  (здесь  особое  значение

Информация о работе Особенности межличностного общения у лиц с Интернет зависимостью